Использование моделирования в экологическом воспитании старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования:

теоретически обосновать и экспериментально доказать формы, методы и средства моделирования в экологическом воспитании дошкольников.
Проверить эффективность использования этих методических приемов в процессе занятий с дошкольниками.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…..…..3

1. Теоретические основы экологического воспитания. …………..……......5

1.1 Анализ психолого-педагогических исследований.

Задачи экологического воспитания в процессе

ознакомления с окружающим миром. ………………………….………5

1.2. Особенности умственного развития старших

дошкольников как условие для применения

метода моделирования. …………………………………………..……......9

1.3. Состояние практической работы по экологическому

воспитанию в ДДУ № 49 г. Бобруйска……………………………….....15


2. Изучение возможностей и результатов применения

метода моделирования в экологическом воспитании

дошкольников ……………………………………………………….…..18


2.1 Методика исследования использования моделирования

в экологическом воспитании дошкольников

5-6 летнего возраста.…………………………………………………..….18

2.2 Экспериментальная работа по исследованию

применения моделирования в экологическом

воспитании старших дошкольников…………………………….…..…..19

2.3.Результаты применения моделирования в

экологическом воспитании дошкольников.

2.3.1. Анализ результатов использования предметных моделей

в экологическом воспитании дошкольников……………………………24

2.3.2 Применение предметно-схематических моделей,

их возможности в экологическом воспитании….....................................28

2.3.3 Моделирование рассказа о природе как один

из способов применения метода моделирования

в процессе экологического воспитания.....................................................31


Заключение…………………………………………………………..35


Литература…………………………………………………………...36


Приложения………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая по природе Использование моделирования в экологическом воспитании.doc

— 750.00 Кб (Скачать)

   Одним из способов развития у детей умения строить рассказ последовательно, четко, выбирать наиболее точные слова является коллективный рассказ. Коллективный рассказ может быть составлен по темам, близкой     детскому опыту. Самой простой формой коллективного рассказывания является такая, когда воспитатель дает готовую фабулу рассказа, а дети добавляют отдельные слова и выражения. Как усложнение задания может быть использован прием “докончи рассказ”. Воспитатель дает детям начало рассказа, они заканчивают его.

   В ходе эксперимента детям было предложено составить модель рассказа о весне по трем опорным пунктам: ранняя осень, середина осени, поздняя осень. По каждому из опорных пунктов рисовались по 3 пиктограммы. После этого дети воспроизводили рассказ, причем оценивалось количество логически связанных полных предложений, составленных ребенком, и количество названных ребенком оригинальных признаков, отличных от образца, данного воспитателем. Затем экспериментальные данные сравнивались с аналогичными данными, полученными до применения метода моделирования рассказа. Результаты эксперимента отражены в  Приложении 5.

       Общие результаты отражены в сводной таблице, в которой  по выявлен уровень изменения подготовленности дошкольников по вопросам экологического характера   на I и II этапах  исследовательской работы по использованию моделирования на занятиях в детском саду, а также влияние данной работы на общее развитие ребёнка. ( Приложение 6,7) 
 
 

Заключение 

   Таким образом, результаты исследования показывают, что применение метода моделирования при систематизации знаний дошкольников об окружающем дает ощутимые положительные результаты, а именно:

  • позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными  пониманию ребенка;
  • положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас;
  • улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;
  • повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;
  • формирует цельное представление о экосистемах и временах года.

   Все вышеперечисленное становится возможным  прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития старшего дошкольника, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления.

   В ходе эксперимента было выявлено, что все формы использования моделирования, а именно: предметное моделирование, предметно-схематическое моделирование, новый, перспективный метод моделирования сказки или рассказа о природе, дают примерно одинаковые результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.

   Кроме того, установлено, что применение метода моделирования является возможным и актуальным в связи с уровнем умственного развития дошкольников старшего возраста. Именно в этом возрасте дети достигают уровня умственного развития, достаточного для того, чтобы успешно применять метод моделирования для систематизации знаний дошкольников об окружающем мире.

   Предлагается  использовать метод моделирования  шире в практике дошкольного воспитания, активно применяя эту методику во всех направлениях дошкольного воспитания и особенно в умственном воспитании, поскольку именно здесь данный метод дает наиболее ощутимые результаты. 

   Литература

    1. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка.-М.,1988
    2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,1980
    3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада.-М.,1982
    4. Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности.- Самара,1997
    5. Зеньковский В.В. Психология детства.- Екатеринбург,1995
    6. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных.- М.,1988
    7. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада/ А.А.Каменева и др.- М.,1983
    8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.,2000
    9. Кандратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей.  Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2001
    10. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном дестве.-М.,1995
    11. Поддьяков Н.Н. Особенности психического равзития детей дошкольного возраста.- М.,1996
    12. Психология воспитания/Под ред. В.А Петровского.- М.,1995
    13. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.- М.,1987
    14. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду.-М.,1975
    15. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.-К.,1973
    16. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. Н.Н.Поддьякова.-М.,1984
    17. Ушинский К.Д. История воображения// Избр. Пед. Соч.-М.,1954.-Т.2
    18. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.,1978
 
 

                         ПРИЛОЖЕНИЕ 1

       Список  экспериментальной группы 

    1. Горошко Рита
    2. Ермоленко Артём
    3. Змитрович Катя
    4. Филимонов Илья
    5. Вильчинский Женя
    6. Агаева Рена
    7. Арутюнян Симон
    8. Лисица Коля
    9. Петровский Женя
    10. Фиц Юра
    11. Казакевич Саша
    12. Сенников Костя
    13. Лесун Оля
    14. Скорина Лиза
    15. Витион Настя
    16. Щербин Влад
    17. Стреж Петя
    18. Захарчук Богдан
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

на I квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Занятия экологического характера с элементами моделирования. 

сентябрь
время

проведения

форма и  содержание  занятия
1 неделя  Идет  комплектование группы и воспитатель  посредством наблюдения за деятельностью  детей или давая им спец. задания определяет уровень развития экологической воспитанности
2 неделя Комплексное занятие № 1. «Я знаю всех животных» с элементами моделирования – часть 1.1

Комплексное занятие № 2. «Планета Земля в опасности» с включением игрового моделирования  «Земля и ее обитатели».

– дидактическая  игра «Почему они исчезают»

3 неделя Посвящается циклу ежедневных наблюдений за сезонными  явлениями природы, целевым прогулкам  по участку детского сада. Данный цикл наблюдений и работа с календарем проводятся ежемесячно.

Игры  на природе “Найди пять листьев с разных деревьев и назови их”, “Собери самые красивые листья”, “Найди самый большой лист”, “Найди дерево и кустарник по описанию”, “Узнай на ощупь, с какого дерева лист”.

Комплексное занятие № 3. «Растительный мир» с элементами моделирования  - часть 1.1

Дидактическая игра «Что растет в родном краю».

4 неделя Комплексное занятие № 4. «Я знаю всех животных» с элементами моделирования – часть 1.2
октябрь
1 неделя  Комплексное занятие № 5. «Обитатели нашего уголка».

Цель: воспитывать умение задавать вопросы; воспитывать навыки культурного общения.

– Уточнить виды растений и животных в уголке природы.

Комплексное занятие № 6. «Я знаю всех животных» с элементами моделирования – часть 2.1

2 неделя  Комплексное занятие № 7. «Почему белые медведи не живут в лесу».

Цель: совершенствовать умения детей составлять рассказы по картинкам, представляющим сюжет в развитии; воспитывать умение подбирать слова, сходные по звучанию; активизировать словарь детей

Комплексное занятие № 8 «Я знаю всех животных» с элементами моделирования – часть 2.2

3 неделя Как и в сентябре, проводятся наблюдения за сезонными  явлениями природы на участке  детского сада и работа с календарем.

Комплексное занятие № 9. «Растительный мир» с элементами моделирования  - часть 1.2

4 неделя Цикл наблюдений за комнатными растениями.

Комплексное занятие № 10. «Растительный мир» с элементами моделирования  - часть 2.1

Рисование предметной схемы-модели на тему “Что мы увидели бы, если бы заглянули под землю”

ноябрь
1 неделя  Продолжается  цикл наблюдений за комнатными растениями.

Комплексное занятие № 11. «Где у саксаула листья?».

Цель: дать детям представление о пустыне. Уточнить с детьми представление о приспособленности знакомых им животных.

2 неделя  Комплексное занятие № 12. «Растительный мир» с элементами моделирования  - часть 2.2

Игровое моделирование  «Земля и ее обитатели»

Цель: уточнение и расширение знаний о животных.

Комплексное занятие № 13. «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения».

Цель: сформировать у детей представление о дифференцированной потребности комнатных растений во влаге.

3 неделя  Продолжается  подкормка птиц.

Ежедневно проводится наблюдение за погодой и  работа с календарем.

Дидактическая игра «Кто назовет больше признаков улучшения (ухудшения) погоды?»

Рисование предметной схемы-модели на тему “Что мы увидели бы, если бы заглянули под снег”

4 неделя Комплексное занятие № 14. «Беседа об осени»

Цель: воспитывать навыки культурного общения; совершенствовать умения детей отвечать на поставленные вопросы; совершенствовать умения детей составлять рассказы по картинкам, представляющим сюжет в развитии.

Продолжается  цикл наблюдений за сезонными явлениями  природы на участке детского сада и работа с календарем.

 

РАБОТА  С ДЕТЬМИ  В СЕНТЯБРЕ

Первая  неделя.

Идет  комплектование группы, и мы посредством  наблюдения за деятельностью детей и при помощи специальных заданий определяем уровень знаний детей, их экологическую воспитанность, характер отношения дошкольников к объектам живой природы, имеющимся в группе и на участке детского сада.

Вторая  неделя.

В течение всего сентября воспитатель не привлекает специального внимания детей к объектам группового уголка природы: сама поливает растения, ухаживает за животными, если таковые имеются. Делает это обязательно при детях. При этом наблюдает за ними и помечает в диагностической тетрадке, кто из детей предлагает помощь, кто проявляет интерес, кто равнодушен к живым обитателям группы.

Занятие № 1.

  «Я знаю всех  животных» с использованием предметно-схематических моделей ( часть 1.1)

    Цель: Начальная  систематизация и "открытие" некоторых закономерностей:

             среды обитания и с образом жизни,  строение частей тела и окраска покрова с опре деленными их функциями, постоянно изменение всего живого.

Содержание  заданий (вопросы, комментарии), часть которых сопровождается моделями

1а.  У кого какая "одежда"? Выделение у каждого животного характерного признака кожного покрова: перья, чешуя, кожа, шерсть, иголки, панцирь.

16. Чем покрыто тело этих животных? У кого перья, шерсть, иголки, чешуя, кожа, панцирь? Сравнение животных по "одежде". Беседа о том, что покрытие тела связано с образом жизни животного.

. Где чей узор? Узнавание окраски тела животных.

26. Как окраска помогает животным?

Разговор о  значении окраски в жизни животных (помогает спрятаться от врагов или отпугивает их, позволяет незаметно подкрадываться к добыче).

За. Кто оставил следы на снегу? Сопоставление животных с отпечатками лап (ног).

36. Почему следы разные?

Разговор о  том, что форма отпечатка зависит  от строения конечностей, а рисунок следов - от способа передвижения (скачет, ползет, бежит).

4а.  Где чье жилище? Поиск "домика" для каждого животного.

46. Расскажи, кто и как построил эти "домики"?

Беседа о значении жилища в жизни животных: выведение детенышей, сон, укрытие от врагов и непогоды. О домашних животных заботятся люди: строят конюшни, коровники, ставят ульи, будки... Дикие животные делают жилище сами: вьют гнезда, роют норы, обустраивают берлоги.

Занятие № 2.

«Планета  Земля в опасности!» с включением игрового моделирования «Земля и ее обитатели» и «Почему они исчезают».

Программное содержание. Дать детям представление  о том, что Земля – это громадный  шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. Таких материков несколько: Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида. На земном шаре есть два полюса: Северный и южный.

На планете  Земля обитает много живых  существ: в океанах и морях  живут рыбы и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают разные животные (наземные, водные, воздушные), живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух.

Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.

Материалы и модели к занятию. Большой мяч (шар) голубого цвета, белые контуры материков (можно использовать контурные карты),  плакат «SOS», флажок «SOS», бледно – зеленая, желтая краски, авторучки с черным и красным стержнями, простой карандаш, клей.

Игровое моделирование  «Земля и ее обитатели».

    Цель: уточнение и расширение знаний о  животных; пополнять словарный запас  детей новыми названиями.

Ход игры: Дети делятся на две команды; чья команда какой континент выберет. Затем дети выбирают животных, которые живут на этом континенте, определяя их по силуэту. Чья команда быстрее подберет животных, та и выиграла.

Дидактическая игра «Почему они  исчезают».

    Цель: учить отстаивать свое мнение, соглашаться или не соглашаться с мнением другого человека. В этом детям помогают диалоги между ними. Воспитывать экологическую культуру, прививать любовь к природе.

Информация о работе Использование моделирования в экологическом воспитании старших дошкольников