Использование компьютерных технологй при обучении школьников ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования являлось: изучение специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития, анализ и разработка на их основе приемов педагогической коррекции.
Объектом данного исследования явилась дисграфия и методы ее коррекции у младших школьников (7 – 8 лет), имеющих задержкой психического развития. Предметом данного исследования является процесс выявления специфических (дисграфических) ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития и их коррекция.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические подходы к изучению обучению грамоте младших школьников с задержкой психического развития………………………………7
1.1 Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………7
1.2 Характеристика речевого развития детей с задержкой психического развития и оособенности готовности к обучению грамоте .....................……..11
1.3 Использование компьютерных технологий при коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..19
2. Экспериментальное изучение обучение грамоте (письмо) школьников с задержкой психического развития……………………………………………...23
2.1 Методы и организация исследования………………………………………23
2.2 Выявление уровня сформированности навыка письма у младших школьников………………………………………………………………………25
2.3 Составление методических рекомендаций для педагогов и родителей по коррекции дисграфии у младших школьников путем компьютерных технологий…………………………………………………………………..……31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………………...38
Приложения……………………………………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

Использование компьютерных технологий при коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития.docx

— 105.39 Кб (Скачать)

Таким образом, компьютерная программа  «Гарфилд», прежде всего, основана на научно-обоснованных методах коррекции нарушений  развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности  младших школьников. Использование данной программы в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Кроме того, внедрение ее в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

 

 

Заключение

 

 

В последние годы мы сталкиваемся с тем, что в первые классы общеобразовательной  школы поступает значительное число  детей, имеющих низкий уровень школьной зрелости. В своем большинстве  недостатки развития являются следствием социальной и педагогической запущенности и проявляются в трудностях освоения навыков чтения, письма, счета.

Анализ механизмов, лежащих в  основе трудностей обучения у младших  школьников, представляет собой актуальное направление современной коррекционной  педагогики. Связано это со значительным увеличением в последние годы количества неуспевающих учащихся в  общеобразовательной школе. Одной  из наиболее частых причин неуспеваемости у детей является специфическое  нарушение письма (дисграфия).

По данным разных авторов, в Казахстане дисграфия выявляется у 10% - 25% учеников начальных класс.

На сегодняшний день существует два основных направления в изучении специфических нарушений письма у детей: психолого-педагогическое и нейропсихологическое.

Психолого-педагогический подход к  исследованию патогенеза дисграфии  широко распространен. Возникновение  дисграфии представители этого  направления объясняют нарушением или несформированностыо высших психических функций (ВПФ), обеспечивающих процесс письма.

Так, по мнению Р.Е.Левиной, Н.А. Пикашиной, Л.Ф. Спировой, А.В.Ястребовой, М.С.Грушевской, дисграфия является следствием нарушения  устной речи: звукопроизношеиия, фонематического  восприятия, анализа и синтеза, лексико-грамматического  строя. М.Е. Хватцев, О.А. Токарева, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева отмечают у школьников со специфическими нарушениями письма помимо речевых дефектов, наличие  оптических и оптико-пространственных трудностей. Некоторые авторы описывают  также нарушения моторики, слухо-моториых и оптико-моторных координации у  школьников с дисграфией. Кроме того, ряд исследователей указывает на особенности памяти, мышления, внимания при дисграфии

Анализ литературных данных показал, что в функциональную систему  письма входят следующие структурные  компоненты:

    1. программирование, регуляция и контроль акта письма;
    2. переработка слухоречевой информации;
    3. переработка кинестетической информации;
    4. переработка зрительной информации;
    5. переработка полимодалыюй информации;
    6. серийная организация движений;
    7. избирательная активация.

На начальных этапах обучения практически  все перечисленные звенья функциональной системы письма реализуются полностью  осознанно. В дальнейшем отдельные  звенья автоматизируются.

Под термином дисграфия понимают стойкие  нарушения письма, не связанные с  незнанием грамматических правил, а  обусловленные недоразвитием или  частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный  процесс письма.

Появлению дисграфии способствует задержка формирования различных функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных и временных представлений, а также недоразвитие фонематических, лексических, грамматических представлений. При желании все эти проблемы можно выявить еще задолго  до начала школьного обучения и вовремя  провести коррекцию. «Борьба» с дисграфией должна начинаться не в школе, когда  обнаруживаются специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, еще до начала обучения ребенка грамоте, чтобы устранить сами причины  возникновения ошибок.

Основные симптомы дисграфии - специфические  ошибки, которые не связаны с применением  орфографических правил. Такие ошибки очень стойкие и повторяются  неоднократно.

Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письма. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в  развитии, предполагает использование  специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом  обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ  в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и  психологический комфорт, а также  предоставляя воспитаннику свободу  выбора форм и средств деятельности.

 

 

  Список используемой литературы

 

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста [Текст] / Под ред. Л. С. Цветковой. - Москва - Воронеж, 2001. – ISBN 5-7695-1694-1
  2. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б. Г. Ананьев // Начальная школа. 1999. – ISSN 1617-2736
  3. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика [Текст] /Т. В.Ахутина// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции.- Москва - Воронеж, 2001. – ISBN 5-3468-0059-8
  4. Воронова, А.П. Нарушение письма у детей. [Текст]/ А.П. Воронова / – СПб., 1994. – ISBN 5-7695-1694-1
  5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. [Текст]/ Выготский Л. С. / Т. 2, 3, 5. - М., 1983.
  6. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму. [Текст] /Е. В. Гурьянов/- М., 1999. С. 38-126. – ISSN 5-1680-0027-1
  7. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. [Текст] / Н.И. Гуткина /- М., 2000. – ISSN 5-0267-854-3
  8. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. [Текст] / Л. Н. Ефименкова / - М., 2001. – 232 с. - ISSN 5-94051-001-9
  9. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов[Текст]: Пособие для логопеда. /Л. Н. Ефименкова /– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 232с. – ISSN 5-17-011143-6.
  10. Ефименкова, Л.Н., Садовникова, И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей [Текст]. / Л. Н. Ефименкова / – М.:Просвещение, 1992.
  11. Иваненко, С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект). [Текст]/ С.Ф. Иваненко // Дефектология. – 1994. -№1. – с. 52-55. – ISSN 1680-2721
  12. Иншакова, О.Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма. [Текст]/ О.Б.Иншакова / – СПб., 1997.
  13. Колповская, И. К. Особенности письма у детей при общем недоразвитии речи. [Текст] / И. К. Колповская /- Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1990.
  14. Колповская, И.К., Спирова, Л.Ф. Характеристика письма и чтения. [Текст]/ / И. К. Колповская / – М., 1998. – 184с. – ISSN 5-94462-687-2.
  15. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. [Текст] /Корнев А.Н. /– СПб.: Речь, 2003. – ISSN 5-0237-0254-3
  16. Коррекция нарушений письменной речи [Текст]: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: СПбАППО, 2004. – ISSN 5-7695-0314-9
  17. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда. [Текст] / Р.И. Лалаева /– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – ISSN 5-3937-0224-1
  18. Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи. [Текст] / Р.И. Лалаева /– М., 1989.
  19. Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. [Текст] / Р.И. Лалаева / – Ростов н/Д: «Феникс», СПб.: «Союз», 2004. – 179с. – ISSN 5-17-011143-6.
  20. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. [Текст] - / Р. Е. Левина /М., 1983. – 244с. – ISSN 5-94462-687-2.
  21. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – СПб., 2004. – ISSN 5-7695-0314-9
  22. Логопедия в школе: Практический опыт [Текст]/ Под ред. В.С.Кукушина. – М., Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2004. – 325 с. – ISSN 5-94462-196-1.
  23. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст]/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с. – ISSN 5-94462-687-2.
  24. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма. [Текст] / А. Р.Лурия /- М., 1990. – 496 с. – ISSN 5-7695-1694-1
  25. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. [Текст] / А. Р.Лурия /– М., 1989.
  26. Милостивейко, Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. [Текст] / Л. Г.Милостивейко / - СПб., 1995.
  27. Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия [Текст]// Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л. С. Волковой. Книга IV.- М., 2003. – ISSN 5-7695-0314-9
  28. Никашина, Н.А. Нарушения письменной речи у младших школьников. [Текст] / Н.А. Никашина /– М., 2004. – 265с. – ISSN 5-17-011143-6.
  29. Парамонова, Л.Г. Говори и пиши правильно. Устранение недостатков устной и письменной речи. [Текст] / Л.Г. Парамонова / – СПб., 1996.
  30. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. [Текст] / Л.Г. Парамонова / – СПб.: Издательство «Союз», 2004. – ISSN 5-1165-025-2.
  31. Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. [Текст]/ И.Н. Садовникова /– М., 2003. – 296 с. – ISSN 5-7695-1694-1
  32. Спирова, Л.Ф., Ястребова, А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ. [Текст] / Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. // Дефектология. – 1988. - №5. – с. 37-42. – ISSN 1610-5723
  33. Токарева, О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) //Расстройства речи у детей и подростков [Текст]/Под ред. С.С.Ляпидевского.- М., 1999. – 159 с. ISBN 5-7779-0556-0
  34. Тригер, Р.Д. Подготовка к обучению грамоте [Текст]./ Р.Д. Тригер /- Смоленск, 1998. – 98 с. – ISSN 5-0267-854-3
  35. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.-223 с.: ил. – ISSN 5-1165-025-2.
  36. Хрестоматия по логопедии [Текст] /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. Т. 2.— М., 1997. – 278 с. – ISSN 5-1632-1119-4.
  37. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. [Текст]/ Л. С. Цветкова / - М., 1997. – 140 с. – ISSN 5-0237-0254-3
  38. Яковлев, С.Б. Коррекция аграмматической дисграфии у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Автореферат. [Текст] / С.Б. Яковлев /– Л., 1986. – с. 91-118.

 

 

 

Приложение 1

 

Схема обследования детей с расстройствами письма

1. Анкетные  данные и изучение медико-педагогической  документации.

2. Анамнез.

3. Строение  органов периферического отдела  артикуляционного аппарата.

4. Речевая  моторика.

5. Слуховая  функция.

6. Состояние  звукопроизношения.

7. Состояние  фонематического анализа, синтеза  и представлений.

8. Фонематическое  восприятие (дифференциация фонем).

9. Особенности  словарного запаса и грамматического  строя речи.

10. Особенности  динамической стороны речи.

11. Состояние  зрительной функции: биологическое  зрение, зрительный гнозис, мнезис, зрительный анализ и синтез, пространственные  представления.

12. Состояние  процесса чтения (значение букв, характер чтения слогов, слов, предложений,  текста различной трудности); скорость  и способ чтения (побуквенное,  послоговое, словесно-фразовое чтение).

13. Состояние  различных видов письма (списывание, письмо под диктовку, изложение  и сочинение, письмо текстов  с дефектно произносимыми звуками,  с недифференцируемыми на слух  звуками, с графически сходными  буквами).

 

 

Приложение 2

 

Методика «Срисовывание фигур»

 

 

 

Приложение 3

 

Методика «Срисовывание фигур»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Использование компьютерных технологй при обучении школьников ЗПР