Использование компьютерных технологй при обучении школьников ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования являлось: изучение специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития, анализ и разработка на их основе приемов педагогической коррекции.
Объектом данного исследования явилась дисграфия и методы ее коррекции у младших школьников (7 – 8 лет), имеющих задержкой психического развития. Предметом данного исследования является процесс выявления специфических (дисграфических) ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития и их коррекция.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические подходы к изучению обучению грамоте младших школьников с задержкой психического развития………………………………7
1.1 Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………7
1.2 Характеристика речевого развития детей с задержкой психического развития и оособенности готовности к обучению грамоте .....................……..11
1.3 Использование компьютерных технологий при коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..19
2. Экспериментальное изучение обучение грамоте (письмо) школьников с задержкой психического развития……………………………………………...23
2.1 Методы и организация исследования………………………………………23
2.2 Выявление уровня сформированности навыка письма у младших школьников………………………………………………………………………25
2.3 Составление методических рекомендаций для педагогов и родителей по коррекции дисграфии у младших школьников путем компьютерных технологий…………………………………………………………………..……31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………………...38
Приложения……………………………………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

Использование компьютерных технологий при коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития.docx

— 105.39 Кб (Скачать)

Проявляются отставания от сверстников во всех видах продуктивной деятельности: рисовании, конструировании, лепке. Игры таких  детей часто носят элементарный подражательный характер, изобилуют  стереотипными действиями. Новые  сведения усваиваются умственно  отсталыми детьми медленно. Их эмоциональные  реакции инфантильны. Нередко дети отстают от сверстников и по показателям физического развития.

Недоразвитие  интеллекта и речи многовариативны. Они могут проявляться в широком  диапазоне - от глубокого слабоумия  с отсутствием понимания и  собственной речи (импрессивной и  экспрессивной речи) до сравнительно неплохого развития, которое иногда расценивается как низкая норма, пограничное состояние.

При анализе  речевого нарушения у умственно  отсталого ребенка важно ориентироваться  на выделенные Р. Е. Левиной уровни речевого недоразвития, соотнося с ними состояние  речи конкретного ребенка и определяя  при этом вид его речевого нарушения [37].

Диагностика негрубых форм умственной отсталости у детей дошкольного возраста, часто затруднена. Ребенок незначительно  отличается своим поведением от детей  с нормальным развитием, а несформированность навыков самообслуживания можно  расценить как результат его  неправильного воспитания. Иногда выраженное речевое недоразвитие является единственным симптомом, который настораживает, вызывает тревогу у окружающих. Однако с возрастом все четче проявляются, помимо недоразвития речи, и другие симптомы общего психического недоразвития. У ребенка оказываются нарушенными  целенаправленная познавательная деятельность, анализ и синтез разнообразных раздражителей  окружающего мира, он не выделяет существенных признаков предметов и действий, не дифференцирует их. У него не формируются  категории цвета, формы, величины, количества и т.д. Отмечается специфика двигательной сферы. Особенности интеллектуального, сенсорного, эмоционального, речевого недоразвития вызываются недоразвитием  коры головного мозга.

Речевые нарушения у умственно отсталых детей подразделяются на две группы [3].

1. Недоразвитие  речи как симптом синдрома  олигофрении. У ребенка недосточное  внимание, восприятие, слабая память, нет достаточного контроля за  своими действиями и за речью.  Как одно из проявлений олигофрении  отмечается несформированность  фонетико-фонематической и лексико-грамматической  сторон речи.

2. На  фоне олигофрении могут быть  любые речевые нарушения не  как проявление умственной отсталости, а дополнительно к ней без  причинно-следственной соотнесенности  речевой и интеллектуальной неполноценности.

Все речевые  нарушения у умственно отсталых детей встречаются чаще, чем у  детей с нормальных интеллектом.

Умственно отсталый не обращает внимания на свою речь, не замечает ее недостаточности, не может критически оценить свое состояние, не использует помощь в работе. У умственно отсталого нет  желания улучшить свою речь.

Э.Сеген  отмечал, что умственно отсталый ничего не знает, не может и не хочет, подчеркивая недостаточность эмоционально-волевого развития, отсутствие выраженной мотивации  к деятельности [29].

Таким образом, нарушение развития мышления и других познавательных процессов, недоразвитие фонематического слуха, ограниченность и своеобразие словарного запаса, особенности словообразования и понимания незнакомых слов, трудности в употреблении некоторых грамматических форм умственно отсталыми детьми свидетельствуют о том, что без специальной коррекционной работы затруднено изучение этими детьми практически всех разделов грамматики и орфографии русского языка. Отсутствие достаточной готовности к овладению школьным курсом русского языка определяет содержание программы обучения этих детей. В частности, обучению чтению и письму предшествует длительная, кропотливая, многоаспектная коррекционно-направленная подготовительная работа.

1.3 Использование компьютерных технологий при коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития

 

С началом  обучения в школе у некоторых  детей обнаруживаются затруднения  с чтением (дислексия) и письмом (дисграфия).

Дети  с дислексией допускают ошибки при  чтении: пропускают звуки, добавляют  ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные  слоги слов... Часто страдает способность  четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной  речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания  по русскому языку: пересказ, чтение, изложение  – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии  дети с трудом овладевают письмом. Диктанты, выполненные упражнения содержат множество  грамматических ошибок. Дети – дисграфики не используют заглавные буквы, знаки  препинания, у них ужасный почерк. Нередко отказываются выполнять  письменные задания. Постепенно у таких  детей может развиться чувство  собственной ущербности, депрессия.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии  и дислексии, специфичны, типичны  и носят стойкий характер.

В настоящее  время отмечается большая распространенность нарушений письменной речи у детей  с задержкой психического развития. Большая часть таких детей  характеризуется определенными  особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности  при выполнении задания, неумением  контролировать свои действия. Дети не анализируют инструкцию, не планируют  свои действия в соответствии с заданием.

 

У детей  с задержкой психического развития скорость зрительного восприятия значительно  ниже нормы. Они замечают значительно  меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их нормально развивающиеся  сверстники.

Недостаточность зрительного восприятия приводит к  бедности и недифференцированности зрительных представлений, что ограничивает возможности наглядно-образного  мышления. Эти особенности зрительного  восприятия не могут не оказать отрицательного влияния на овладение зрительными  образами букв и цифр, что обуславливает  большие трудности при обучении грамоте.

Зрительное  восприятие учащимися средств наглядности  должно быть грамотно организовано: человек  запоминает лучше то, на чем был  зафиксирован его взгляд. В использовании  любого вида средств необходимо соблюдать  меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения. Так, отсутствие или недостаточное  количество средств наглядности  снижает качество знаний, познавательный интерес, затрудняет восприятие и формирование образов предметов. Однако большое  количество демонстраций скорее развлекает и отвлекает внимание учащихся от главного. Оптимальным считается 4-5 демонстраций за занятие.

Особенности психического развития детей с задержкой  психического развития не могут не отразиться на формировании такой сложной  функции, какой является письменная речь.

Учитывая  особенности таких детей, необходим  не стандартный подход к наглядным  материалам на логопедических занятиях по коррекции письменной речи.

Мы говорим  о новых информационных технологиях, которые стали перспективным  средством коррекционно-развивающей  работы с детьми, имеющими нарушения  речи. Повсеместная компьютеризация  открывает новые, еще не исследованные  варианты обучения. Они связаны с  уникальными возможностями современной  электроники и телекоммуникаций.

Компьютерные  средства представляют для специалиста  дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Необходимо совершенствовать процесс коррекционного обучения детей  с задержкой психического развития, страдающих нарушениями письменной речи, при помощи компьютерных технологий (компьютерные развивающие игры, демонстрация тематических презентаций, коррекция  дисграфических ошибок с помощью  текстового редактора “Word” и  т.п.)

Например, при фронтальном опросе учащихся можно использовать презентацию  в компьютерной программе «Power Point»: На первом слайде появляется сначала  слово «предлог». Логопед задает вопрос: «Что такое предлог?». После  ответов учащихся появляется определение  понятия «предлог».

На втором слайде появляется надпись «Предлог пишется с другими частями  речи». Учащиеся договаривают правило  самостоятельно – «раздельно». Таким  образом, младшие школьники с  задержкой психического развития непосредственно участвуют в образовании наглядного материала, могут проверить верность своих ответов, прочитав текст слайдов.

Такое оформление наглядного материала повышает познавательную деятельность, увеличивает скорость зрительного восприятия младших  школьников с задержкой психического развития.

В настоящее  время необходимость разнообразить  речевую практику ребенка, у которого есть трудности в письменной речи, - одна из наиболее сложных и важных задач, стоящих перед учителем-логопедом. Помочь решить эту задачу может компьютер.

Логопедические  занятия по исправлению дисграфии  можно вести с помощью “Word” - текстового редактора. Поскольку у  детей дисграфиков очень часто  формируется напряжение, страх письма, а также нежелание совершенствовать навыки чтения, занятия на компьютере частично снимают эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный  процесс письма и переписывания. Работа на компьютере разнообразна и  привлекательна, поэтому вызывает положительный  эмоциональный настрой, что является залогом успеха. Работа в текстовом  редакторе напоминает урок обучения грамоте – поиск нужной клавиши  сначала затягивается во времени  и сопровождается проговариванием  вслух, артикулированием каждого звука.

Таким образом, при работе включается речеслуховой анализатор, речедвигательный анализатор, зрительный анализатор. Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, что способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребенок имеет возможность  проследить строку слева направо, что  важно для дисграфика. Для каждого  ребенка важно увидеть конечный результат выполненной им самостоятельно или с помощью взрослого работы. Учитывая это, набранный текст можно  отпечатать с помощью принтера или  лучше записать его правильный вариант  в тетрадь.

Таким образом, компьютерные программы, предназначенные  для коррекционного обучения детей  с задержкой психического развития, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также  опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии.

Многообразие  дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых  приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним  из актуальных направлений развития специальной педагогики.

Начальный период обучения грамоте младших  школьников с задержкой психического развития представляет собой сложное единство, включающее представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом образе слова.

Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь  учитывают закономерности и особенности  их развития, а также опираются  на современные методики преодоления  и предупреждения отклонений в развитии. Многообразие дефектов, их клинических  и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик  коррекции, а следовательно, и использование  разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним  из актуальных направлений развития специальной педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экспериментальное изучение обучение грамоте (письмо) школьников с задержкой психического развития

2.1 Методы  и организация исследования

 

Экспериментальное изучение проводилось на базе ГУ «Лисаковская коррекционная школа-интернат» УО акимата Костанайской области. г.Лисаковск, улица Промышленная, 11, с учащимися 1-2 классов. В исследовании принимало участие 12 детей: 6 мальчиков, 6 девочек.

Целью нашего исследования явилось изучение нарушения  письма у младших школьников.

Для выявления исследования были выбраны  занятия, которые соответствовали  целям и задачам нашей работы и дали возможность получить значимые результаты.

Схема обследования детей с расстройствами письма включает следующие разделы. (см. приложение 1)

  1. Исследование состояния ручной моторики

Первый  этап состоит из комплекса двигательных упражнений для выявления координаций движения рук, ног и глаза.

Информация о работе Использование компьютерных технологй при обучении школьников ЗПР