Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:36, курсовая работа
Целью нашего исследования являлось: изучение специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития, анализ и разработка на их основе приемов педагогической коррекции.
Объектом данного исследования явилась дисграфия и методы ее коррекции у младших школьников (7 – 8 лет), имеющих задержкой психического развития. Предметом данного исследования является процесс выявления специфических (дисграфических) ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития и их коррекция.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические подходы к изучению обучению грамоте младших школьников с задержкой психического развития………………………………7
1.1 Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………7
1.2 Характеристика речевого развития детей с задержкой психического развития и оособенности готовности к обучению грамоте .....................……..11
1.3 Использование компьютерных технологий при коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..19
2. Экспериментальное изучение обучение грамоте (письмо) школьников с задержкой психического развития……………………………………………...23
2.1 Методы и организация исследования………………………………………23
2.2 Выявление уровня сформированности навыка письма у младших школьников………………………………………………………………………25
2.3 Составление методических рекомендаций для педагогов и родителей по коррекции дисграфии у младших школьников путем компьютерных технологий…………………………………………………………………..……31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………………...38
Приложения……………………………………………………………………...41
Мы определяли ведущую руку, ногу и глаз у этих учащихся. Определение ведущей руки производится с использованием следующих проб.
- Проба
на переплетение пальцев (при
леворукости большой палец
- Проба
на аплодирование (при
- Проба «поза Наполеона»— скрещивание рук на груди (у леворуких кисть правой руки оказывается сверху).
Предлагали следующие задания:
А) соединить 1-й и 2-й пальцы в виде кольца, вытянуть 2-й и 3-й пальцы, затем 2-й и 5-й пальцы (остальные пальцы при этом согнуты).
Б) Этот комплекс двигательных упражнений направлен на развитие тонкой моторики пальцев рук, в которых движения ладонями и пальца и выполняются одновременно, попеременно, с одновременной сменой движений пальцами правой и левой руки.
Перебор пальцев (поочередное прикосновение большого пальца к 2, 3, 4, 5-му пальцам, которое производится одновременно двумя руками, сначала в медленном, затем в более быстром темпе; 2) «игра на рояле» (поочередное прикосновение пальцев к столу, от большого пальца к мизинцу и от мизинца к большому пальцу: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1) сначала правой рукой, затем левой и одновременно двумя руками.
В) Для определения ведущей ноги ребенку предлагается встать на одно колено, сделать небольшой прыжок в длину.
Если ребенок левша, то он встанет на правое колено, а отталкиваться будет левой ногой, т.к. она у него ведущая.
Г) Для определения ведущего глаза предлагается посмотреть в дырочку, в калейдоскоп, в отверстие трубки; используется проба с карандашом.
Если человек левша, то у него ведущий левый глаз.
Методика «Срисовывание фигур».
Цель: Найти нарушения пространственного праксиса, неполноценности зрительно-моторной координации.
Инструкция: предложила набор фигур для копирования Е.Taylor(1959).(рис. приложение 2, 3)
Инструкция: «Я предлагаю тебе использовать набор десяти фигур. Фигуры воспроизводятся тобой по памяти.»
В зависимости от степени погрешностей при воспроизведении фигур каждая оценивается в 1, 0,5 или 0 баллов.
1балл – это правильно скопированные или нарисованные предлагаемые фигуры.
0,5 балла – это небольшие погрешности.
0 баллов – это неправильный или не воспроизведенный по памяти.
Затем оценки суммируются.
Обследование начинается с самых простых заданий.
Наиболее доступно для детей задание сложить слова из разрезной азбуки.
Инструкция: Мы показываем картинки с изображением предметом и складывает соответствующие слова. Вначале для облегчения задания можно давать ребенку не все буквы азбуки, а лишь те, из которых состоит то или иное слово. Мы предлагали детям картинки, где изображены кот и петух, и дали детям несколько букв. Это О, Т, К, П, Х, Е, У. Если задание будет выполнено правильно, ребенку предоставляют все буквы азбуки и картинки по сложней.
Написание слов по картинкам.
Детям предлагаются картинки с изображениями хорошо знакомых ему предметов повседневного обихода. Картинки следует подбирать так, чтобы слова были различной сложности (стечение согласных, сложная слоговая структура, сочетание смешиваемых звуков), например: сковорода, скворечник, карандаш, ножницы, телевизор, магнитофон, пирамида, баранки, лыжи, коньки, шуба, старушка, бабушка, сушки, гриб, спички, зажигалка, коробочка, щипцы, клещи, чулки, зубы.
Инструкция: Мы даем задание написать названия предметов, изображенных на картинках.
2.2 Выявление
уровня сформированности
Результаты исследования ведущей руки сведены нами в таблицу 1.
Таблица 1 Обследования детей на ведущий «глаз, руку, ногу»
Имя Ф. |
кл. |
Ведущая рука |
Ведущая нога |
Ведущий глаз |
1.Екатерина П |
1 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
2.Василий Н. |
1 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
3.Светлана Л. |
2 |
Левая |
Левая |
Левый |
4.Андрей К. |
1 |
Левая |
Левая |
Левый |
5.Елена В. |
2 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
6.Анастасия М |
2 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
7.Стас Ю |
1 |
Левая |
Левая |
Левая |
8.Ульяна С |
2 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
9.Вика Б. |
1 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
10.Саша В. |
1 |
Левая |
Левая |
Левая |
11.Данил Д. |
2 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
12.Максим П. |
1 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
Светлана Л. и Андрей К., Стас Ю., Саша В. левши. У всех детей были сложности во время выполнения 2 и 3-ей комбинаций (задание А). Светлана Л., Анастасия М. и Василий Н. пальцы считали, не начиная с большого, а с мизинца, поэтому делали ошибки. При выполнении задания Б из всей группы 33% выполнили правильно, у других же возникли затруднения, особенно при увеличении темпа выполнения задания.
Без грубых погрешностей большинство детей справились с этим заданием.
В этом задании дети затруднялись по рис. 6,7,9,10. По остальным рисункам были не большие погрешности.
Приведем некоторые примеры ошибок письма.
Пример 1. Ученица 1 – го класса Екатерина П., 7 лет, имела на фоне других и зеркальные ошибки письма, включавшие реверсию порядка. При воспроизведении слов различной слоговой структуры нарушался порядок букв в слове с перестановкой их в зеркальной последовательности (напри мер: окно — коно, дымок — дыком, труба — ртуба).
Пример 2. Ученик 1-го класса Василий Н., 7 лет, демонстрировал стойкое написание слов-предлогов и приставок с изменённой последовательностью букв в противоположном направлении. Например, предлоги за, но, по, на писались как аз, оп, он, ан; аналогично написание приставок: нашёл — аншел, вырос — ыврос и др.
Пример 3. Ученик 1-го класса Андрей К. 7 лет, и Света Л., 8 лет со 2 класса целые слова и предложения писали левой рукой в направлении справа налево, с зеркальным изменением порядка и форм букв, тем самым демонстрируя смешанные типы зеркальных ошибок письма.
Ошибки детьми не замечались и самостоятельно не исправлялись.
Исследование учащихся 2-го класса выявило тенденцию к снижению количества зеркальных ошибок письма в процессе обучения
Пример 4. Ученица 2 -го класса Елена В., 8 лет, испытывала трудности при написании коротких слов слов-предлогов, изменяя последовательность слогов слове и форму отдельных букв на зеркальные эквиваленты. Слова типа кот, рот, мак писались ею как ток, тор, кам буквы к, р заменялись на зеркальные:
Ошибки учениками самостоятельно не узнавались и не исправлялись.
Обобщенные результаты исследования динамики зеркальных ошибок письма у школьников 7—8 лет представлены в таблице 2.
Таблица 2 Наличие зеркальных ошибок письма, %
Класс |
Возраст, лет |
Наличие зеркальных ошибок письма, % |
1- й |
7 – 8 |
80% |
2- й |
8 – 9 |
57,5% |
Результаты педагогического изучения письма под диктовку и списывания учеников с дисграфией показали, что их специфические ошибки были стойкими и частотными. В среднем в одной письменной работе обнаружено 3,6 таких ошибок.
Наиболее распространенными
- пропуски букв: дрожит – «дожит»,
низко – «изко», склеил – «клил»,
карандашей – «карндашей» (20,
- смешения графически сходных
букв и-у, т-п, б-д, х-ж, е-ё,
ш-щ, т-н, к-т, Р-Г, т-р, п-к,
к-н, п-р, К-Н, к-р, п-н и др.:
щипали – «щитали», лиса –
«луса», белый – «делый» (20,1% от
общего количества
- нарушения обозначения границ
предложений – отсутствие в
предложении точки и/или
В 1 классе наблюдалось большое количество нарушений обозначения границ предложений. Во 2 классе число этих ошибок было значительно меньшим.
- ошибки обозначения границ
слов – слитное написание слов
или раздельное написание
Рисунок 1. Наиболее распространенные ошибки, допущенные детьми 1-2 класса при обследовании письма
При анализе письменных работ детей с дисграфией была отмечена неоднородность нарушений письма. Для разных учащихся было характерно сочетание тех или иных видов специфических ошибок, что подтверждало необходимость исследования состояния у них других ВПФ, тесным образом связанных с процессом письма.
Особое внимание следует обращать на специфические ошибки.
К специфическим дисграфическим ошибкам относятся следующие:
1 . Специфические фонетические замены.
Это ошибки,
указывающие на недостаточность
различения звуков, принадлежащих к
одной группе или к разным группам,
различающимся тонкими
2. Нарушение слоговой структуры слова.
Сюда относятся ошибки, свидетельствующие о недостаточной четкости звукового анализа, о неумении не только уточнять и выделять звуки и слова, но и устанавливать их последовательность. Это пропуск отдельных букв и целых слогов, перестановка букв или слогов, раздельное написание частей одного слова и слитное написание двух слов. К таким ученикам мы отнесем Андрея К.
3 . Грамматические ошибки.
Эти ошибки указывают на не законченность процесса формирования грамматического оформления письменной речи. К ним относится, пропуск или неверное употребление предлогов, служебных слов, падежных окончаний, неверное согласования слов, ошибки в управлении. Именно описанные выше категории специфических ошибок позволяют установить у ребенка дисграфию, поэтому они считаются диагностическими. Екатерина П., Василий Н., Светлана Л., Андрея К., Елена В., Анастасия М. Грамматические ошибки сделали все дети.(рис. 2)
Рисунок 2. Количество детей 1-2 класса допустивших специфические дисграфические ошибки
У школьников 1 класса обнаружено наибольшее количество смешений согласных (особенно парных глухих и звонких согласных), во 2 классе их число было значительно меньшим.
В письме школьников обоих классов наблюдались смешения букв, обозначающих гласные звуки [а] - [о], [о] - [у], [а] - [э] в сильной позиции.
Из анализа письменных работ видно, что в 1 классе количество пропусков и смешений гласных (14% от общего числа ошибок) равнялось количеству пропусков и смешений согласных (16% от общего числа ошибок). У школьников 2 класса преобладали пропуски и смешения согласных над пропусками и смешениями гласных (25% и 10% соответственно). (рис. 3)
Рисунок 3. Пропуски и смещения гласных и согласных букв детьми 1 и 2 класса.
Что касается
других специфических ошибок, то по
их частоте различий между школьниками
этих классов обнаружено не было. Помимо
указанных специфических
Информация о работе Использование компьютерных технологй при обучении школьников ЗПР