Использование компьютерных технологй при обучении школьников ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования являлось: изучение специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития, анализ и разработка на их основе приемов педагогической коррекции.
Объектом данного исследования явилась дисграфия и методы ее коррекции у младших школьников (7 – 8 лет), имеющих задержкой психического развития. Предметом данного исследования является процесс выявления специфических (дисграфических) ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития и их коррекция.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические подходы к изучению обучению грамоте младших школьников с задержкой психического развития………………………………7
1.1 Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………7
1.2 Характеристика речевого развития детей с задержкой психического развития и оособенности готовности к обучению грамоте .....................……..11
1.3 Использование компьютерных технологий при коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..19
2. Экспериментальное изучение обучение грамоте (письмо) школьников с задержкой психического развития……………………………………………...23
2.1 Методы и организация исследования………………………………………23
2.2 Выявление уровня сформированности навыка письма у младших школьников………………………………………………………………………25
2.3 Составление методических рекомендаций для педагогов и родителей по коррекции дисграфии у младших школьников путем компьютерных технологий…………………………………………………………………..……31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………………...38
Приложения……………………………………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

Использование компьютерных технологий при коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития.docx

— 105.39 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические  подходы к изучению обучению  грамоте  младших школьников  с задержкой психического развития………………………………7

1.1 Клинико-психологические особенности  детей с задержкой психического  развития……………………………………………………………………………7

1.2 Характеристика речевого развития  детей с задержкой психического  развития  и оособенности готовности к обучению грамоте .....................……..11

1.3 Использование компьютерных технологий при коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..19

2. Экспериментальное изучение обучение  грамоте (письмо)  школьников  с задержкой психического развития……………………………………………...23

2.1 Методы и организация исследования………………………………………23

2.2 Выявление уровня сформированности  навыка письма у младших школьников………………………………………………………………………25

2.3 Составление методических рекомендаций  для педагогов и родителей  по коррекции дисграфии у младших  школьников путем компьютерных  технологий…………………………………………………………………..……31

Заключение……………………………………………………………………….36

Список используемой литературы……………………………………………...38

Приложения……………………………………………………………………...41 

 

Введение

 

Известно, что одна из основных задач  начальной школы – научить  ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение грамоте – один из самых трудных для ребенка этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. Однако с трудностями обучения грамоте младшие школьники справляются по-разному. И если в целом большинство детей выполняют требования, предъявляемые программой, то всегда есть дети и их количество, к сожалению, в последние годы неуклонно растет, чьи затруднения не дают возможность утверждать, что они овладели грамотой в должном объеме. Большую часть контингента младших школьников с трудностями в обучении (50% школьников России и 37% учащихся Хабаровского края) это дети с задержкой психического развития.

Понятие «Задержка психического развития» (термин предложен Г.Е. Сухаревой) употребляется  по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящиеся в условиях социальной депривации. Для которых характерны незрелость эмоционально-волевой среды, недоразвитие познавательной деятельности, имеющие свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов. [44].

Специальное комплексное изучение задержки психического развития как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной специальной педагогике и психологии (в частности – логопедии) в 60 – 70-е годы 20 века. Это было вызвано потребностями школьной практики, когда в связи с переходом на новые усложненные программы (особенно по обучению грамоте: чтению, письму) резко возросли образовательные проблемы у стойко неуспевающих школьников.

Изучение (Т.А. Власовой, В.И. Лубовским) зарубежного  опыта исследования детей, испытывающих трудности в обучении, показало, что однозначной трактовки сущности и причин этих затруднений нет. Так, в США, Англии, Германии эта категория обозначалась как «дети с трудностями в обучении», «дети, имеющие недостаточные способности к обучению», «неприспособленные», «педагогически запущенные», «дети с нарушением поведения», а также «дети с минимальными повреждениями мозга».

Отечественные клиницисты, психологи, педагоги (М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, С.Г. Шевченко, О.А. Дробчинская, М.Н. Фишман, Г.Е. Сухарева, Т.В. Егорова, В.Л. Подобед, З.И. Калмыкова, И.Ю. Кулагина, Н.А. Менчинская, У.В. Ульенкова, Н.Я. Белопольская, Н.А. Никашина, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпина, Н.Ю. Борякова, Е.М. Мастюкова, И.Ф. Марковская и другие специалисты) учитывая различные аспекты проблемы показали в своих исследованиях, что задержка психического развития характеризуется отставанием в развитии психической деятельности ребенка в целом.

В настоящее  время достигнуты большие успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с задержкой психического развития. Установлена психическая неоднозначность детей с задержкой психического развития, выделены различные ее формы: психический и психофизический инфантилизм, рано возникшие астенические и церебростенические состояния. (М.С. Певзнер, Т.А. Власова). Предложена классификация детей с задержкой психического развития на основе этиологического принципа (К.С. Лебединская). Разработаны функционально-диагностические критерии в отграничение задержки психического развития от других, сходных состояний по особенностям речи и умственного развития.

Но, несмотря на достигнутые успехи в изучении детей с задержкой психического развития, проблема коррекции нарушений  развития у них на сегодняшний  день стоит даже более остро, чем 20 – 25 лет назад. Это связано с  тем, что с каждым годом увеличивается  число детей, на развитие которых  оказали влияние патогенные факторы  во внутриутробном периоде, во время  родов, в первые годы жизни ребенка, длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве, а также длительная социально-культурная депривации (в частности, пребывание с момента рождения в условиях неблагоприятной семьи) и влияние стрессовых психотравмирующих факторов.

Поэтому, к моменту поступления в первый класс дети с задержкой психического развития характеризуются не соответствующим  возрасту развитием внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи. [34], [7].

Вообще  речь младших школьников с задержкой  психического развития в целом развивается с отставанием от возрастной номы и обладает рядом особенностей, например фонетико-фонематическими в которые входят:

  1. низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи;
  2. недостаточность произношения свистящих, шипящих звуков и звука «р», обусловленная вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетливому звучанию, искажению (слабое осознание звукового строения слова);
  3. недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие, умственное действие по определению количества, последовательности, мест звуков.

При недостаточности лексико-грамматического  строя речи у младших школьников с задержкой психического развития словарь характеризуется бедностью, неточностью, недефференцированностью. Он представлен преимущественно бытовой, обиходной лексикой. В основном они пользуются такими категориями, как существительное, глагол. В связной речи встречаются аграмматизмы в виде ошибок в падежных окончаниях, неправильно выбранных форм и времени глаголов, нарушением порядка слов в предложении, ошибки согласования.

Все перечисленные  выше нарушения устной речи, недостатки развития познавательной действительности и зрительно-моторных представлений, проявляется специфическими ошибками письма у младших школьников с задержкой психического развития.

Иногда  у младших школьников с задержкой  психического развития наблюдается  стойкое нарушение письма (дисграфия), но чаще всего выявляются многочисленные и на первый взгляд нелепые ошибки, которые угнетают ребенка, беспокоят учителя и родителей.

Среди наиболее типичных ошибок в письме младших  школьников с задержкой психического развития – пропуск букв и слов. Это свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов. Замены букв указывают на то, что ученик выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Смешение букв по трем видам сходства: акустическому, артикулярному и кинетическому, что может повлечь за собой снижение качества письма в целом. Трудности анализа последовательности звуков в слове выражаются перестановками букв и слогов.

Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных, при медленном  проговаривании слов.

Трудности анализа и синтеза слышимой речи, неспособность уловить и выделить в речевом потоке устойчивые речевые  единицы приводят детей к ошибкам  на уровне слова. Так ошибочно определяются границы слов, части его пишутся  раздельно, либо смешано-смежные слова. Неизбежно отражаются в письме учащихся трудности морфологического анализа и синтеза.

Ошибки  на уровне предложения (словосочетания) в определенной мере объясняются тем что ребенок не может продуктивно распределяться между многими задачами письма: графическими, логическими, фонематическими и другими.

Из-за стойкости  нарушений, специфические ошибки письма у младших школьников с задержкой психического развития можно преодолеть только в процессе коррекции, основным принципом которой является компенсация дефектных или незрелых функций обеспечением совершенствования деятельности всех анализаторов, участвующих в акте письма, с опорой на достаточно сформированные функции.

Таким образом, ошибки в письме могут быть единственной проблемой ребенка с задержкой психического развития, а могут сопровождаться плохо развитой устной речью – бедным словарем, нарушением грамматического строя, несформулированностью логико-грамматических отношений. Независимо от того, проявляется проблема тотально или затрагивает только отдельные стороны письма ученика, она безусловно, требует скорейшего разрешения.

Поэтому в данной работе представлен материал, который может помочь логопедам учителям, родителям в коррекции специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития.

В связи  с актуальностью проблемы была определена тема: Коррекция специфических ошибок письма у младших школьников с  задержкой психического развития посредством информационных технологий.

Целью нашего исследования являлось: изучение специфических  ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития, анализ и разработка на их основе приемов педагогической коррекции.

Объектом  данного исследования явилась дисграфия  и методы ее коррекции у младших школьников (7 – 8 лет), имеющих задержкой психического развития.

Предметом данного исследования является процесс  выявления специфических (дисграфических) ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития и их коррекция.

Гипотеза. Своеобразие развития познавательных процессов младших школьников с  задержкой психического развития обуславливает  трудности в усвоении программы  по родному языку и способствует проявлению специфических ошибок на письме. Своевременное выявление, классификация по проявлению, учет характера специфических ошибок позволит более эффективно строить коррекционную работу с данной категорией детей с использованием информационных технологий.

В соответствии с целью, объектом, предметом и  рабочей гипотезой исследования нами определены следующие задачи:

  1. Изучение и анализ работ отечественных специалистов по проблеме задержки психического развития и коррекции обучения грамоте младших школьников с задержкой психического развития.
  2. Выявление специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития.
  3. Разработка специальных приемов с применением информационных технологий по коррекции специфических ошибок письма с учетом характера их проявления.

Методами  исследования являются: теоретический  анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; психолого-педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования: углубление, расширение, обобщение материала  по коррекции дисграфии у детей  младшего школьного возраста с использованием компьютерных технологий.

Практическая  значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для учителей начальной школы и логопедов по использованию компьютерных технологий для коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста.

База  исследования: ГУ «Лисаковская коррекционная школа-интернат» УО акимата Костанайской области. г.Лисаковск, улица Промышленная, 11.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

1. Теоретические подходы к изучению  обучению грамоте младших школьников с задержкой психического развития

1.1 Клинико-психологические особенности  детей с задержкой психического развития

 

Специальное комплексное изучение задержки психического развития как  специфической аномалии детского развития развернулась в отечественной науке в 60 – 70 гг. 20-го века. Но, интерес к стойко неуспевающим детям возник гораздо раньше. Так, в начале 20-го века уже говорилось, что школьные неудачи могут быть обусловлены плохим здоровьем ребенка (С.К. Ковальский, 1907 г.).

В 30-е  годы Н.И. Озерецкий отмечал: «Потенциальные возможности этих детей все же выше, чем, у детей с олигофренией. Эти их возможности будут реализовываться  при правильном педагогическом подходе». (1938 г.).

В 50-е  годы впервые заговорили о дифференцированном подходе в их обучении и введен термин «временная задержка психического развития».

Информация о работе Использование компьютерных технологй при обучении школьников ЗПР