Использование компьютерных технологй при обучении школьников ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования являлось: изучение специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития, анализ и разработка на их основе приемов педагогической коррекции.
Объектом данного исследования явилась дисграфия и методы ее коррекции у младших школьников (7 – 8 лет), имеющих задержкой психического развития. Предметом данного исследования является процесс выявления специфических (дисграфических) ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития и их коррекция.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические подходы к изучению обучению грамоте младших школьников с задержкой психического развития………………………………7
1.1 Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………7
1.2 Характеристика речевого развития детей с задержкой психического развития и оособенности готовности к обучению грамоте .....................……..11
1.3 Использование компьютерных технологий при коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..19
2. Экспериментальное изучение обучение грамоте (письмо) школьников с задержкой психического развития……………………………………………...23
2.1 Методы и организация исследования………………………………………23
2.2 Выявление уровня сформированности навыка письма у младших школьников………………………………………………………………………25
2.3 Составление методических рекомендаций для педагогов и родителей по коррекции дисграфии у младших школьников путем компьютерных технологий…………………………………………………………………..……31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………………...38
Приложения……………………………………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

Использование компьютерных технологий при коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития.docx

— 105.39 Кб (Скачать)

Психолого-педагогическое обследование устной речи младших школьников с  дисграфией обнаружило у 69% учащихся системное  нарушение, затрагивающее лексико-грамматическую и фонетико-фонематическую стороны. Однако это расстройство не носило тяжелого характера. У 21% школьников имелись  только фонетико-фонематические нарушения, у 10% детей каких-либо нарушений устной речи обнаружено не было. Полученные результаты свидетельствовали, что по состоянию  устной речи, отобранные нами школьники  с дисграфией, не являлись гомогенной группой.(рис 4.)

 

Рисунок 4. Нарушение речи у обследуемых  детей с дисграфией.

 

Выводы  по результатам обследования:

Анализ  характера ошибок, допущенных школьниками  двух классов, позволил выявить закономерность: при выполнении практически любого задания могли быть обнаружены нарушения, свидетельствующие о недостаточности  как приема, переработки и хранения информации (гностические трудности), так и программирования, регуляции  и контроля деятельности (регуляторные трудности).

Более того, гностические нарушения у детей  носили неодинаковый характер. У некоторых  учеников наблюдались преимущественно  недостаточность зрительной и зрительно-пространственной обработки информации, нарушение  порядка воспроизведения информации, что указывало на возможное нарушение  правополушарной стратегии восприятия. Для других школьников было характерно большое количество речевых ошибок, трудности воспроизведения вербальной информации, нарушение слухового  восприятия, что говорило о недостаточности  левополушарной стратегии обработки  информации.

Таким образом, у школьников с дисграфией отмечалось низкопродуктивное, неустойчивое внимание.

У школьников с дисграфией были не сформированы различные составляющие познавательной деятельности: мотив, способность  выделить, осознать и принять цель, планирование, регуляция, контроль.

Основная  задача школьного логопеда состоит  в том, чтобы своевременно выявить  и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие  этапы обучения, что осложняет  учебно-познавательную деятельность учащихся. Огромную роль в профилактике нарушений  письменной речи играет совместная работа учителя-логопеда и учителя класса. Учителю, работающему в классе с  детьми с нарушениями речи, необходимо организовать специальные занятия  по восполнению пробелов путем дифференцированного  и индивидуального подхода в  период обучения детей грамоте в  рамках работы в классе и, частично, в послеурочное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Составление  методических рекомендаций для  педагогов и родителей по коррекции  дисграфии у младших школьников  путем компьютерных технологий

 

Основываясь на психологических и физиологических  особенностях детей младшего школьного  возраста, необходимо отметить, что  на данном этапе наиболее результативным является игровое обучение, которое  позволяет сформировать новые знания, умения и навыки, вовлекая детей  в захватывающий мир игры. Такое  обучение возможно при использовании  обучающих компьютерных программ.

Для чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные  результаты, необходима правильная организация  работы учебного процесса:

  1. Урок должен проводить учитель начальных классов, т.к. он обучен методике преподавания предметов в начальной школе, знает предметный материал и возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
  2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.
  3. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.
  4. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. ( Санитарные правила и нормы).

Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где  это целесообразно. При разработке компьютерной поддержки конкретного  предмета необходимо определить:

  • какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;
  • какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
  • какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;
  • какие уроки целесообразно делать компьютерными;
  • как организовать компьютерные занятия.

Можно выделить следующие этапы  разработки компьютерной поддержки:

  1. Выбор учебного предмета или конкретного его раздела и учебной программы.
  2. Анализ содержания, относящегося к выбранному фрагменту учебной деятельности, и методики его преподавания с целью обоснования необходимости проведения компьютерных уроков.
  3. Проектирование набора заданий для компьютерных уроков.
  4. Выбор программных средств для разработки заданий.
  5. Разработка компьютерных заданий с использованием использованных программных средств.
  6. Экспертиза, апробация и редактирование разработанных компьютерных заданий.
  7. Разработка методических рекомендаций для учителя - предметника и учащегося.

Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно  использование компьютеров для  решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал  тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в  принципе, интегрированным - на нем  помимо задач предметных решаются задачи курса информатики.

Существует также проблема эмоциональности  обучения в условиях компьютеризации. Ведь эмоции — важнейшая характеристика человеческой личности. Они играют роль регуляторов человеческого  поведения, выражают сущность человеческих чувств и переживаний, определяют нравственные качества человека, его отношение  к действительности и, в конечном счете, его мировоззрение. Важность формирования у учащегося эмоционально-ценностного  отношения к миру и друг к другу  в процессе обучения доказана многочисленными  исследованиями. В условиях компьютеризации учебного процесса особенно важно сохранить положительное отношение учащихся к жизни, чувство радости от каждого прожитого дня, удовлетворение результатами своей учебной, трудовой и общественной деятельности.

Особую значимость приобретает  создание обстановки, позволяющей учащемуся  пережить чувство успеха в достижении учебных целей (пусть объективно и незначительных). Данная проблема представляется актуальной, поскольку  педагогические возможности компьютера как средства обучения по ряду показателей  намного превосходит возможности  традиционных средств реализации учебного процесса.

Для проведения коррекционно-профилактической работы по дисграфии программно-методическая система «Гарфилд» предоставляет обширные возможности.

Использование программной системы  «Гарфилд» позволяет активизировать процесс накопления общих знаний и создает предпосылки формирования определенной направленности познавательных интересов, повышение общей культуры. Привлекает открытость системы для пользователя, что позволяет адаптировать программу к контингенту учащихся, задаче расширения активного и пассивного словаря. Развитие вербального интеллекта подразумевает коррекцию фонетико-фонематического недоразвития. Компьютер помогает этой работе, предлагая разнообразный учебный материал, типовые задания с использованием иллюстративного материала, а также путем создания необходимой мотивационной основы.

Программная система «Гарфилд» позволяет последовательно задавать учащимся те или иные вопросы, анализировать полученные ответы, определять уровень усвоения материала, выявлять допущенные учащимися ошибки и в соответствии с этим вносить необходимые коррективы в процесс обучения. В условиях компьютерного обучения по программе «Гарфилд» процесс контроля и самоконтроля становится более динамичным, а обратная связь учащихся с учителем более систематической и продуктивной.

Данная программа дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому учителем материалу.

Всемирно известный учёный кот  расскажет ребятам об использовании  заглавных и строчных букв в написании  выражений, употреблении существительных, прилагательных, глаголов, местоимений  и наречий.

Дети узнают о повествовательных, восклицательных и вопросительных предложениях, соединении предложений  союзами, познакомятся с подлежащим и сказуемым. Ребята научатся правильно  и грамотно писать, больше узнают о  строении предложений в русском  языке, создадут свою собственную историю  о приключениях симпатичного кота, и даже попробуют стать авторами настоящих комиксов, продолжат изучение лексики и орфографии русского языка. Они узнают о правописании суффиксов  глаголов и существительных, а также  некоторых приставок, обычно вызывающих затруднения.

Программа преднамеренно разработана  для малышей от 6 до 9 лет, включает 25 развивающих тематических мини-игр, великолепная мультипликационная графика, игра озвучена профессиональными актерами, имеется возможность ненавязчивого повтора, поощрение, что оказывает положительное воздействие на младшего школьника.

В состав программы «Гарфилд» вошли 936 упражнения, предназначенные, в основном, для учащихся первого и второго  классов. Они распределены по четырем  основным разделам: «Грамматика и  письмо», «Лексика и орфография», «Математика», «Чтение».

Программа содержит богатый материал, который можно применять для  коррекции отдельных сторон психической  деятельности: для развития зрительного и пространственного восприятия, мышления, памяти и внимания, временных и фонетико-фонематических представлений. Дети знакомятся с алфавитом, учатся распознавать заданные буквы, составлять слова и предложения, соотносить прочитанное слово с картинкой и его значением. При этом у детей развивается фонематический слух, память, речь, Дети учатся правильно говорить, писать и читать.

Эта компьютерная программа «открытого» типа, предназначенная для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития. Она являются инструментами для творчества, для самовыражения школьника.

Педагогическая направленность компьютерных программы «Гарфилд»:

  • дидактическая: расширение познавательной деятельности, закрепление полученных на основных предметах умений и навыков, освоение работы на компьютере;
  • воспитывающая: воспитание самостоятельности, воли, стремления к получению конечного результата;
  • развивающая: развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия;
  • коррекционная: коррекция личностных проявлений учащихся, отношения к результатам своей деятельности и к работе своих товарищей, эмоционально-волевой сферы учащихся.

Оригинальная компьютерная игра «Гарфилд»  разработана по единому сценарию и состоит из следующих компонентов:

  • Игровое поле;
  • Управление дополнительными возможностями (звук, печать);
  • Ввод имени играющего;
  • Печать результатов игры;
  • Запись результатов игры на магнитный диск;
  • Выбор варианта игры учащимся;
  • Помощь;
  • Заполнение учителем новых вариантов данных для игры.

Для обеспечения индивидуализированного подхода во время работы учащихся с компьютерной обучающей и развивающей  игрой «Гарфилд» учителю необходимо до проведения занятий подготовить  каждому учащемуся вариант игры в его «зоне ближайшего развития».

Компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его. Компьютерные занятия должны проводиться в соответствии с общим планом образовательной программы, взаимно обогащая друг друга.

Эффективность такого обучения значительно  повышается, если его использование  будет не эпизодическим, а систематическим, на протяжении изучения всего курса. Развитие с помощью компьютерной программы зрительно-моторной координации  и умения распределять внимание является одним из факторов, повышающих эффективность  использования средств обучения в коррекционной работе. При регулярном использовании манипулятора «мышь» отмечено улучшение техники письма, снижение мышечного напряжения.

Значительная часть учащихся младших  классов имеет недостаточную  для обучения зрелость вследствие гиперопеки родителей. Это снижает актуальную готовность к умственной деятельности. Игры по данной программе строятся по принципу самоконтроля, сам сюжет подсказывает ребенку, какой ход решения он принял: верный или неверный. Понятная детям объективность оценок компьютера, его беспристрастность ведет к становлению способности объективно оценивать результаты и ход собственной деятельности. Работа с компьютером помогает получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля в ситуации выбора, повысить самооценку. Особую значимость приобретает создание обстановки, позволяющей учащемуся пережить чувство успеха в достижении учебных целей.

Информация о работе Использование компьютерных технологй при обучении школьников ЗПР