Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:13, курсовая работа
Цель исследования выявить особенности развития социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и предложить программу коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников.
Объектом нашего исследования является социально - эмоциональная сфера ребёнка.
Предмет исследования – коррекция и развитие социально-эмоциональной сферы старших дошкольников средствами игры.
Введение
Глава I. Особенности развития социально-эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет
Особенности развития социально-эмоциональной сферы ребёнка
Игровые средства коррекционного воздействия и развития социально-эмоциональной сферы ребенка-дошкольника
Выводы по главе I
Глава II. Технология развития социально-эмоциональных свойств личности дошкольников
2.1 Описание организации опытно-экспериментальной работы
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования
2.3 Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников
Выводы по главе II
Заключение
Список литературы
Приложения
Блок 2. Развитие коммуникативных способностей.
Блок 3. Знакомство с моральными чертами характера.
Методические приемы, используемые в программе:
В программе элементы игротерапии используются в форме терапии отношений, где игра выступает сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми. Применение групповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.
Содержание программы:
Блок 1. Формирование у ребенка следующих умений: представление о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знания о средствах выражения различных эмоциональных состояний; понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей; умение регулировать свои отрицательные эмоции.
Блок 2. Обучение этически ценным формам и способам поведения во взаимоотношениях с другими людьми, способом ухода от конфликтов или их конструктивного решения, формирования умения устанавливать контакты, сотрудничать. Раскрытие внутреннего мира ребенка, умения в адекватной форме делиться своими эмоциями. Обеспечение чувства психологической защищенности.
Блок 3. Формирование нравственного поведения в повседневной жизни. Дать понятие о парных качествах (добрый – злой). Формирование положительных черт характера. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.
Алгоритм занятия:
Выводы по главе II
Описано
проведенное эмпирическое исследование
по проблеме нарушений в социально
– эмоциональной сфере ребенка
дошкольника. Полученные результаты позволяют
говорить об относительно благополучной
социально – эмоциональной
Тем
не менее, в целях дальнейшего
развития социально – эмоциональных
компонентов предложена модель программы
по коррекции и развитию социально - эмоциональной
сферы старших дошкольников средствами
игры.
Заключение
Главная
цель развития социально – эмоциональной
сферы дошкольников – научить
детей понимать эмоциональные состояния
свои и окружающих людей; дать представление
о способах выражения собственных
эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а
также совершенствовать способность
управлять своими чувствами и
эмоциями, которые в значительной
степени обусловлены
Среди
различных способов развития социально
– эмоциональной сферы детей
игра занимает существенное место. Игра
эмоционально ярко насыщена, привлекательна
и интересна. Развивающиеся в
процессе игры чувства любви к
родным, сочувствия к близким, дружеской
привязанности, обогащаются и становятся
основой для возникновения
Гипотеза
нашла свое подтверждение. В целом
благоприятная социально –
Предложив
модель программы по коррекции и развитию
социально - эмоциональной сферы старших
дошкольников средствами игры, мы тем
самым, продолжаем работу по профилактике
возникновения эмоционального дискомфорта
у детей.
Список литературы
Приложение 1
Анкета для родителей по изучению
социально-эмоциональной сферы личности ребенка
(автор Матвеева
Л.Г.)
Уважаемые родители! В целях улучшения организации работы с Вашим ребенком просим ответить на вопросы: (вопросы с 3 по 32 – да, нет)
Благодарим за сотрудничество.
Приложение 2
Социологическая анкета семьи детского сада №17 «Золотая рыбка»
2008 – 2009 уч.год.
(родственниками)______________
Ф.И.О._____________________
Дата
и год рождения________________
Образование________________
Место
работы________________________
Должность__________________
Рабочий
телефон_______________________
Ф.И.О.________________________
Дата
и год рождения________________
Образование___________________
Место
работы________________________
Должность_____________________
Рабочий
телефон_______________________
______________________________
11.
Сколько в семье
детей?________________________
12.
Какого возраста?______________
13.
Какое учебное
заведение посещают? (школу, детский
сад и т.д.)_________________________
14.
Посещает ли ваш
ребенок какие
– либо секции,
кружки вне детского
сада? Если да, то
какие?________________________
______________________________
15.
Условия жизни
ребенка (отдельная комната угол
в общей комнате, отдельное спальное место,
общая кровать с кем-то из детей и т.д.)_________________________
16.
Жилищные условия
семьи (отдельная квартира, общежитие,
съемное жилье и т.д.)_________________________
17.
Материальное положение
семьи (доход крайне низкий, ниже
среднего, средний, высокий, достаточно
высокий)______________________
18.
Социальный статус
семьи (полная, неполная, многодетная,
малообеспеченная)_____________
19. Если ребенок проживает с приемными родителями или опекунами укажите следующие данные:
Ф.И.О._____________________
Кем
приходится ребенку_______________________
Дата
и год рождения________________
Образование________________
Место
работы________________________
Должность__________________
Рабочий
телефон_______________________
Ф.И.О._____________________
Кем
приходится ребенку_______________________
Дата
и год рождения________________
Образование________________
Место
работы________________________
Должность__________________
Рабочий
телефон_______________________
20.
Что еще вы считаете
нужным сообщить
о своей семье
и о ребенке,
посещающем наш
детский сад?__________________