Игровые средства коррекции и развития социально - эмоциональной сферы старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования выявить особенности развития социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и предложить программу коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников.

Объектом нашего исследования является социально - эмоциональная сфера ребёнка.

Предмет исследования – коррекция и развитие социально-эмоциональной сферы старших дошкольников средствами игры.

Содержание

Введение


Глава I. Особенности развития социально-эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет

Особенности развития социально-эмоциональной сферы ребёнка
Игровые средства коррекционного воздействия и развития социально-эмоциональной сферы ребенка-дошкольника
Выводы по главе I


Глава II. Технология развития социально-эмоциональных свойств личности дошкольников

2.1 Описание организации опытно-экспериментальной работы

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования

2.3 Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников

Выводы по главе II


Заключение


Список литературы


Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике 1 курс..docx

— 60.76 Кб (Скачать)

    Блок 2. Развитие коммуникативных способностей.

    Блок 3. Знакомство с моральными чертами характера.

    Методические  приемы, используемые в программе:

  1. Словесные и подвижные игры.
  2. Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.
  3. Рисование (тематическое и свободное).
  4. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами.
  5. Проблемные ситуации.

В программе  элементы игротерапии  используются в форме терапии отношений, где  игра выступает сферой, в которой  происходит налаживание отношений  ребенка с окружающим его миром  и людьми. Применение групповой формы  работы способствует обучению детей  отношениям друг с другом, со взрослыми.

Содержание  программы:

Блок 1. Формирование у ребенка следующих умений: представление о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знания о средствах выражения различных эмоциональных состояний; понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей; умение регулировать свои отрицательные эмоции.

Блок 2. Обучение этически ценным формам и способам поведения во взаимоотношениях с другими людьми, способом ухода от конфликтов или их конструктивного решения, формирования умения устанавливать контакты, сотрудничать. Раскрытие внутреннего мира ребенка, умения в адекватной форме делиться своими эмоциями. Обеспечение чувства психологической защищенности.

Блок 3. Формирование нравственного поведения в повседневной жизни. Дать понятие о парных качествах (добрый – злой). Формирование положительных черт характера. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.

Алгоритм  занятия:

  1. Приветствие.
  2. Беседа или проблемная ситуация.
  3. Развивающая игра, психогимнастический этюд, тематическое или свободное рисование.
  4. Подвижная игра.
  5. Прощание.

     Выводы  по главе II

     Описано проведенное эмпирическое исследование по проблеме нарушений в социально  – эмоциональной сфере ребенка  дошкольника. Полученные результаты позволяют  говорить об относительно благополучной  социально – эмоциональной обстановке в группе детей. 

     Тем не менее,  в целях дальнейшего  развития социально – эмоциональных  компонентов предложена модель программы  по коррекции и развитию социально - эмоциональной сферы старших дошкольников средствами  игры. 
 
 

Заключение

     Главная цель развития социально – эмоциональной  сферы дошкольников – научить  детей понимать эмоциональные состояния  свои и окружающих людей;  дать представление  о способах выражения собственных  эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а  также совершенствовать способность  управлять своими чувствами и  эмоциями, которые в значительной степени обусловлены особенностями  его социального опыта. От эмоций, которые чаще всего испытывает и  проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими, а значит, успешность его социального  развития.

     Среди различных способов развития социально  – эмоциональной сферы детей  игра занимает существенное место. Игра эмоционально ярко насыщена, привлекательна и интересна. Развивающиеся в  процессе игры чувства любви к  родным, сочувствия к близким, дружеской  привязанности, обогащаются и становятся основой для возникновения более  сложных социальных чувств.

     Гипотеза  нашла свое подтверждение. В целом  благоприятная социально – эмоциональная  атмосфера означает то, что в детском  саду проводится достаточная профилактическая работа по предупреждению возникновения  эмоционального дискомфорта у детей, усилия педагогов направлены на создание благоприятной, доброжелательной атмосферы, проводится работа по повышению психолого  – педагогической культуры родителей.

     Предложив модель программы по коррекции и развитию социально - эмоциональной сферы старших дошкольников средствами  игры, мы тем самым, продолжаем работу по профилактике возникновения эмоционального дискомфорта у детей. 
 

Список  литературы

  1. Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников// Игра и самостоятельная деятельность в системе воспитания. - Талин, 1984.
  2. Большая книга детского психолога/ О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 568 с.
  3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966.№ 6 
  4. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – 4-е изд. – м.: Айрис-пресс, 2008. – 160 с.
  5. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985
  6. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л., 1982
  7. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. – М., 1983
  8. Маралов В. Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми. М. , 1992.
  9. Мартьянова Г. Ю. Психологическая коррекция в детском возрасте. – М.: Классик Стиль, 2007. – 160 с.
  10. Неверович Я. З. Участие эмоций в формировании детской личности // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. М., 1985.
  11. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М., 2000
  12. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988
  13. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1983.№4
  14. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.) / серия «Справочники». – Ростов-н/Д: «Феникс», 2005. - 384с.
  15. Эльконин Б. Д. Психология игры. – М., 1978 
 

    Приложение 1

Анкета для  родителей по изучению

социально-эмоциональной  сферы личности ребенка

(автор Матвеева  Л.Г.) 

Уважаемые родители! В целях улучшения организации  работы с Вашим ребенком просим ответить на вопросы: (вопросы с 3 по 32 – да, нет)

  1. Фамилия, имя ребенка
  2. Возраст
  3. Часты ли подъемы и спады настроения у ребенка в течение дня?
  4. Можно ли назвать его живым и веселым?
  5. Часто ли ребенку кажется, что он сделал что-то не так?
  6. Может ли он длительное время выполнять работу, не приносящую успеха?
  7. Обидчив ли Ваш ребенок?
  8. Смущается ли он при разговоре с незнакомым человеком?
  9. Бывает ли ребенок так возбужден, что не может усидеть на месте?
  10. Любит ли он мечтать?
  11. Можно ли назвать его раздражительным?
  12. Спокойно ли спит Ваш ребенок?
  13. Доводит ли он до конца дело, игру?
  14. Часто ли его терзает чувство вины?
  15. Часто ли ребенок отвлекается от основных мыслей?
  16. Испытывает ли он страх, оставаясь один дома?
  17. Долго ли ребенок переживает из-за случившегося конфликта?
  18. Быстро ли ему надоедает однообразная работа?
  19. Самостоятельно ли он преодолевает затруднения в работе?
  20. Часто ли ребенок «дуется»?
  21. Можно ли назвать ребенка нервным?
  22. Беспокоят ли его боли без всякой причины?
  23. Легко ли его задеть, покритиковав за что-нибудь?
  24. Часто ли он отвлекается, выполняя какое-либо дело?
  25. Теряет ли ребенок сон из-за травмирующих событий, тревожных мыслей?
  26. Бывают ли у него  тики, непреднамеренные движения в эмоционально значимых ситуациях?
  27. Проявляет ли ребенок чрезмерно бурные эмоциональные реакции с плачем, неподчинением, когда его ожидания не сбываются?
  28. Успевает ли он выполнить работу (задание) в срок?
  29. Застенчив ли он в присутствии старших?
  30. Бурно ли он отчаивается при неудачах в игре и разрушает ли сделанное?
  31. Вступает ли ребенок в конфликты со сверстниками по разным случаям?
  32. Ведет ли он себя так же со взрослыми?
 

Благодарим за сотрудничество.

    Приложение 2

   Социологическая анкета семьи детского сада №17 «Золотая рыбка»

   2008 – 2009 уч.год.

  1. Ф.И.О. ребенка______________________________________________
  2. Дата и год рождения__________________________________________
  3. Национальность_____________________________________________
  4. Какой по счету ребенок?______________________________________
  5. Адрес фактического проживания______________________________
  6. № телефонов для срочно – необходимой связи с родителями

    (родственниками)________________________________________________

  1. Мать:

   Ф.И.О.________________________________________________________

   Дата  и год рождения____________________________________________

   Образование___________________________________________________

   Место работы__________________________________________________

   Должность_____________________________________________________

   Рабочий телефон_______________________________________________

  1. Отец:

    Ф.И.О.________________________________________________________

    Дата  и год рождения____________________________________________

    Образование___________________________________________________

    Место работы__________________________________________________

    Должность____________________________________________________

    Рабочий телефон_______________________________________________

  1. С кем проживает ребенок?____________________________________
  2. Кто входит в состав вашей семьи (перечислите)?_________________

    _______________________________________________________________

    11. Сколько в семье  детей?_______________________________________

    12. Какого возраста?____________________________________________

    13. Какое учебное  заведение посещают? (школу, детский сад и т.д.)_________________________________________________________

    14. Посещает ли ваш  ребенок какие  – либо секции, кружки вне детского  сада? Если да, то  какие?________________________________

    ______________________________________________________________

    15. Условия жизни  ребенка (отдельная комната угол в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.д.)_________________________________________________________

    16. Жилищные условия  семьи (отдельная квартира, общежитие, съемное жилье и т.д.)__________________________________________

    17. Материальное положение  семьи (доход крайне низкий, ниже среднего, средний, высокий, достаточно высокий)_____________________________

    18. Социальный статус  семьи (полная, неполная, многодетная, малообеспеченная)______________________________________________

    19. Если ребенок проживает с приемными родителями или опекунами укажите следующие данные:

   Ф.И.О.________________________________________________________

   Кем приходится ребенку________________________________________

   Дата  и год рождения____________________________________________

   Образование___________________________________________________

   Место работы__________________________________________________

   Должность_____________________________________________________

    Рабочий телефон_______________________________________________

   Ф.И.О.________________________________________________________

   Кем приходится ребенку________________________________________

   Дата  и год рождения____________________________________________

   Образование___________________________________________________

   Место работы__________________________________________________

   Должность_____________________________________________________

    Рабочий телефон_______________________________________________

    20. Что еще вы считаете  нужным сообщить  о своей семье  и о ребенке,  посещающем наш  детский сад?___________________________________

Информация о работе Игровые средства коррекции и развития социально - эмоциональной сферы старших дошкольников