Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:13, курсовая работа
Цель исследования выявить особенности развития социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и предложить программу коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников.
Объектом нашего исследования является социально - эмоциональная сфера ребёнка.
Предмет исследования – коррекция и развитие социально-эмоциональной сферы старших дошкольников средствами игры.
Введение
Глава I. Особенности развития социально-эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет
Особенности развития социально-эмоциональной сферы ребёнка
Игровые средства коррекционного воздействия и развития социально-эмоциональной сферы ребенка-дошкольника
Выводы по главе I
Глава II. Технология развития социально-эмоциональных свойств личности дошкольников
2.1 Описание организации опытно-экспериментальной работы
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования
2.3 Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников
Выводы по главе II
Заключение
Список литературы
Приложения
детей старшего дошкольного возраста [14, с.132]
Уровень |
Характеристики |
Низкий (неблагополучие) |
|
Средний |
|
Высокий |
|
Формирование
у детей старшего дошкольного
возраста умения преодолевать свое неблагополучие
происходит в деятельности, в непосредственном
общении со взрослыми и сверстниками.
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий в пределах науки и культуры. [9]
Анализ программ, предназначенных для коррекции и развития поведенческой и эмоциональной сфер личности ребенка-дошкольника, свидетельствует о том, что большинство их них использует элементы игротерапии и арттерапии, а также психогимнастику. Представленная далее программа не стала исключением, в ней используются следующие методические приемы:
Выбор данных методов и приемов не является спонтанным, он – следствие теоретического анализа подходов к коррекции и развитию личности дошкольника в рамках отечественной психологии.
Рассмотрим более подробно каждый из методов коррекции и развития.
Игровая
терапия – метод
В практике детской психотерапии игра впервые была использована З. Фрейдом. С развитием психологической науки фактически все направления зарубежной психокоррекционной практики в рамках своих школ выработали подходы к игротерапии. В отечественной психологической практике применение игры как терапевтического средства основывается на теории игры Л. С. Выготского [3], А. Н. Леонтьева [7], Б. Д. Эльконина [15]. В психокоррекционных целях игру использовали Л. Абрамян, А. Захаров [6], А. Спиваковская [12].
Захаров
выделил три функции игры в
терапевтическом процессе: диагностическую,
терапевтическую и обучающую. Все
эти функции взаимосвязаны и
вытекают одна из другой. Так, наблюдая
за игрой ребенка, можно получить
ценную информацию об особенностях его
личности и поведения, о взаимоотношениях
с миром и самим собой. С
другой стороны, игра позволяет ребенку
снять эмоциональное и
Таким образом, игровая терапия является одним из наиболее эффективных методов коррекции эмоциональной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Следующий
метод, используемый в данной программе,
- психогимнастика. Этот метод, при котором
участники проявляют себя и общаются
без помощи слов. Психогимнастика
родилась на стыке практической психологии
и актерского искусства выразительности
движений. Часто вербальные сигналы
являются помехой в истинном понимании
другого человека. Невербальные же
сигналы (наклон головы, поза, движения
рук и губ, выражение глаз, походка)
позволяют умеющему «читать» их человеку
получать гораздо более достоверную
и полную информацию о других людях.
В коррекционной практике отмечаются
случаи, когда ребенка учат говорить
через обучение грамоте и чтению.
Эмоциональную сферу ребенка
также можно развивать через
обучение языку движений, языку мимики.
Психогимнастика позволяет
Сам термин «психогимнастика», по мнению А. А. Осиповой [11], имеет широкое и узкое значения. В широком смысле психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на коррекцию и развитие различных сторон психики человека. В том числе и эмоционально - личностной. В узком смысле под психогимнастикой понимают игры и этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации.
Следующий метод, относящийся к арттерапии, - проективное рисование. Рисование, само по себе, несет множество развивающих функций:
Отмечается, что проективный рисунок как коррекционный метод особенно эффективен в работе с детьми дошкольного возраста. Психологи-практики рассматривают детский рисунок, прежде всего как проекцию личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. В связи с этим в процессе работы необходимо дифференцировать особенности рисунка, связанные со степенью овладения ребенком графическими умениями, и особенностями рисунка, обусловленными личностными характеристиками дошкольника. Имеет значение и анализ активности ребенка, а также способов использования художественных материалов.
Важно отметить, что рисование может послужить способом налаживания контакта между детьми. Рационально начинать с индивидуальных рисунков, затем можно использовать парное, подгрупповое и групповое рисование.
И,
наконец, еще один метод, используемый
в программе, - метод беседы и постановки
проблемных ситуаций. В работе с
детьми дошкольного возраста данный
метод может использоваться только
в сочетании с другими
Игра как средство психологической помощи широко используется в различных коррекционных программах и методиках.
Методика
игровой терапии А. И. Захарова представляет
собой часть целого комплекса
различных воздействий на ребенка.
Игра рассматривается как
В своей методике А. И. Захаров использует определенную последовательность коррекционных мероприятий: беседа – спонтанная игра – направленная игра – внушение. Продолжительность игрового сеанса не более 30 минут. Частота занятий при острой направленности нарушения – 2-3 раза в неделю; при ремиссии – 1 раз в неделю. Продолжительность всей программы - от нескольких дней до нескольких месяцев.
Автор выделяет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции игры.
Таблица 3
Функции игры
Диагностическая
функция |
Терапевтическая функция | Обучающая
функция |
Уточнение нарушения, особенностей характера ребенка и взаимоотношений с окружающими. Наблюдение за игрой позволяет получить дополнительную информацию, так как в игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует то, что когда-либо испытал. Часто такая связь очевидна, иногда она может быть отдаленной. Дети более полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими игре, нежели в словах. | Предоставление ребенку эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру, дает возможность организовать свой опыт. Для ребенка важен процесс игры, а не ее результат. Он разыгрывает прошлые переживания в новом восприятии и новых формах поведения, разрешая свои внутренние и внешние проблемы. | Перестройка отношений, расширение диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации. |
Необходимым моментом игровой терапии является соблюдение следующих правил:
Процесс игровой терапии по А. И. Захарову складывается из четырех взаимно перекрывающихся этапов: объединение детей в группу, рассказы, игры и обсуждение.
Начинается объединение детей в группу с совместной и интересной для них деятельности, например: предметных игр, экскурсий в музей, рассказов об увлечениях. Дети сочиняют свои маленькие истории дома и рассказывают их по очереди в группе.
Игра проводится на тему предлагаемую детьми и психологом. В играх последовательно воспроизводятся рассказы, сказки, условные и реальные ситуации. Игры на данном этапе в отличие от этапа объединения требуют включения психолога и высокой активности играющих детей. По мере продвижения группы вперед содержание ролевых игр меняется от терапевтически направленных до обучающих.
Терапевтические
игры ставят своей целью устранение
аффективных препятствий
Метод
игровой коррекции А. С. Спиваковской
является частью психокоррекционного
комплекса и рассчитан на детей
дошкольного возраста. Основные задачи
метода – устранение искажений в
психическом развитии, перестройка
неблагоприятно сложившихся новообразований,
форм эмоционального реагирования и
стереотипов поведения, реконструкция
общего хода развития и воссоздание
полноценных обновленных