Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:13, курсовая работа
Цель исследования выявить особенности развития социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и предложить программу коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников.
Объектом нашего исследования является социально - эмоциональная сфера ребёнка.
Предмет исследования – коррекция и развитие социально-эмоциональной сферы старших дошкольников средствами игры.
Введение
Глава I. Особенности развития социально-эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет
Особенности развития социально-эмоциональной сферы ребёнка
Игровые средства коррекционного воздействия и развития социально-эмоциональной сферы ребенка-дошкольника
Выводы по главе I
Глава II. Технология развития социально-эмоциональных свойств личности дошкольников
2.1 Описание организации опытно-экспериментальной работы
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования
2.3 Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников
Выводы по главе II
Заключение
Список литературы
Приложения
На вопрос №25 «Теряет ли ребенок сон из-за травмирующих событий, тревожных мыслей?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 21 человек, что составляет 84 % от общего числа опрошенных.
На вопрос №26 «Бывают ли у него тики, непреднамеренные движения в эмоционально значимых ситуациях?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 25 человек, что составляет 100% от общего числа опрошенных.
На вопрос №27 «Проявляет ли ребенок чрезмерно бурные эмоциональные реакции с плачем, неподчинением, когда его ожидания не сбываются?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 19 человек, что составляет 76% от общего числа опрошенных.
На вопрос №28 «Успевает ли он выполнить работу (задание) в срок?», преимущественно ответили положительно (да) 19 человек, что составляет76% от общего числа опрошенных.
На вопрос №29 «Застенчив ли он в присутствии старших?», преимущественно ответили положительно (да) 17 человек, что составляет 68% от общего числа опрошенных.
На вопрос №30 «Бурно ли он отчаивается при неудачах в игре и разрушает ли сделанное?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 20 человек, что составляет 80% от общего числа опрошенных.
На вопрос №31 «Вступает ли ребенок в конфликты со сверстниками по разным случаям?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 20 человек, что составляет 80% от общего числа опрошенных.
На вопрос №32 «Ведет ли он себя так же со взрослыми?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 24 человека, что составляет 96% от общего числа опрошенных.
На основании полученных результатов можно составить социальный портрет семей. Дети воспитываются в полных семьях, имеют брата или сестру. Проживают с родителями в отдельной квартире. Родители в возрасте около 30 лет, имеют среднее и высшее образование, материальное положение - удовлетворительное.
Характеристику
социально - эмоциональной сферы
детей можно представить
Эмоционально
значимые ситуации переносят спокойно,
у них не наблюдаются тики, непреднамеренные
движения. Дети не проявляют чрезмерно
бурные эмоциональные реакции с
плачем, неподчинением, когда их ожидания
не сбываются. Дети уверены в себе,
им не кажется, что они сделали
что-то не так. Их не терзает чувство
вины. Детей можно назвать
Хотя, дети не могут длительное время выполнять работу, не приносящую успеха, однообразная работа им быстро надоедает. При затруднении в работе детям требуется помощь. Дети смущаются при разговоре с незнакомыми людьми, застенчивы в присутствии старших.
Последнее, может быть связано как с возрастными особенностями, так и с незначительными нарушениями развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников.
Несмотря
на то, что в целом социально-
При
разработке содержания программы коррекции
и развития социально-эмоциональной
сферы старших дошкольников мы ориентировались
на положение А. В. Запорожца о
роли социальных эмоций в нравственном
воспитании детей дошкольного возраста.
Формирование представлений о нормах
поведения связывается с
Усвоение представлений о нормах морали, регулирующих отношение человека к окружающим людям, материальным ценностям, к самому себе занимает одно из главенствующих мест в социально-эмоциональном развитии ребенка. Но, по мнению А. В. Запорожца [5], Я. З. Неверович [10], Е. В. Субботского [13], одного знания норм и правил недостаточно для того, чтобы они стали средством саморегуляции реального поведения ребенка.
Программа
является коррекционно-развивающей, так
как направлена не только на коррекцию
уже имеющихся эмоциональных
нарушений, но и на профилактику возникновения
эмоционального дискомфорта у детей
в детском саду, создание благоприятной
атмосферы, характеризующейся
Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием программа реализуется в трех направлениях:
I направление (педагог-психолог – родители)
Содержание
работы педагога-психолога в этом
направлении заключается в
Рекомендуется
также проводить анкетирование
родителей для отслеживания динамики
изменений в социально-
II направление (педагог-психолог – педагоги группы)
Содержание работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам. Приоритетные задачи:
а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
б) обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;
в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности ребенка.
Рекомендуются следующие формы работы с педагогами:
а) «Разговор как психотерапевтическое средство».
б) «Особенности взаимодействия педагогов с детьми с нарушениями развития социально-эмоциональной сферы»;
в) «Эффективное педагогическое общение»;
г) «Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и детей. Трансактный анализ общения»;
д) «Развитие коммуникативных навыков. Вербальное общение. Средства невербального общения»;
е) «Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции».
Необходимо систематически проводить релаксационные паузы для снятия эмоционального напряжения, рекомендуется использовать различные приемы изотерапии, ауторелаксации, музыку, упражнения-медитации, медитации-визуализации. Это будет способствовать повышению чувства эмоционального комфорта у педагогов, что опосредованно будет влить и на повышение чувства комфорта у детей.
Важным условием эффективной работы программы является активное участие педагога-психолога в планировании педагогического процесса, особенно в разделах «Самостоятельна деятельность детей» и «Совместна деятельность педагога и детей». Психолог может помочь подобрать игры и упражнения, а также оказать помощь в их проведении.
Также
важно проводить с педагогами
диагностику с помощью такой
методики, как «Стиль педагогического
общения» Маралова В. Г. [8].
Для осознания особенностей детей группы
рекомендуется использовать анкету «Портрет
мой группы» или сочинение на аналогичную
тему.
III направление (педагог-психолог – дети)
Содержание работы в данном направлении заключается в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, а также участии психолога в играх детей.
Цели программы:
Задачи программы:
Принципы программы:
Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Общее число занятий: 20, один раз в неделю.
Продолжительность занятия: 35 минут.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Количество детей в группе: 6-7 человек.
Отбор детей производится на основе диагностического обследования. В занятиях принимают участие все дети. С детьми, нуждающимися в коррекции социально-эмоциональной сферы, дополнительно проводится индивидуальная работа.
Программа реализуется в три этапа:
1-ый этап. Диагностический.
2-ой этап. Коррекционно-развивающий.
3-ий этап. Контрольный.
Программа условно разделена на три блока:
Блок 1. Развитие эмоциональной сферы.