Игровые средства коррекции и развития социально - эмоциональной сферы старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования выявить особенности развития социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и предложить программу коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников.

Объектом нашего исследования является социально - эмоциональная сфера ребёнка.

Предмет исследования – коррекция и развитие социально-эмоциональной сферы старших дошкольников средствами игры.

Содержание

Введение


Глава I. Особенности развития социально-эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет

Особенности развития социально-эмоциональной сферы ребёнка
Игровые средства коррекционного воздействия и развития социально-эмоциональной сферы ребенка-дошкольника
Выводы по главе I


Глава II. Технология развития социально-эмоциональных свойств личности дошкольников

2.1 Описание организации опытно-экспериментальной работы

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования

2.3 Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников

Выводы по главе II


Заключение


Список литературы


Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике 1 курс..docx

— 60.76 Кб (Скачать)

     На  вопрос №25 «Теряет ли ребенок сон  из-за травмирующих событий, тревожных  мыслей?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 21 человек, что составляет 84 % от общего числа опрошенных.

     На  вопрос №26 «Бывают ли у него тики, непреднамеренные движения в эмоционально значимых ситуациях?», преимущественно  ответили отрицательно (нет) 25 человек, что составляет 100% от общего числа  опрошенных.

     На  вопрос №27 «Проявляет ли ребенок чрезмерно  бурные эмоциональные реакции с  плачем, неподчинением, когда его  ожидания не сбываются?», преимущественно  ответили отрицательно (нет) 19 человек, что составляет 76% от общего числа  опрошенных.

     На  вопрос №28 «Успевает ли он выполнить  работу (задание) в срок?», преимущественно  ответили положительно (да) 19 человек, что составляет76% от общего числа  опрошенных.

     На  вопрос №29 «Застенчив ли он в присутствии  старших?», преимущественно ответили положительно (да) 17 человек, что составляет 68% от общего числа опрошенных.

     На  вопрос №30 «Бурно ли он отчаивается  при неудачах в игре и разрушает  ли сделанное?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 20 человек, что составляет 80% от общего числа опрошенных.

     На  вопрос №31 «Вступает ли ребенок  в конфликты со сверстниками по разным случаям?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 20 человек, что составляет 80% от общего числа опрошенных.

     На  вопрос №32 «Ведет ли он себя так же со взрослыми?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 24 человека, что составляет  96% от общего числа опрошенных.

     На  основании полученных результатов  можно составить социальный портрет  семей.  Дети воспитываются в полных семьях, имеют брата или сестру. Проживают с родителями в отдельной  квартире. Родители в возрасте около 30 лет, имеют среднее и высшее образование, материальное положение  - удовлетворительное.

     Характеристику  социально - эмоциональной сферы  детей можно представить следующим  описанием.  Настроение у детей  в группе стабильное, в течение  дня не наблюдается частых подъемов и спадов настроения. Детей можно  назвать живыми и веселыми, бывают так возбуждены, что не могут усидеть  на месте. Любят мечтать. Дети не нервные, боли без всякой причины их не беспокоят. Спят спокойно, не теряют сон из-за травмирующих событий, тревожных мыслей. Не испытывают чувство страха, оставаясь дома одни.

     Эмоционально  значимые ситуации переносят спокойно, у них не наблюдаются тики, непреднамеренные движения. Дети не проявляют чрезмерно  бурные эмоциональные реакции с  плачем, неподчинением, когда их ожидания не сбываются. Дети уверены в себе, им не кажется, что они сделали  что-то не так. Их не терзает чувство  вины. Детей можно назвать обидчивыми, но «дуются» они не часто. Их трудно задеть, покритиковав за что-нибудь. Детей  нельзя назвать раздражительными. Дети не вступают в конфликты, потасовки по разным случаям со сверстниками, взрослыми. Долго не переживают после случившегося конфликта. Выполняя какое-либо, дело дети сосредоточены, отвлекаются не часто. Успевают выполнить работу в срок. Доводят до конца дело, игру. При неудачах в игре бурно не отчаиваются и не разрушают сделанное.

     Хотя, дети не могут длительное время выполнять  работу, не приносящую успеха, однообразная работа им быстро надоедает. При затруднении  в работе детям требуется помощь. Дети смущаются при разговоре  с незнакомыми людьми, застенчивы в присутствии старших.

     Последнее, может быть связано как с возрастными  особенностями, так и с незначительными  нарушениями  развития социально-эмоциональной  сферы старших дошкольников.

     Несмотря  на то, что в целом социально-эмоциональный  фон группы в целом спокоен, мы предложили программу, которая имеет  в большей степени развивающий  аспект.

     При разработке содержания программы коррекции  и развития социально-эмоциональной  сферы старших дошкольников мы ориентировались  на положение А. В. Запорожца о  роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Формирование представлений о нормах поведения связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного  отношения к окружающим, а эмоциональное  предвосхищение позволяет скорректировать  и прочувствовать свое поведение. Программа  направлена на то, чтобы предметом  внимания детей стали эмоциональные  и физические состояния людей. 

    1. Программа коррекции и развития социально-эмоциональной  сферы старших  дошкольников

     Усвоение  представлений о нормах морали, регулирующих отношение человека к окружающим людям, материальным ценностям, к самому себе занимает одно из главенствующих мест в социально-эмоциональном развитии ребенка. Но, по мнению А. В. Запорожца [5], Я. З. Неверович [10], Е. В. Субботского [13], одного знания норм и правил недостаточно для того, чтобы они стали средством саморегуляции реального поведения ребенка.

     Программа является коррекционно-развивающей, так  как направлена не только на коррекцию  уже имеющихся эмоциональных  нарушений, но и на профилактику возникновения  эмоционального дискомфорта у детей  в детском саду, создание благоприятной  атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.

     Необходимым условием эффективности программы  является активное участие в ней  педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием программа  реализуется в трех направлениях:

    1. Педагог-психолог – родители.
    2. Педагог-психолог – педагоги группы.
    3. Педагог-психолог – дети.

     I      направление (педагог-психолог – родители)

     Содержание  работы педагога-психолога в этом направлении заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними. Первым шагом должно стать налаживание контакта с  родителями. Затем, в процессе индивидуальных консультаций, необходимо объяснить  родителям особенности их ребенка, помочь принять его таким, какой  он есть. Следующим шагом является выработка единого подхода к  воспитанию ребенка. На всех этапах работы важно учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей. Можно использовать в работе с  родителями следующие виды занятий:

  1. Индивидуальные консультации.
  2. Групповые консультации:
    • общегрупповые собрания;
    • информация в «уголках родителей».
  3. Организация совместной деятельности родителей и детей (совместный труд, подготовка к утренникам и т. д.).

    Рекомендуется также проводить анкетирование  родителей для отслеживания динамики изменений в социально-эмоциональной  сфере личности ребенка.

     II     направление (педагог-психолог – педагоги группы)

     Содержание  работы в данном направлении заключается  в оказании психологической и  информационной помощи педагогам. Приоритетные задачи:

     а) ознакомить педагогов с особенностями  и закономерностями развития социально-эмоциональной  сферы детей старшего дошкольного  возраста;

     б) обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;

     в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности ребенка.

     Рекомендуются следующие формы работы с педагогами:

    1. индивидуальные консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей и выработке единой стратегии воспитания.
    2. семинары-практикумы, тренинги. Тематика может варьироваться, но наиболее актуальны следующие:

    а) «Разговор  как психотерапевтическое средство».

    б) «Особенности взаимодействия педагогов с детьми с нарушениями развития социально-эмоциональной  сферы»;

    в) «Эффективное педагогическое общение»;

    г) «Личностно-ориентированное  взаимодействие педагогов и детей. Трансактный анализ общения»;

    д) «Развитие  коммуникативных навыков. Вербальное общение. Средства невербального общения»;

    е) «Развитие  навыков самоконтроля и саморегуляции».

     Необходимо  систематически проводить релаксационные паузы для снятия эмоционального напряжения, рекомендуется использовать различные приемы изотерапии, ауторелаксации, музыку, упражнения-медитации, медитации-визуализации. Это будет способствовать повышению  чувства эмоционального комфорта у  педагогов, что опосредованно будет  влить и на повышение чувства  комфорта у детей.

     Важным  условием эффективной работы программы  является активное участие педагога-психолога  в планировании педагогического  процесса, особенно в разделах «Самостоятельна  деятельность детей» и «Совместна деятельность педагога и детей». Психолог может  помочь подобрать игры и упражнения, а также оказать помощь в их проведении.

     Также важно проводить с педагогами диагностику с помощью такой  методики, как «Стиль педагогического  общения» Маралова В. Г. [8]. Для осознания особенностей детей группы рекомендуется использовать анкету «Портрет мой группы» или сочинение на аналогичную тему. 

     III    направление (педагог-психолог – дети)

Содержание  работы в данном направлении заключается  в реализации коррекционно-развивающей  работы в форме специально организованных занятий, а также участии психолога  в играх детей.

Цели  программы:

  1. Коррекция негативных тенденций социально-эмоционального развития детей.
  2. Развитие социально-эмоционального благополучия ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости, автономности.

Задачи  программы:

  1. Развитие гибкости поведения, способности адекватного реагирования на различные жизненные ситуации.
  2. Формирование установки «Я – хороший, ты – хороший»
  3. Формирование способности эмоциональной саморегуляции.
  4. Овладение ребенком «языком» эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния.

Принципы  программы:

  1. Ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье. Принцип предполагает также ориентацию ребенка на другого человека.
  2. Принцип активности и свободы самовыражения ребенка. Постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.
  3. Принцип симпатии и участия. Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.

    Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

    Общее число занятий: 20, один раз в неделю.

    Продолжительность занятия: 35 минут.

    Занятия проводятся во второй половине дня.

    Количество  детей в группе: 6-7 человек.

    Отбор детей производится на основе диагностического обследования. В занятиях принимают  участие все дети. С детьми, нуждающимися в коррекции социально-эмоциональной сферы, дополнительно проводится индивидуальная работа.

    Программа реализуется в три этапа:

    1-ый  этап. Диагностический.

    2-ой  этап. Коррекционно-развивающий.

    3-ий  этап. Контрольный.

    Программа условно разделена на три блока:

    Блок 1. Развитие эмоциональной сферы.

Информация о работе Игровые средства коррекции и развития социально - эмоциональной сферы старших дошкольников