Игровые средства коррекции и развития социально - эмоциональной сферы старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования выявить особенности развития социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и предложить программу коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников.

Объектом нашего исследования является социально - эмоциональная сфера ребёнка.

Предмет исследования – коррекция и развитие социально-эмоциональной сферы старших дошкольников средствами игры.

Содержание

Введение


Глава I. Особенности развития социально-эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет

Особенности развития социально-эмоциональной сферы ребёнка
Игровые средства коррекционного воздействия и развития социально-эмоциональной сферы ребенка-дошкольника
Выводы по главе I


Глава II. Технология развития социально-эмоциональных свойств личности дошкольников

2.1 Описание организации опытно-экспериментальной работы

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования

2.3 Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников

Выводы по главе II


Заключение


Список литературы


Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике 1 курс..docx

— 60.76 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И. Менделеева» 
 

     Кафедра педагогики и психологии 
 
 

ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ  И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ  СФЕРЫ СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ 

Курсовая  работа

студентки 1 курса ОЗО 

по специальности

«Социальная педагогика»

социально-психологического факультета

                                                    Черновой Яны Юрьевны

Научный руководитель:

Канд. пед. наук Антоненко Т.Н 

Салехард

2009

 
 

            Содержание

Введение                                                                                                         

Глава I. Особенности  развития социально-эмоциональной  сферы  дошкольников 5-6 лет                                                                                                  

    1. Особенности развития социально-эмоциональной сферы ребёнка
    2. Игровые средства коррекционного воздействия и развития социально-эмоциональной сферы ребенка-дошкольника

Выводы  по главе I 

Глава II. Технология развития социально-эмоциональных свойств личности  дошкольников

2.1   Описание организации опытно-экспериментальной  работы

2.2. Анализ  результатов     эмпирического  исследования

2.3  Программа  коррекции и развития социально-эмоциональной  сферы старших дошкольников 

Выводы  по главе II 

Заключение 

Список  литературы 

Приложения 
 
 
 

Введение

     Актуальность  исследования. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит еще и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах ДОУ. В связи с этим перед психологом встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания, т.е. стать социально - эмоционально компетентным.

     В этом направлении исследованы особенности  развития социально - эмоциональной  сферы ребёнка. Рассматриваются  игровые средства коррекционного воздействия  и развития социально-эмоциональной  сферы ребенка-дошкольника.

     Но  в недостаточной степени освещён  вопрос коррекции и развития социально - эмоциональной сферы старших  дошкольников посредством  специально разработанной программы. Программа  направлена  не только на коррекцию  уже имеющихся эмоциональных  нарушений, но и на профилактику возникновения  эмоционального дискомфорта у  детей  в детском саду, создания благоприятной  атмосферы в совместной работе педагогов, родителей и детей.

     Обозначенные  факторы обуславливают тему курсовой работы «Игровые средства коррекции и развития социально - эмоциональной сферы старших дошкольников»

Цель  исследования выявить особенности развития социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и предложить программу коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников.

Объектом нашего исследования является социально - эмоциональная сфера ребёнка.

Предмет исследования – коррекция и развитие социально-эмоциональной сферы старших дошкольников средствами  игры.

Гипотеза  исследования: мы предполагаем, что профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у  детей можно обеспечить, если:

    - выявить  мнение родителей об особенностях  развития социально - эмоциональной  сферы дошкольников 5-6 лет;

    - предложить  программу коррекции и развития  социально-эмоциональной сферы старших  дошкольников.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

  1. Провести теоретический анализ и обобщение  психолого-педагогической литературы по теме исследования.
  2. Охарактеризовать понятие «социально - эмоциональная сфера», особенности развития социально - эмоциональной сферы ребёнка.
  3. Раскрыть игровые средства коррекционного воздействия и развития социально-эмоциональной сферы ребенка-дошкольника.
  4. Выявить мнение родителей об особенностях развития социально -эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет.
  5. Провести количественный и качественный анализ эмпирических данных.
  6. Предложить модель программы коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников

    Методы  исследования:

    1. Теоретический анализ и обобщение литературы.
    2. Эмпирическое исследование.
    3. Психодиагностические методы: анкетирование, свободное наблюдение, беседа.
    4. Анализ и обобщение педагогического опыта.
    5. Изучение документов образовательного учреждения.
    6. Моделирование.
    7. Количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Методологическую  основу составляет исследование Г.А. Широковой по проблеме социально - эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста.

Надежность  и достоверность  результатов обеспечивается методами и методиками, адекватными цели и задачам исследования, а так же определением методологического аппарата исследования.

Практическая  значимость исследования заключается в разработке программы коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников в возможности её применения социальными педагогами, педагогами-психологами, другими специалистами, работающими с детьми, а так же родителям.

База  исследования. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №17 д/с «Золотая рыбка» в г.Салехарде.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 15 наименований,  3 приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I Особенности развития социально-эмоциональной  сферы  дошкольников 5-6 лет

    1. Особенности развития социально-эмоциональной сферы ребёнка

Эмоции  играют важную роль в жизни детей. Помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства  господствуют над всеми сторонами  жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому  эмоции, которые он испытывает, легко  прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поступая  в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в  окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения  эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками. [4, с.3]

     По  мнению А. В. Запорожца, эмоциональное  развитие дошкольника является одним  из важнейших условий его воспитания. Подчеркивая важность эмоциональных  переживаний дошкольника при  взаимодействии с социумом для его  личностного становления, он акцентировал внимание на том, что раннее неблагополучие аффективных отношений с близкими взрослыми и сверстниками создает  опасность нарушения последующего формирования личности. [5]

Л. А. Абрамян  признавал тот факт, что внутреннее эмоциональное отношение ребенка  к окружающей действительности «вырастает»  из его практического взаимодействия с этой действительностью. [1]

  Этот сложный процесс может составлять содержание развития социальной направленности потребностей и мотивов в старшем дошкольном возрасте. Именно с этой точки зрения возможна взаимосвязь эмоционального, социального и нравственного развития дошкольников.

     Одной из важнейших сфер, характеризующих  продвижение ребенка, является его  социальное развитие, в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы  и правила по отношению к предметному  миру, а с другой - нормы и правила  общения с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в  поведении ребенка. Но под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение  детско-родительских отношений, неблагоприятный  психологический климат и др. психологические  факторы) у ребенка формируются  признаки социально - эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные  эмоциональные  состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс онтогенеза.

     Условно эмоциональные нарушения можно  разделить на две подгруппы. В  основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется  социально-эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой –  в особенностях внутреннего мира ребенка.

     Таблица 1

Эмоциональные нарушения у детей  старшего

     дошкольного возраста [14, с.131]

Сфера проявления

Характеристики

Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми
      • неуравновешенность;
      • возбудимость;
      • бурные аффективные реакции, которые сопровождаются соматическими изменениями;
      • негативизм;
      • упрямство;
      • неуступчивость;
      • конфликтность;
      • жестокость;
      • устойчивое негативное отношение к общению;
      • застревание на отрицательных эмоциях;
      • эмоциональная холодность;
      • отчуждение;
      • скрывающее неуверенность в своих силах.
Особенности внутреннего мира
  • острая восприимчивость;
  • впечатлительность;
  • болезненная чувствительность;
  • наличие страхов;
    не являющиеся возрастными;
  • мешающими нормальной жизнедеятельности детей;
  • тревожность;
  • мнительность.
 

     Данная  классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение  с окружающими.

     Необходимость более четкого выделения детей  с различными уровнями социально-эмоционального развития способствует созданию классификации, представленной в таблице ниже.

     Таблица 2

Информация о работе Игровые средства коррекции и развития социально - эмоциональной сферы старших дошкольников