Игровые средства коррекции и развития социально - эмоциональной сферы старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования выявить особенности развития социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и предложить программу коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников.

Объектом нашего исследования является социально - эмоциональная сфера ребёнка.

Предмет исследования – коррекция и развитие социально-эмоциональной сферы старших дошкольников средствами игры.

Содержание

Введение


Глава I. Особенности развития социально-эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет

Особенности развития социально-эмоциональной сферы ребёнка
Игровые средства коррекционного воздействия и развития социально-эмоциональной сферы ребенка-дошкольника
Выводы по главе I


Глава II. Технология развития социально-эмоциональных свойств личности дошкольников

2.1 Описание организации опытно-экспериментальной работы

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования

2.3 Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников

Выводы по главе II


Заключение


Список литературы


Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике 1 курс..docx

— 60.76 Кб (Скачать)

  В процессе коррекции у ребенка  вызываются и возникают новые  формы переживаний, воспитываются  чувства по отношению к взрослому, сверстникам, самому себе, формируется  адекватное отношение к себе и  другим, развивается система самооценки, повышается уверенность в себе, обогащаются  приемы общения со сверстниками, отрабатываются новые формы и виды как игровой, так и не игровой деятельности.

  Игровые занятия проводятся в типичной комнате  для игр, где имеется набор  знакомых детям игрушек, стол, стулья, краски, пластилин, бумага, карандаши, коврики. Ребенок может играть или  не играть с игрушками, брать любые  заинтересовавшие его вещи, не испытывая  никаких ограничений.

  В процессе игровой коррекции используются специально разработанные игровые  приемы и методы: сюжетно-ролевые  игры, игры-драматизации, в которых  реализуется прием десенсибилизации, игры на достижение эмоциональной децентрации, снятие барьеров в общении.

  Наряду  со специальными играми большое значение в коррекции приобретают приемы неигрового типа. Они служат целям  повышения сплоченности группы, развитию навыков общения в коллективе, продуцируют разнообразные чувства  и создают навыки адекватного  выражения эмоций.

Условно эти приемы могут быть отнесены к 4-м группам:

        1. приемы, направленные на развитие навыков общения: ритуальные действия (групповая песня, приветствие, прощание и т. п.); принятие групповых решений; формирование самостоятельности группы;
        2. формирующие эмоционально-личностную децентрацию, преодолевающие эгоцентризм: усиление понимания, сочувствия; воздействие на эмоциональное напряжение, тревожность (эмоциональное отреагирование, десенсибилизация);
        3. формирующие сферу осознания ребенком своих проблем: отражение, интерпретация, разъяснение, убеждение; опосредованное воздействие через других детей («косвенное внушение», «косвенный вопрос»);
        4. направленные на разрешение старых стереотипов поведения и создание новых, более адекватных: блокирование неадекватных способов поведения; формирование адекватных способов поведения.

Процесс групповой динамики возникает в  ходе игровой коррекции и  осуществляется в 3 этапа:

  I этап – ориентировочный (2-3 занятия). На этапе ориентировки детям предоставляется возможность спонтанной игры. Тактика психолога наименее директивна. Положение о минимальном количестве ограничений является важным на этом этапе. Широко используются невербальные средства коммуникации и игры, облегчающие вступление в контакт.

  II этап – реконструктивный (6-7 занятий). Это этап детской активности. Тактика психолога приобретает целенаправленный характер, используются специальные приемы. Задача психолога – продемонстрировать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов его реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения. На данной стадии коррекционного процесса происходят главные изменения в психике ребенка, совершается разрешение многих внутренних конфликтов.

  III этап – закрепляющий (2-3 занятия). Дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача психолога – обучить детей новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность. Целью данного этапа является упрочение всего позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребенка. [9 с.60]

     Выводы  по главе I

     По  мере развития личности у ребенка  повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность  управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить  в соответствие свои мысли, чувства, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

     Как уже говорилось выше, взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к  установлению тесных эмоциональных  контактов с ребенком, так как  взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для  понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношением к ним.

     Игра  как особый вид детской деятельности активно используется в целях  оказания психологической помощи. В  соответствии с изменением психологического содержания деятельности и динамики мотивации различают следующие  виды значимых для коррекционного воздействия  игр: предметная игра, ролевая игра, игра с правилами, игра-драматизация и игра-фантазирование. Особое место  в системе обучения и воспитания занимает развивающая игра, которая  предоставляет детям возможности  для формирования познавательной сферы  и становления личности. Игра как  средство психологической помощи широко используется в различных коррекционных  программах и методиках. Игровая  терапия А. И. Захарова является частью целого комплекса различных воздействий. Метод игровой коррекции А. С. Спиваковской ориентирован на устранение искажений в психическом развитии детей, формирование новых форм переживаний, развитие адекватного отношения  к себе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II Технология развития социально-эмоциональных свойств личности  дошкольников

    1. Описание организации опытно-экспериментальной работы

      Наше  исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 17 д/с «Золотая рыбка» г. Салехард.

     В проведенной нами работе можно выделить следующие основные этапы:

      1) на первом этапе сделали выборку  с учетом следующих критериев:

      - в исследовании принимали участие  дети старших групп в количестве 25 человек  (возраст испытуемых 5-6 лет, из них 16 детей – 5 лет,  9 детей – 6 лет).

     2) на втором этапе подобрали инструментарий, адекватный цели исследования.

     3)  на третьем этапе изучили документы   образовательного учреждения.

      4) на четвёртом этапе проводилось  психодиагностическое исследование: анкетирование родителей детей.

      5) на пятом этапе провели обработку и интерпретацию полученных результатов.

     6) следующий этап был связан  с разработкой модели программы  коррекции и развития социально-эмоциональной  сферы старших дошкольников.

      В работе были использованы следующие  методы исследования:

     - социологическая анкета семьи  (из опыта работы МДОУ №  17 д/с «Золотая рыбка»),

     - анкетирование на основе анкеты  для родителей по изучению  социально-эмоциональной сферы личности  ребёнка (автор – Л. Г. Матвеева) [41. с. 286-287],

    - наблюдение.

     Содержание  анкет дано в приложении 1, 2.

     Данная  методика предназначена для выявления  нарушений социально - эмоциональной  сферы старших дошкольников. 

    1. Анализ  результатов эмпирического  исследования
 

     По  социологической анкете семьи получены следующие результаты.

     13 детей (52 % опрошенных) имеют родителей  в возрасте старше 30 лет, у 6 детей (24% опрошенных) один из родителей  старше 30 лет, у 6 детей (24% опрошенных)  родители младше 30 лет.

     У 12 детей (48% опрошенных) родители имеют  среднее образование, у 6 детей (24% опрошенных) один из родителей имеет высшее образование, у 7 детей (28% опрошенных) родители имеют  высшее образование.

     19 детей (76 % опрошенных) воспитываются  в полной семье. 

     13 детей (52 % опрошенных) имеют брата  или сестру, в 2 семьях (8% опрошенных) воспитывается 3 и 4 ребенка.

     В 3 семьях (12% опрошенных) участие в  воспитании ребенка принимают бабушка  и дедушка.

     21 ребенок (84 % опрошенных) проживают  с родителями в отдельной квартире.

     22 ребенка  (88 % опрошенных) проживают  в семье имеющей средний доход. 

     По  анкете  для родителей по изучению  социально-эмоциональной сферы личности ребёнка (автор – Матвеева Л. Г.) получены следующие результаты.

     На  вопрос № 3 «Часты ли подъемы и спады  настроения у ребенка в течение  дня?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 20 человек, что составляет 80% от общего количества опрошенных.

     На  вопрос №4 «Можно ли назвать его  живым и веселым?», преимущественно  ответили положительно (да) 24 человека, что составляет 96% от общего количества опрошенных.

     На  вопрос №5 «Часто ли ребенку кажется, что он сделал что-то не так?», преимущественно  ответили  отрицательно (нет) 18 человек, что составляет 72% от общего количества опрошенных.

     На  вопрос №6 «Может ли он длительное время  выполнять работу, не приносящую успеха?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 21 человек, что составляет 84% от общего количества опрошенных.

     На  вопрос № 7 «Обидчив ли ваш ребенок?», преимущественно ответили положительно (да) 19 человек, что составляет 76% от общего числа опрошенных.

     На  вопрос №8 «Смущается ли он при разговоре  с незнакомым человеком?», преимущественно  ответили положительно (да) 18 человек, что составляет 72% от общего числа  опрошенных.

     На  вопрос №9 «Бывает ли ребенок так  возбужден, что не может усидеть  на месте?», преимущественно ответили положительно (да) 17 человек, что составляет 68% от общего числа опрошенных.

     На  вопрос №10 «Любит ли он мечтать?», преимущественно  ответили положительно (да) 23 человека, что составляет 92% от общего числа  опрошенных.

     На  вопрос №11 «Можно ли его назвать  раздражительным?», преимущественно  ответили отрицательно (нет) 23 человека, что составляет 92% от общего числа  опрошенных.

     На  вопрос №12 «Спокойно ли спит ваш  ребенок?», преимущественно ответили положительно (да) 25 человек, что составляет 100% от общего числа опрошенных.

     На  вопрос №13 «Доводит ли он до конца дело, игру?», преимущественно ответили положительно (да) 18 человек, что составляет 72% от общего числа опрошенных.

     На  вопрос №14 «Часто ли его терзает  чувство вины?», преимущественно  ответили отрицательно (нет) 19 человек, что составляет 76% от общего числа  опрошенных.

     На  вопрос №15 «Часто ли ребенок отвлекается  от основных мыслей?», преимущественно  ответили отрицательно (нет) 14 человек, что составляет 56% от общего числа  опрошенных.

     На  вопрос №16 «Испытывает ли он страх, оставаясь один дома?», преимущественно  ответили отрицательно (нет) 14 человек, что составляет 56% от общего числа  опрошенных.

     На  вопрос №17 «Долго ли ребенок переживает из-за случившегося конфликта?», преимущественно  ответили отрицательно (нет) 16 человек, что составляет 64% от общего числа  опрошенных.

     На  вопрос №18 «Быстро ли ему надоедает  однообразная работа?», преимущественно  ответили положительно (да) 20 человек, что составляет 80% от общего числа  опрошенных.

     На  вопрос №19 «Самостоятельно ли он преодолевает затруднения в работе?», преимущественно  ответили отрицательно (нет) 17 человек, что составляет 68% от общего числа  опрошенных.

     На  вопрос №20 «Часто ли ребенок «дуется»?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 21 человек, что составляет 84% от общего числа опрошенных.

     На  вопрос №21 «Можно ли ребенка назвать  нервным?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 23 человека, что составляет 92% от общего числа опрошенных.

     На  вопрос №22 «Беспокоят ли его боли без  всякой причины?», преимущественно  ответили отрицательно (нет) 24 человека, что составляет 96% от общего числа  опрошенных.

     На  вопрос №23 «Легко ли его задеть, покритиковав за что-нибудь?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 16 человек, что составляет 64% от общего числа опрошенных.

     На  вопрос №24 «Часто ли он отвлекается, выполняя какое-либо дело?», преимущественно  ответили отрицательно (нет) 14 человек, что составляет 56% от общего числа  опрошенных.

Информация о работе Игровые средства коррекции и развития социально - эмоциональной сферы старших дошкольников