Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:13, курсовая работа
Цель исследования выявить особенности развития социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и предложить программу коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников.
Объектом нашего исследования является социально - эмоциональная сфера ребёнка.
Предмет исследования – коррекция и развитие социально-эмоциональной сферы старших дошкольников средствами игры.
Введение
Глава I. Особенности развития социально-эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет
Особенности развития социально-эмоциональной сферы ребёнка
Игровые средства коррекционного воздействия и развития социально-эмоциональной сферы ребенка-дошкольника
Выводы по главе I
Глава II. Технология развития социально-эмоциональных свойств личности дошкольников
2.1 Описание организации опытно-экспериментальной работы
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования
2.3 Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников
Выводы по главе II
Заключение
Список литературы
Приложения
В
процессе коррекции у ребенка
вызываются и возникают новые
формы переживаний, воспитываются
чувства по отношению к взрослому,
сверстникам, самому себе, формируется
адекватное отношение к себе и
другим, развивается система
Игровые занятия проводятся в типичной комнате для игр, где имеется набор знакомых детям игрушек, стол, стулья, краски, пластилин, бумага, карандаши, коврики. Ребенок может играть или не играть с игрушками, брать любые заинтересовавшие его вещи, не испытывая никаких ограничений.
В
процессе игровой коррекции используются
специально разработанные игровые
приемы и методы: сюжетно-ролевые
игры, игры-драматизации, в которых
реализуется прием
Наряду
со специальными играми большое значение
в коррекции приобретают приемы
неигрового типа. Они служат целям
повышения сплоченности группы, развитию
навыков общения в коллективе,
продуцируют разнообразные
Условно эти приемы могут быть отнесены к 4-м группам:
Процесс групповой динамики возникает в ходе игровой коррекции и осуществляется в 3 этапа:
I этап – ориентировочный (2-3 занятия). На этапе ориентировки детям предоставляется возможность спонтанной игры. Тактика психолога наименее директивна. Положение о минимальном количестве ограничений является важным на этом этапе. Широко используются невербальные средства коммуникации и игры, облегчающие вступление в контакт.
II этап – реконструктивный (6-7 занятий). Это этап детской активности. Тактика психолога приобретает целенаправленный характер, используются специальные приемы. Задача психолога – продемонстрировать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов его реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения. На данной стадии коррекционного процесса происходят главные изменения в психике ребенка, совершается разрешение многих внутренних конфликтов.
III этап – закрепляющий (2-3 занятия). Дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача психолога – обучить детей новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность. Целью данного этапа является упрочение всего позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребенка. [9 с.60]
Выводы по главе I
По
мере развития личности у ребенка
повышаются способности к самоконтролю
и произвольной психической саморегуляции.
За этими понятиями стоит
Как
уже говорилось выше, взрослые (родители
и воспитатели) должны стремиться к
установлению тесных эмоциональных
контактов с ребенком, так как
взаимоотношения с другими
Игра
как особый вид детской деятельности
активно используется в целях
оказания психологической помощи. В
соответствии с изменением психологического
содержания деятельности и динамики
мотивации различают следующие
виды значимых для коррекционного воздействия
игр: предметная игра, ролевая игра,
игра с правилами, игра-драматизация
и игра-фантазирование. Особое место
в системе обучения и воспитания
занимает развивающая игра, которая
предоставляет детям
Глава II Технология развития социально-эмоциональных свойств личности дошкольников
Наше исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 17 д/с «Золотая рыбка» г. Салехард.
В проведенной нами работе можно выделить следующие основные этапы:
1)
на первом этапе сделали
-
в исследовании принимали
2) на втором этапе подобрали инструментарий, адекватный цели исследования.
3)
на третьем этапе изучили
4)
на четвёртом этапе
5) на пятом этапе провели обработку и интерпретацию полученных результатов.
6)
следующий этап был связан
с разработкой модели
В работе были использованы следующие методы исследования:
- социологическая анкета семьи (из опыта работы МДОУ № 17 д/с «Золотая рыбка»),
-
анкетирование на основе
- наблюдение.
Содержание анкет дано в приложении 1, 2.
Данная
методика предназначена для выявления
нарушений социально - эмоциональной
сферы старших дошкольников.
По социологической анкете семьи получены следующие результаты.
13 детей (52 % опрошенных) имеют родителей в возрасте старше 30 лет, у 6 детей (24% опрошенных) один из родителей старше 30 лет, у 6 детей (24% опрошенных) родители младше 30 лет.
У 12 детей (48% опрошенных) родители имеют среднее образование, у 6 детей (24% опрошенных) один из родителей имеет высшее образование, у 7 детей (28% опрошенных) родители имеют высшее образование.
19 детей (76 % опрошенных) воспитываются в полной семье.
13 детей (52 % опрошенных) имеют брата или сестру, в 2 семьях (8% опрошенных) воспитывается 3 и 4 ребенка.
В 3 семьях (12% опрошенных) участие в воспитании ребенка принимают бабушка и дедушка.
21
ребенок (84 % опрошенных) проживают
с родителями в отдельной
22
ребенка (88 % опрошенных) проживают
в семье имеющей средний доход.
По
анкете для родителей по изучению
социально-эмоциональной сферы
На вопрос № 3 «Часты ли подъемы и спады настроения у ребенка в течение дня?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 20 человек, что составляет 80% от общего количества опрошенных.
На вопрос №4 «Можно ли назвать его живым и веселым?», преимущественно ответили положительно (да) 24 человека, что составляет 96% от общего количества опрошенных.
На вопрос №5 «Часто ли ребенку кажется, что он сделал что-то не так?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 18 человек, что составляет 72% от общего количества опрошенных.
На вопрос №6 «Может ли он длительное время выполнять работу, не приносящую успеха?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 21 человек, что составляет 84% от общего количества опрошенных.
На вопрос № 7 «Обидчив ли ваш ребенок?», преимущественно ответили положительно (да) 19 человек, что составляет 76% от общего числа опрошенных.
На вопрос №8 «Смущается ли он при разговоре с незнакомым человеком?», преимущественно ответили положительно (да) 18 человек, что составляет 72% от общего числа опрошенных.
На вопрос №9 «Бывает ли ребенок так возбужден, что не может усидеть на месте?», преимущественно ответили положительно (да) 17 человек, что составляет 68% от общего числа опрошенных.
На вопрос №10 «Любит ли он мечтать?», преимущественно ответили положительно (да) 23 человека, что составляет 92% от общего числа опрошенных.
На вопрос №11 «Можно ли его назвать раздражительным?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 23 человека, что составляет 92% от общего числа опрошенных.
На вопрос №12 «Спокойно ли спит ваш ребенок?», преимущественно ответили положительно (да) 25 человек, что составляет 100% от общего числа опрошенных.
На вопрос №13 «Доводит ли он до конца дело, игру?», преимущественно ответили положительно (да) 18 человек, что составляет 72% от общего числа опрошенных.
На вопрос №14 «Часто ли его терзает чувство вины?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 19 человек, что составляет 76% от общего числа опрошенных.
На вопрос №15 «Часто ли ребенок отвлекается от основных мыслей?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 14 человек, что составляет 56% от общего числа опрошенных.
На вопрос №16 «Испытывает ли он страх, оставаясь один дома?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 14 человек, что составляет 56% от общего числа опрошенных.
На вопрос №17 «Долго ли ребенок переживает из-за случившегося конфликта?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 16 человек, что составляет 64% от общего числа опрошенных.
На вопрос №18 «Быстро ли ему надоедает однообразная работа?», преимущественно ответили положительно (да) 20 человек, что составляет 80% от общего числа опрошенных.
На вопрос №19 «Самостоятельно ли он преодолевает затруднения в работе?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 17 человек, что составляет 68% от общего числа опрошенных.
На вопрос №20 «Часто ли ребенок «дуется»?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 21 человек, что составляет 84% от общего числа опрошенных.
На вопрос №21 «Можно ли ребенка назвать нервным?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 23 человека, что составляет 92% от общего числа опрошенных.
На вопрос №22 «Беспокоят ли его боли без всякой причины?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 24 человека, что составляет 96% от общего числа опрошенных.
На вопрос №23 «Легко ли его задеть, покритиковав за что-нибудь?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 16 человек, что составляет 64% от общего числа опрошенных.
На вопрос №24 «Часто ли он отвлекается, выполняя какое-либо дело?», преимущественно ответили отрицательно (нет) 14 человек, что составляет 56% от общего числа опрошенных.