Игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
Изучить литературу по этой теме;
Провести экспериментальную работу по выявлению
эстетических качеств у дошкольников;
Проанализировать работу, сделать выводы, оформить
курсовую работу.

Содержание

Введение …………………………….3
Глава I. Эстетическое воспитание старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема …………………………….6
1.1. Значение и задачи эстетического воспитания старших
дошкольников …………………………….6
1.2. Возможности игры как средства эстетического
воспитания дошкольников …………………………….16
Глава II. Использование дидактических игр по формированию эстетического восприятия природы у старших дошкольников………………….....27
2.1. Состояние проблемы в практике работы дошкольных учреждений...27
2.2. Формирование эстетического восприятия природы …..33
2.3. Приучение детей к соблюдению правил культуры общения в сюжетно-ролевых играх …………………………….34
Заключение ……………………………..48
Методические рекомендации ………………………….…50
Список использованной литературы …………………………….51
Приложения …………………………….53

Работа содержит 1 файл

эстетическое воспитание дошкольников.docx

— 75.01 Кб (Скачать)

   А.В. Добрецова отмечает, что участник общения в игровых ситуациях  выступает в двойной позиции: относясь к другому, воздействуя на него, он в то же время отражает партнера в своем сознании, воспринимает его идеи, суждения, чувства, вырабатывая и свое к ним отношение. В результате происходит самоутверждение личности ребенка. Общение в игровой ситуации позволяет детям не только получить соответствующую информацию, но и посредством подражания и заимствования сопереживать, развивать эмоции, усваивать нравственные нормы поведения, в том числе в природе.

   В области ознакомления с растениями используются дидактические игры, разработанные  В.А. Дрязгуновой. Данные игры имеют образовательную и воспитательную ценность, так как через них дети закрепляют и уточняют представления, полученные на занятиях, овладевают операциями анализа, сравнения, классификации, учатся рассуждать, делать выводы и обобщения. [3; 8]

   В сборниках дидактических игр  описано много разнообразных  игр для ознакомления дошкольников с окружающим миром, в том числе  природой». Однако в процессе таких  игр дети только овладевают более  глубокими знаниями о природе, характерных  особенностях животных и растений, явлений природы, что, конечно, важно, но практически ничего не узнают о  взаимосвязи живой и неживой  природы в экосистеме, о невозможности  нарушения ее целостности, что является основополагающим в экологическом  воспитании. Подобные игры не дают возможности успешно развивать у дошкольников способность замечать живое, осознавать его потребности, сопереживать беде других и бережно относиться к природе.

   А.А. Петрикевич разработана серия дидактических игр «Что могут делать наши «помощники»; глаза, нос, уши, язык, руки». Эти игры способствуют развитию у детей умений узнавать, отличать различные объекты природы с помощью органов чувств, что в свою очередь дает возможность осознавать потребность живых организмов, сопереживать беде других и бережно относиться к природе. [9; 32].

   Представляет  интерес исследование И. А. Комаровой  о роли игры в становлении осознанного  отношения к природе у детей  среднего дошкольного возраста. При  ознакомлении ребят 5-го года жизни  с растениями автором использовались элементы различных видов игр, в  том числе и дидактических. В  исследовании подчеркивается, что внесение игры в процесс обучения детей  среднего дошкольного возраста «…способствует усвоению программного материала занятий  и наблюдений, как с точки зрения образовательной, так и воспитательной…  формированию систематизированных  знаний». И далее: «Они (игры) повышают активность детей в процессе обучения, снижают утомляемость, способствуют развитию интереса и умственной деятельности». [5; 17]

   И.А. Комаровой разработаны и апробированы разнообразные игровые обучающие  ситуации на занятиях и в процессе систематических наблюдений. Своеобразным игровым элементом, который использовался  исследователем, была игрушка (главным  образом кукла, изображающая сказочных  персонажей, героев детских мультфильмов и телепередач), вокруг которой развертывалось занятие. Игровые персонажи в  ходе экспериментальной работы связывались  с различными элементами сюжетно-ролевой  игры и с дидактическим содержанием  занятия, в результате чего складывались игровые обучающие ситуации (ИОС).

   И.А. Комарова показала, что использование  игровых обучающих ситуаций имеет  не только образовательное, но и воспитательное значение. С их помощью у дошкольников формируется заинтересованное отношение  к материалу занятия, создаются  положительный эмоциональный фон  и возможность активного проявления для всех дошкольников. Игровые обучающие  ситуации способствуют умственному  и нравственному воспитанию детей  при знакомстве с явлениями или  объектами природы.

   В настоящее время большой вклад  в исследование использования игровой  деятельности в экологическом воспитании дошкольников и младших школьников внесла Л.П. Молодова. Ею разработаны, а также подобраны из числа уже известных игр такие, в которых присутствует активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Предложенные ею игры придают занятиям эмоциональную окраску, что делает их (занятия) более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Игра  — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем  меньше дети, тем чаще игра применяется  как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

   В дидактических играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие  плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями  его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

   Игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов  и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

   В младших группах игра обычно занимает все занятие, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут. В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т. д.), в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений помогают дидактические игры, в которых нужно объединять предметы по общему признаку: назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое-нибудь время года; собрать картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев.

   Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует  давать сначала по внешнему виду, потом  на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы  к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам  и отгадывание предметов по ответам  на вопросы.

   Во  время дидактической игры с растениями нужно воспитывать бережное отношение  к ним.

   В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных  материалов, накапливают чувственный опыт. Гуляя в лесу, полезно обращать внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения.

   Часто игра детей является творческим воспроизведением воспринятого ими па экскурсии или  прогулке. В ней находят отражение  полученные представления о растениях, животных и труде человека. В таких  играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные  навыки. Воспитатель, наблюдая игру, снабжает детей нужными предметами, помогает правильно разрешать возникающие  вопросы, исправляет неверные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, и они воспроизводили в  ней только то, что сами восприняли. Наблюдения за такими играми дают воспитателю  богатый материал для изучения детей, учета имеющихся у них представлений  и их отношения к природе и  труду.

   Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть  неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность  нарушения ее целостности и неповторимости. Понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

   Исходя  из этого, можно предположить, что  дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность  усвоения дошкольниками представлений  о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Контроль за их соблюдением со стороны взрослого и сверстников способствует предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к живому. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста