Игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
Изучить литературу по этой теме;
Провести экспериментальную работу по выявлению
эстетических качеств у дошкольников;
Проанализировать работу, сделать выводы, оформить
курсовую работу.

Содержание

Введение …………………………….3
Глава I. Эстетическое воспитание старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема …………………………….6
1.1. Значение и задачи эстетического воспитания старших
дошкольников …………………………….6
1.2. Возможности игры как средства эстетического
воспитания дошкольников …………………………….16
Глава II. Использование дидактических игр по формированию эстетического восприятия природы у старших дошкольников………………….....27
2.1. Состояние проблемы в практике работы дошкольных учреждений...27
2.2. Формирование эстетического восприятия природы …..33
2.3. Приучение детей к соблюдению правил культуры общения в сюжетно-ролевых играх …………………………….34
Заключение ……………………………..48
Методические рекомендации ………………………….…50
Список использованной литературы …………………………….51
Приложения …………………………….53

Работа содержит 1 файл

эстетическое воспитание дошкольников.docx

— 75.01 Кб (Скачать)

   Эстетический  вкус проявляется в том, что человек  получает удовольствие, духовное наслаждение  от встречи с истинной красотой в  искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус - понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение  глубокими, прекрасными произведениями искусства. Но и понимание красоты  природы, труда, быта, одежды.

   В формировании эстетического вкуса  у детей большая роль принадлежит  обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные  их возрасту истинные произведения искусства.

   Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, К.И.Чуковского, слушая произведения П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.

   Воспитывая  у детей основы эстетического  вкуса, мы учим их видеть и чувствовать  красоту окружающего мира, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют  и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и  книги. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического  воспитания в дошкольном возрасте.

   Эстетическое  воспитание детей осуществляется путем  ознакомления детей с эстетикой  быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни - большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.

   Для реализации задач эстетического  воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в  которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно - богата), если ребенок  видит красивые отношения между  людьми, слышит красивую речь и т.п., то он с малых лет будет принимать  эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы  будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество  деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений  и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание  их сохранять. Теория «белой скатерти»  вполне справедлива: если мы хотим воспитывать  не только аккуратность, но и потребность  в эстетическом окружении, мы должны исключить неэстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта.

   Эстетика  быта детского сада проявляется в  художественной простоте, в продуманном  подборе предметов обихода, где  каждая вещь имеет свое место, где  нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойных, светлых тонов.

   Требования  к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди них  являются:

   Целесообразность, практическая оправданность обстановки.

   Чистота, простота, красота.

   Правильное  сочетание цвета и света, создающего зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета.

   Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.

   Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений  между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы  она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной.

   Эстетика  быта - это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль - все  это противоречит законом красоты.

   Эстетика  быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или  разрушает складывающиеся у него представления о красоте.

   Три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.

   Мощным  средством эстетического воспитания является природа.

   Именно  в ней можно увидеть гармонию - основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа - это условие для  всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно  использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

   Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле  росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

   Общественная  жизнь, труд людей, с которыми ребенок  постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического  воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать  хорошую постройку, действовать  дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомят дошкольников с этими профессиями, но и вызывают желание подражать им. Все это  отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств.

   Поэтому воспитатель основательно готовится  к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают  необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.

   Многогранным  и неисчерпаемым средством эстетического  воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

   С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская  литература. Особое место в их жизни  занимает сказка.

   Не  все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые  глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. Музыка обостряет  эмоциональную отзывчивость. Она  необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» - в этом был убежден В.А.Сухомлинский.

   Условием  и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Изобразительное искусство необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.

   В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И тот и  другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

   Все названные выше средства эстетического  воспитания - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так  и во взаимосвязи, но перенасыщение  так же вредно для развития, как  и недостаток эмоционального воздействия. Надо искать и находить золотую середину.

   . Формы организации эстетического воспитания

   Эстетическое  воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в  зависимости от принципа руководства  их деятельностью, способа объединения  дошкольников, вида деятельности.

   Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной  инициативе занимаются ее. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые  потом отразятся в самостоятельном  рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.

   Самостоятельная художественная деятельность возникает  по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать  подарок маме, смастерить игрушку  для игры и др. Задача педагога - не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность  детей, используя подсказку, привлечения  внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и  уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

   Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для  игры, организовывают театрализованную игру и т.д.

   Признаками  самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам  выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное  в собственную новую деятельность, применять для решения новых  задач.

   Самостоятельная художественная деятельность тесно  связана с той работой, которую  целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут  быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности.

   Воспитатель организует экскурсии в природу, к памятникам, в музей, на празднично украшенную улицу и т.д. Задача педагога - продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства.

   Дошкольникам  доступны почти все виды художественной деятельности - составление рассказов. Придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют большое  своеобразие, которое выражается в  наивном, непосредственном отображении  действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость  изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в действительности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большей искренности при выражении чувств и мыслей.

   Своеобразие детского творчества заключается так  же в том, что оно основано на такой  ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое  отражение в игровой деятельности детей - образной реализации их впечатлений  от окружающего мира.

   Именно  в игре раньше всего проявляется  творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он ещё  не устойчив, один сюжет сменяется  другим; чем старше дети, тем замысел  становится полнее и целенаправленнее.

   Для сюжетно-ролевой творческой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и  творческого изображения в их осуществлении. «Пусть поезд, - писала Н.К.Крупская,- на котором они едут, построен из стульев, пусть дом построен из щепок. В процессе игры ребёнок  учится преодолевать трудности, познаёт  окружающее, ищет выходы из положения».

   Творческое  воображение детей проявляется  и в том, что они для своих  игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных  и театральных постановок. Другими  словами, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое.

   Так же как в игре, творчество детей  проявляется в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребёнок удовлетворяет  свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается  замысел, а потом средство претворения  его в жизнь; дети комбинируют  свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребёнок остаётся таким же искренним, как и в  игре: он не просто копирует увиденное, а передаёт своё отношение к нему.

Информация о работе Игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста