Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:35, курсовая работа
Задачи:
Изучить литературу по этой теме;
Провести экспериментальную работу по выявлению
эстетических качеств у дошкольников;
Проанализировать работу, сделать выводы, оформить
курсовую работу.
Введение …………………………….3
Глава I. Эстетическое воспитание старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема …………………………….6
1.1. Значение и задачи эстетического воспитания старших
дошкольников …………………………….6
1.2. Возможности игры как средства эстетического
воспитания дошкольников …………………………….16
Глава II. Использование дидактических игр по формированию эстетического восприятия природы у старших дошкольников………………….....27
2.1. Состояние проблемы в практике работы дошкольных учреждений...27
2.2. Формирование эстетического восприятия природы …..33
2.3. Приучение детей к соблюдению правил культуры общения в сюжетно-ролевых играх …………………………….34
Заключение ……………………………..48
Методические рекомендации ………………………….…50
Список использованной литературы …………………………….51
Приложения …………………………….53
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима
Танка»
Факультет дошкольного образования
Кафедра
общей и детской психологии
ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Курсовая
работа
Исполнитель:
студентка 413 группы заочной
формы получения образования
Беганская
Татьяна Александровна
Научный руководитель:
Преподаватель
Белокурская
Ирина Адамовна
Минск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………….3
Глава I. Эстетическое воспитание старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема …………………………….6
дошкольников ……………………………
воспитания дошкольников …………………………….16
Глава II. Использование
дидактических игр по формированию
эстетического восприятия природы
у старших дошкольников………………….
Заключение ……………………………..48
Методические рекомендации ………………………….…50
Список использованной литературы …………………………….51
Приложения …………………………….53
Введение
Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Эстетическое
воспитание – целенаправленное систематическое
воздействие на личность с целью
ее эстетического развития, то есть
формирования эстетических восприятий,
суждений, вкусов, чувств, эстетического
сознания, правильного понимания
прекрасного в действительности
и в искусстве; развитие эстетических
потребностей и интересов, способностей
к творческому участию в
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.
Перед всеми типами учебных
заведений, в том числе и
дошкольными образовательными
В связи с этим мы определяем проблему исследования: каковы особенности эстетического воспитания дошкольников. Отсюда цель нашего исследования: выявление особенностей эстетического воспитания дошкольников.
Объектом нашего исследования является процесс личностно- интеллектуального становления дошкольников.
Предметом нашего исследования является процесс эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольных учреждений.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: мы полагаем, что эстетическое воспитание влияет на развитие всесторонне-гармоничной личности.
Задачи:
Изучить литературу по этой теме;
Провести экспериментальную работу по выявлению
эстетических качеств у дошкольников;
Проанализировать работу, сделать выводы, оформить
курсовую работу.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что нами была систематизирована психолого-педагогическая литература по проблеме; раскрыта актуальность и значимость проблемы; изучен опыт работы.
Практическая значимость: данный материал может использоваться в работе педагогов учреждений дошкольного образования, родителей, а также для всех, кто интересуется данной проблемой.
Работа
состоит из введения, двух глав, выводов,
заключения, литературы.
Глава 1. Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников
Эстетическое
воспитание - это целенаправленный,
систематический процесс
Эстетическое
воспитание - понятие очень широкое.
В него входит воспитание эстетического
отношения к природе, труду, общественной
жизни, быту, искусству. Однако познание
искусства настолько
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.
Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.
Эстетическое воспитание неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.
Воспитатель
должен вести ребенка от восприятия
красоты, эмоционального отклика на
неё к пониманию, формированию эстетических
представлений, суждений, оценок. Это
работа кропотливая, требующая от педагога
умение систематически, ненавязчиво
пронизывать жизнь ребёнка
Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.
Ведущими методами для решение задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.
При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтения стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства - подражательность.
Для
решения задач второй группы в
качестве ведущих требуются практические
методы: показ, упражнение, объяснение,
метод поисковых ситуаций. Подробно
эти методы рассматриваются в
методиках изобразительной
Общий принцип отбора методов - находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства», своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), учувствовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания, они и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.
Информация о работе Игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста