Игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
Изучить литературу по этой теме;
Провести экспериментальную работу по выявлению
эстетических качеств у дошкольников;
Проанализировать работу, сделать выводы, оформить
курсовую работу.

Содержание

Введение …………………………….3
Глава I. Эстетическое воспитание старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема …………………………….6
1.1. Значение и задачи эстетического воспитания старших
дошкольников …………………………….6
1.2. Возможности игры как средства эстетического
воспитания дошкольников …………………………….16
Глава II. Использование дидактических игр по формированию эстетического восприятия природы у старших дошкольников………………….....27
2.1. Состояние проблемы в практике работы дошкольных учреждений...27
2.2. Формирование эстетического восприятия природы …..33
2.3. Приучение детей к соблюдению правил культуры общения в сюжетно-ролевых играх …………………………….34
Заключение ……………………………..48
Методические рекомендации ………………………….…50
Список использованной литературы …………………………….51
Приложения …………………………….53

Работа содержит 1 файл

эстетическое воспитание дошкольников.docx

— 75.01 Кб (Скачать)

   Специфика дидактической игры заключена в  ее структуре, содержащей наряду с игровыми учебные задачи. Любое произвольное изменение соотношений структурных элементов игры (например, смещение акцента с игровых на учебные задачи, несоблюдение правил, ограничение игровых действий и пр.) ведет к ее разрушению - превращает в систему упражнений.

   Сюжетно-ролевая  игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его  мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. [5; 22]

   Основной  особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают  на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.

   Усвоение  знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой  игры, вызывающей эмоциональный отклик, оказывает влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие  эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную  игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых  затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.

   Первый  этап руководства игрой - формирование необходимого круга знаний о какой-либо стороне действительности, которые  служат источником построения сюжетов  игр. Далее путем прямого или  косвенного вмешательства взрослый учит детей осуществлять игровые  действия с предметами, ролевые действия.

   Необходимость получать знания о природе и овладевать способами их реализации в игре - смыкают игровую деятельность с  экологическим воспитанием. Включение  сюжетно-ролевой игры в процесс  обучения, в частности в занятия  по экологии, ни в коей степени не противоречит становлению самостоятельной  игровой деятельности. Наоборот, реализация программного содержания посредством  включения в занятие по инициативе взрослого различных элементов  игры послужит для детей игровым  образцом, своеобразной формой обучающей  игры, которая, несомненно, окажет влияние  на содержание последующих игр, на формирование умения самостоятельно осуществлять игровые  замыслы.

   Характер  игры целиком определяется логикой  построения занятия. Поэтому с самого начала и до конца ход игры регламентирован, его определяет воспитатель: он заранее  продумывает, подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло. Замысел может остаться нереализованным, если сюжет не заинтересует детей, не вызовет у них эмоционального отклика, если будет нарушено ролевое поведение и т.д.

   Исследование  И.А. Комаровой показало, что оптимальной  формой включения сюжетно-ролевой  игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие  ситуации (ИОС), которые создаются  педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений. Выявлены три типа ИОС. [4; 48]

   Основная  характеристика ИОС первого типа - использование игрушек-аналогов, которые  изображают различные объекты природы. Игрушка способствует разграничению  представлений сказочно-игрушечного  и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке  возможности правильно действовать  с живым объектом.

   Игрушка никого не подменяет, она наравне  с животным (или растением) концентрирует  на себя внимание, в равной степени  является содержательным элементом  обучения, что создает благоприятные  условия для нахождения различий. Важно, чтобы использование игрушки  на занятии полностью соответствовало  ее функциональным назначениям: игрушка  помогает создавать игровые ситуации, воспроизводить игровые действия, ролевые  взаимоотношения.

   Присутствие игрушек-аналогов уместно всякий раз, когда разговор на занятии строится на базе полученных в процессе наблюдений конкретных знаний. Они особенно эффективны, когда с животным невозможно непосредственное общение. Дети с удовольствием держат в руках игрушечную рыбку, птичку, зайчика, так как возможность  взять в руки живых таких животных исключена. И, наоборот, они мало обращают внимания на игрушечного щенка, если на занятии присутствует живая собака, которую можно погладить, взять за лапу.

   Требования  к игрушке следующие: она должна быть опознаваема - независимо от материала  и типа исполнения, в ней должны просматриваться характерные видотипичные признаки строения животного, растения. Игрушка должна быть эстетична - отвечать современным требованиям дизайна, вызывать у ребенка положительные эмоции.

   Например, дети старшей группы рассматривают  картину, на которой медведица купает медвежонка в реке, схватив его  зубами за шиворот. Перед воспитателем стоит программная задача: формировать  у дошкольников реалистические представления  о жизни бурого медведя в лесу. Педагог вносит на занятие мягкую игрушку - симпатичного мишку и предлагает детям рассказать игрушечному медвежонку все, что они знают про бурых  медведей, про их жизнь в лесу в разное время года, показать ему картину, объяснить, что такое лес, что и зачем делает медведица с медвежонком.

   У детей появляется положительный  эмоциональный настрой при виде симпатичной игрушки и ее намерений. Повышается познавательная и речевая активность детей: они охотно рассказывают игрушке все, что знают, что видят на картине, внимательно слушают дополнения и пояснения воспитателя, который не им, а мишутке рассказывает, как нелегко жить в лесу, как бурые медведи добывают пищу, как залегают на зиму в берлогу, как у медведицы в это время родятся медвежата и как она заботится о них.

   Включая данную ИОС в занятие, воспитатель  достигает следующего педагогического  эффекта: подавляющее большинство  детей получают представление о  жизни бурого медведя; уточняются и  углубляются представления детей  об отличии животного от игрушки; происходит легкое и высокоэффективное  обучение дошкольников благодаря игровой  мотивации и включения механизма  косвенного обучения; происходит быстрая  активизации интеллектуальных возможностей и способностей всех дошкольников; развивается игровая деятельности детей. [4; 48]

   Используя метод игры, педагог достиг эффекта  благодаря правильному сочетанию  приемов в этой ИОС и специальной  подготовке. Он продумал сюжет игры, в который включил программное  содержание занятия; выбрал симпатичную  игрушку, продумал ее действия и слова; во время занятия исполнял одновременно две роли - мишутки и воспитателя, легко переключался с одной на другую; выполнял с игрушкой игровые  действия: поворачивал медвежонка к  говорящим детям (он слушает их), подносил его к картине (он ее рассматривает), лапой показывал предметы на картине, и т.д.

   Второй  тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической  цели занятия. При этом было обнаружено, что роль неизвестных игровых  персонажей в обучении чрезмерно  мала: они выполняют в основном развлекательную функцию, а в  ряде случаев даже мешают решению  программных задач занятия. Между  тем герои полюбившихся сказок и  мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектом подражания. На это указывают  многие исследователи, изучавшие влияние  литературных произведений на игру дошкольников, их поведение (Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, Л.П. Бочкарева, О.К. Зинченко, А.М. Виноградова и др.). [8; 186]

   И.А. Комаровой было сделано предположение, что куклы - персонажи некоторых  сказок на основе их литературной биографии  могут быть с успехом использованы на природоведческих занятиях. Для этой цели были выбраны Чипполино, Незнайка, Карлсон. Выбор этих персонажей неслучаен.

   Чипполино, герой одноименной сказки Дж. Родари, очень симпатичен детям. Он нравится им за свою смелость, находчивость, дружелюбие. Чипполино много знает об овощах, и дети всегда рады встрече с ним: они уверены, что Чипполино расскажет что-то интересное. Карлсон - в некотором смысле антипод Чипполино. Он знаком детям по книге Астрид Линдгрен и по мультфильму как хвастунишка, баловник и весельчак. Незнайка, герой книги Н.Носова, носит свое имя неслучайно. Он много хвастается о своих способностях, на самом же деле ему часто недоступно решение самых простых вопросов.

   Исследование  Л.П. Стрелковой, которая изучала  влияние литературных произведений на эмоциональное развитие дошкольников, демонстрирует не только уместность, но и целесообразность проведения - после прочтения сказок - игр-бесед  между детьми и куклами. При этом исследователь считает вполне уместным в разговоре с детьми выходить за пределы сюжета сказок переводить беседы на реальные события из жизни  детей, их проявления в коллективе сверстников. Автор подчеркивает: от имени отрицательного персонажа должен говорить взрослый, дети имитируют только положительных  героев и тем самым упражняются  на уровне проговаривания и эмоциональных  оценок в хороших поступках. [8;188]

   С помощью выбранных литературных персонажей можно активизировать познавательную деятельность детей. Литературная биография  каждого из них позволяет использовать либо его сильную (осведомленность  Чипполино), либо слабую (незнание Незнайки) стороны их поведения в сказке. Именно поэтому Карлсон и Незнайка попадают в такие ситуации, когда необходимы знания и помощь детей. Эти моменты особенно хороши тем, что дошкольники меняют свою позицию: из обучаемых они превращаются в обучающих. Смена позиций выступает как положительный фактор обучения - активизируется умственная деятельность детей, В традиционном занятии воспитатель всегда над детьми: он задает вопросы, поучает, объясняет, рассказывает. Но когда Незнайка и Карлсон задают «глупые» вопросы, строят нелепые предположения, проявляют полную неосведомленность в событиях, уже дети стоят над ними. Такое соотношение придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в собственных глазах. Дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их.

   Третий  тип ИОС - это различные варианты игры в путешествие: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю»  и др. Во всех случаях это сюжетно-дидактическая  игра, включенная в занятия, наблюдения, труд. В каждом конкретном случае сюжет  игры предполагает следующее: дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве экскурсантов, туристов посетителей  и т. д. В рамках ролевого поведения  дети рассматривают, слушают пояснения. Воспитатель, взяв на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы опытного путешественника и т.д., рассказывает и показывает дошкольникам все то новое, ради чего они отправились в путь.

   В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к  природе воспитатель использует не только дидактические и сюжетно-ролевые, но и все другие виды игр.

   Большую группу игр с правилами составляют подвижные и подвижно-дидактические  игры. В основе их лежат разнообразные  движения - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д.

   Подвижные игры удовлетворяют потребность  растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания, связанные  с игрой, - все это благотворно  влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития. Подвижные  игры включают комплексы движений разного  вида, большинство из которых связаны  с крупными мышечными группами. Это  делает данный вид игр важным средством  физического воспитания, развития движений детей. [4; 61]

   Методика  проведения подвижных игр аналогична методике проведения дидактических  игр и направлена на постепенное  формирование у детей умения, самостоятельно организовывать эти игры.

   С малышами воспитатель проводит очень  простые по содержанию подвижные  игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти  игры закрепляют первые знания, которые  дети получают в наблюдениях.

   Словесно-дидактические  игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже  достаточно широкий круг представлений  о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся  знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.

   Интересны игры в загадки-описания - в них  дети упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Имеется  целый ряд сборников, из которых  воспитатель может выбрать игры с природным содержанием, с нужной на данное время дидактической задачей.

   К творческим играм относятся игры-драматизации и строительно-конструктивные игры. Им присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание  ролевых и реальных действий и  отношений и других элементов  воображаемой ситуации, а также самостоятельность  и самоорганизация детей.

Информация о работе Игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста