Игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
Изучить литературу по этой теме;
Провести экспериментальную работу по выявлению
эстетических качеств у дошкольников;
Проанализировать работу, сделать выводы, оформить
курсовую работу.

Содержание

Введение …………………………….3
Глава I. Эстетическое воспитание старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема …………………………….6
1.1. Значение и задачи эстетического воспитания старших
дошкольников …………………………….6
1.2. Возможности игры как средства эстетического
воспитания дошкольников …………………………….16
Глава II. Использование дидактических игр по формированию эстетического восприятия природы у старших дошкольников………………….....27
2.1. Состояние проблемы в практике работы дошкольных учреждений...27
2.2. Формирование эстетического восприятия природы …..33
2.3. Приучение детей к соблюдению правил культуры общения в сюжетно-ролевых играх …………………………….34
Заключение ……………………………..48
Методические рекомендации ………………………….…50
Список использованной литературы …………………………….51
Приложения …………………………….53

Работа содержит 1 файл

эстетическое воспитание дошкольников.docx

— 75.01 Кб (Скачать)

   Центральной функцией дошкольного возраста являются эмоции. Учитывая, что основой игры является воображаемая ситуация, связь  воображения и эмоций очевидна. Следовательно, развитие эмоций и становление их произвольности тесно связаны с  развитием воображения и включением воображения в структуру эмоционального процесса.

   Основная  линия развития в дошкольном возрасте связана с развитием произвольности в эмоциональной сфере, а психологический  механизм произвольности эмоций связан с развитием воображения. Основной деятельностью, которая обеспечивает условия для этого, является детская игра во всем многообразии ее форм и видов.

   Понимание специфики возрастного периода  с опорой на его ведущую деятельность позволяет, с одной стороны, диагностировать  уровень психического развития детей, а с другой - обнаружить соответствие или несоответствие психического и  паспортного возрастов ребенка. По мнению Л.С. Выготского, психическое развитие ребенка определяется двумя уровнями. Во-первых, это актуальное развитие, которое характеризует «вчерашний день» развития ребенка, а во-вторых, это зона его ближайшего развития. Именно в рамках ведущей деятельности ребенок действует в зоне своего ближайшего развития. Это подтверждается многочисленными экспериментальными исследованиями, суть которых наиболее полно выражена в известном высказывании Л.С. Выготского: «В игре ребенок становится выше себя на голову». [11; 328]

   В игре ребенок развивается как  личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной  и трудовой деятельности я отношения  с людьми.

   Реализация  исходной структуры в воспитательной работе с дошкольниками предполагает анализ тех игровых задач, которым  можно подчинить некоторые учебные  задачи, а также игровой мотивации, оправдывающей постановку и решение  подобных задач. При этом следует  иметь в виду, что особенности, как игровой задачи, так и игровой  мотивации зависят от уровня развития игры и меняются с изменением последнего.

   В процессе игры зарождаются и развиваются  новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону  ближайшего развития ребенка».

   При включении в игру учебной задачи ребенок должен, во-первых, принять  эту дополнительную (и в известном  смысле постороннюю для основной деятельности) задачу, выполнение которой  требует от него определенных усилий. Во-вторых, игровое действие отсрочивается, поскольку обусловлено достижением  учебного результата. Эти два момента  ставят вопрос о мотивации учебно-игровой  деятельности, соответствующей первому  уровню развития игры.

   Умение  играть не возникает путем автоматического  переноса в игру опыта, усвоенного в  повседневной жизни. Нужно приобщать  детей к игре. И от того, какое  содержание будет вкладываться взрослым в игры для детей, зависит успех  передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. [8; 181]

   Выполнение  игровых действий детьми не нуждается  в специальной мотивации. Дети охотно совершают их по первому предложению  взрослого, так как удовольствие, получаемое от этих действий, является для них достаточным побудителем.

   Игра  как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и включенная в процесс  познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей  игры воспитателя с детьми, имеющую  определенную дидактическую цель, т.е. игровую обучающую ситуацию, характеризует  следующее:

   имеет короткий и несложный сюжет, построенный  на основе жизненных событий или  сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

   в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда;

   в содержание игры заложены дидактическая  цель и воспитательная задача, которым  подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

   игру  проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет  одну роль на себя и исполняет ее на протяжении всей игры, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

   воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием  сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.[8; 7] 

   Виды  игры в экологическом воспитании дошкольников 

   Согласно  классификации С.Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы:

   1) игры, возникающие по инициативе  ребенка (или группы детей), - самостоятельные  игры (театрализованные, игры-экспериментирования,  режиссерские, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые);

   2) игры, возникающие по инициативе  взрослого и старших детей, - организованные  игры (дидактические, подвижные,  досуговые);

   3) игры, идущие от исторически сложившихся  традиций народа, - народные игры. [5; 8]

   Важное  развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.). Центральное звено таких игр - правила - является главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.

   Организация игр с правилами предполагает участие в них взрослого - особенно важна его роль на первых этапах, когда вводится новая игра и дети должны понять ее содержание и правила, а затем усвоить их, чтобы легко  применять на практике. В игре взрослый выполняет две роли: равноправного  с детьми участника и организатора. Взрослый является носителем игровых  умений, поэтому беспрекословное  и постоянное выполнение им правил - это главное условие организации  и проведения таких игр.

   Усвоение  правил, подчинение им своего поведения  детям дается нелегко: они быстро начинают замечать нарушение правил партнерами и не замечают своих нарушений. Поэтому повторение правил, терпеливое их разъяснение довольно долго являются организационным моментом.

   В экологическом воспитании игры с  правилами дают возможность представить  различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие  игры в развитии различных умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить  под категорию.

   Среди всего многообразия игр с правилами  для дошкольников особое место принадлежит  дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей. Следовательно, они рассматриваются как средство умственного воспитания детей.

   По  характеру используемого материала  дидактические игры условно делятся  на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

   Предметные  игры - это игры с народной дидактической  игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.). Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т.д. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. [6; 20]

   Дидактические игры экологического содержания расширяют  представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей  в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

   В структуре дидактических игр  выделяются следующие структурные  элементы: дидактическая задача, игровые  правила, игровые действия, заключение или окончание игры. Дидактическая  задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, формулируется педагогом и отражает его обучающую и воспитательную деятельность. Правила игры обусловлены  познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Они  содержат нравственные требования к  взаимоотношениям детей, к соблюдению ими норм поведения. С помощью  правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Игровые действия - основа игры. Чем они разнообразнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия связаны с игровым замыслом и  исходят из него. Подведение итогов - проводится сразу по окончании  игры. Это может быть выявление  детей, которые лучше выполнили  игровое задание, определение команды-победительницы и т. д.

   Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных  блока:

   игры  для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного  в природе, эмоционального отношения  к ней);

   игры  для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в  природе. [8; 190]

   Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры желательно проводить в естественной природной  среде. Дидактические игры дадут  наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой  подгруппой детей (5-7 человек). Игры, направленные на развитие положительного отношения  к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно  использовать вариативно в зависимости  от уровня экологической воспитанности  детей.

   В дидактических играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают  и расширяют сферу чувств и  переживаний, придают им осмысленность. При общении с природой у ребенка  зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает мыслительная напряженность, степень участия творческого  мышления, желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической  готовности принять информацию о  природе.

   Использовать  дидактические игры для обогащения экологических представлений следует  с учетом представлений, которые  сформированы у детей старшего дошкольного  возраста: о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях  и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; о человеке как части  природы; о культуре поведения в  природе.

   Игры  можно проводить в вербальной форме, а также с использованием природного и иллюстративного материала. Эти игры содействуют формированию конкретных представлений о предметах, приобретению более точных знаний об их признаках и свойствах. Их целесообразно  проводить с детьми, имеющими низкий уровень экологических представлений.

   В вербальных дидактических играх  дошкольники, опираясь на представления  о природных объектах, углубляют  свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам  и признакам. Этот вид игры целесообразно  использовать в работе с дошкольниками, имеющими более высокий уровень  сформированности экологических представлений. [5; 22]

   Пониманию детьми содержащихся в дидактической  игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение  в ее ход сказочного персонажа, который  объясняет правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят. При  первом появлении персонажа воспитатель  знакомит с ним детей и в  дальнейшем берет его роль на себя – и таким образом ведет  игру.

   Повышению интереса дошкольников к дидактической  игре и природным объектам способствует введение элемента соревнования или  проблемной ситуации. Введение проблемных ситуаций в ход дидактических  игр наполняет их экологическим  содержанием, что, в свою очередь, способствует не только обогащению экологических  представлений детей, но и воспитанию у них гуманного отношения  к природе.

   Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать полученные в дидактических играх  экологические представления и  игровые навыки в самостоятельной  игровой деятельности, в группах  в отдельных уголках целесообразно  разместить материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, муляжи, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п.). Таким образом, будет удовлетворяться возрастающий интерес дошкольников к природе, будут конкретизироваться полученные ранее представления.

Информация о работе Игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста