Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:35, курсовая работа
Задачи:
Изучить литературу по этой теме;
Провести экспериментальную работу по выявлению
эстетических качеств у дошкольников;
Проанализировать работу, сделать выводы, оформить
курсовую работу.
Введение …………………………….3
Глава I. Эстетическое воспитание старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема …………………………….6
1.1. Значение и задачи эстетического воспитания старших
дошкольников …………………………….6
1.2. Возможности игры как средства эстетического
воспитания дошкольников …………………………….16
Глава II. Использование дидактических игр по формированию эстетического восприятия природы у старших дошкольников………………….....27
2.1. Состояние проблемы в практике работы дошкольных учреждений...27
2.2. Формирование эстетического восприятия природы …..33
2.3. Приучение детей к соблюдению правил культуры общения в сюжетно-ролевых играх …………………………….34
Заключение ……………………………..48
Методические рекомендации ………………………….…50
Список использованной литературы …………………………….51
Приложения …………………………….53
Центральной
функцией дошкольного возраста являются
эмоции. Учитывая, что основой игры
является воображаемая ситуация, связь
воображения и эмоций очевидна. Следовательно,
развитие эмоций и становление их
произвольности тесно связаны с
развитием воображения и
Основная
линия развития в дошкольном возрасте
связана с развитием
Понимание специфики возрастного периода с опорой на его ведущую деятельность позволяет, с одной стороны, диагностировать уровень психического развития детей, а с другой - обнаружить соответствие или несоответствие психического и паспортного возрастов ребенка. По мнению Л.С. Выготского, психическое развитие ребенка определяется двумя уровнями. Во-первых, это актуальное развитие, которое характеризует «вчерашний день» развития ребенка, а во-вторых, это зона его ближайшего развития. Именно в рамках ведущей деятельности ребенок действует в зоне своего ближайшего развития. Это подтверждается многочисленными экспериментальными исследованиями, суть которых наиболее полно выражена в известном высказывании Л.С. Выготского: «В игре ребенок становится выше себя на голову». [11; 328]
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности я отношения с людьми.
Реализация
исходной структуры в воспитательной
работе с дошкольниками предполагает
анализ тех игровых задач, которым
можно подчинить некоторые
В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».
При
включении в игру учебной задачи
ребенок должен, во-первых, принять
эту дополнительную (и в известном
смысле постороннюю для основной
деятельности) задачу, выполнение которой
требует от него определенных усилий.
Во-вторых, игровое действие отсрочивается,
поскольку обусловлено
Умение
играть не возникает путем
Выполнение
игровых действий детьми не нуждается
в специальной мотивации. Дети охотно
совершают их по первому предложению
взрослого, так как удовольствие,
получаемое от этих действий, является
для них достаточным
Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, т.е. игровую обучающую ситуацию, характеризует следующее:
имеет
короткий и несложный сюжет, построенный
на основе жизненных событий или
сказочно-литературного
в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда;
в содержание игры заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее на протяжении всей игры, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
воспитатель
руководит всей игрой: следит за развитием
сюжета, исполнением ролей детьми,
ролевыми взаимоотношениями, насыщает
игру ролевыми диалогами и игровыми
действиями, через которые и осуществляется
дидактическая цель.[8; 7]
Виды
игры в экологическом воспитании
дошкольников
Согласно классификации С.Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы:
1) игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), - самостоятельные игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерские, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые);
2) игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, - организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);
3)
игры, идущие от исторически
Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.). Центральное звено таких игр - правила - является главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.
Организация
игр с правилами предполагает
участие в них взрослого - особенно
важна его роль на первых этапах,
когда вводится новая игра и дети
должны понять ее содержание и правила,
а затем усвоить их, чтобы легко
применять на практике. В игре взрослый
выполняет две роли: равноправного
с детьми участника и организатора.
Взрослый является носителем игровых
умений, поэтому беспрекословное
и постоянное выполнение им правил
- это главное условие
Усвоение правил, подчинение им своего поведения детям дается нелегко: они быстро начинают замечать нарушение правил партнерами и не замечают своих нарушений. Поэтому повторение правил, терпеливое их разъяснение довольно долго являются организационным моментом.
В экологическом воспитании игры с правилами дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под категорию.
Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей. Следовательно, они рассматриваются как средство умственного воспитания детей.
По
характеру используемого
Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.). Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т.д. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. [6; 20]
Дидактические
игры экологического содержания расширяют
представления детей о
В
структуре дидактических игр
выделяются следующие структурные
элементы: дидактическая задача, игровые
правила, игровые действия, заключение
или окончание игры. Дидактическая
задача определяется целью обучающего
и воспитательного воздействия,
формулируется педагогом и
Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока:
игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);
игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе. [8; 190]
Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры желательно проводить в естественной природной среде. Дидактические игры дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 человек). Игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей.
В
дидактических играх, направленных
на развитие эстетического восприятия
природы, ранее накопленные знания,
умственные действия особенно обогащают
и расширяют сферу чувств и
переживаний, придают им осмысленность.
При общении с природой у ребенка
зарождается эмоциональное
Использовать
дидактические игры для обогащения
экологических представлений
Игры
можно проводить в вербальной
форме, а также с использованием
природного и иллюстративного материала.
Эти игры содействуют формированию
конкретных представлений о предметах,
приобретению более точных знаний об
их признаках и свойствах. Их целесообразно
проводить с детьми, имеющими низкий
уровень экологических
В вербальных дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам. Этот вид игры целесообразно использовать в работе с дошкольниками, имеющими более высокий уровень сформированности экологических представлений. [5; 22]
Пониманию
детьми содержащихся в дидактической
игре задач, созданию особого эмоционального
игрового настроения содействует включение
в ее ход сказочного персонажа, который
объясняет правила игры, следит за
их соблюдением, поощряет ребят. При
первом появлении персонажа
Повышению интереса дошкольников к дидактической игре и природным объектам способствует введение элемента соревнования или проблемной ситуации. Введение проблемных ситуаций в ход дидактических игр наполняет их экологическим содержанием, что, в свою очередь, способствует не только обогащению экологических представлений детей, но и воспитанию у них гуманного отношения к природе.
Чтобы
поддержать стремление дошкольников отражать
полученные в дидактических играх
экологические представления и
игровые навыки в самостоятельной
игровой деятельности, в группах
в отдельных уголках
Информация о работе Игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста