Игра как метод преподавания иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков.

Содержание

Введение
Глава 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Теории происхождения игры
1.2 Типология учебных игр
1.3 Условия эффективности игры как воспитательного средства
Выводы по Главе 1
Глава 2. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1 Определение и методическая структура ролевой игры
2.2 Воспитательный и обучающий потенциал
2.3 Методика практического использования ролевой игры
Выводы по Главе 2
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Выводы по Главе 3
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

игра 2.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

 Беседа с  учителем 

 При беседе  с учителем был сделан вывод,  что игровые элементы на уроках  английского языка необходимо  использовать более часто. Подтверждением  были положительные результаты учащихся. Но возникла проблема с временными рамками урока, так как игра занимает много времени на объяснение правил и распределение ролей учащихся, что не позволяет в полной мере охватить весь объем пройденного материала. 

 Беседа с  учащимися 

 При разговоре с учащимися можно было сделать вывод, что им понравилось разнообразие в уроке. Увеличился темп восприятия материала, уроки проходили динамичнее. Дети стали самостоятельно готовить отдельные элементы урока: «Я в роли учителя». Не малую роль сыграло сплочение коллектива при работе в группах. Дети стали более общительными, раскрепощенными. 
 

Выводы к главе 3 
 

 В ходе  опытно-экспериментальной работы  мной было проведено 3 эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.  В ходе констатирующего эксперимента мной были использованы такие методики как ранжирование, тест-опросник, беседа и наблюдение. 

 Использование  данных методик было направлено  на изучение состояния вопроса  об игровых методах обучения  в 5 «А» классе, а так же на  определение уровня мотивации к изучению английского языка. В результате было выявлено, что интерес на уроках английского языка находится на среднем уровне. 

 На основе  результатов констатирующего эксперимента  я спроектировала 3 урока с игровыми  элементами. 

 В ходе  формирующего эксперимента были использованы уроки с игровыми элементами. Введение игр в урок было затруднено отсутствием мотивации, желания учащихся включиться в работу, так же неумением работать в группах. Но по ходу уроков учащиеся изменили свое отношение, те, что были уверены, что у них ничего не получится, попробовали свои силы и убедились в обратном. В результате можно сказать, что формирующий эксперимент прошел успешно. 

 Основной  целью контрольного эксперимента  являлось дублирование констатирующего  эксперимента и сравнение результатов двух экспериментов, подтвердив или опровергнув гипотезу, в которой утверждается, что формирование познавательного интереса школьников к изучению иностранных языков будет более эффективным, если построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий. 

 Сравнение  результатов двух экспериментов  позволило сделать следующий  вывод, подтверждающий гипотезу: в ходе уроков с игровыми  элементами учащиеся были активны,  возрос интерес к урокам английского языка, повысилась эффективность обучения, усвоение материала. В то же время судить об изменении уровня мотивации достаточно тяжело, т.к. за столь краткое время сложно что-либо изменить, но в свете наметившихся тенденций в поведении учащихся, в свете появившейся активности и заинтересованности можно считать гипотезу подтвержденной. 
 

Заключение 
 

 Неоспоримо  игровая деятельность занимает  не последнюю роль в учебном  процессе. Сочетание элементов игры  и учения во многом помогают  учителю в процессе передачи необходимой информации детям. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо знать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. 

 Успех использования  игр зависит, прежде всего,  от атмосферы необходимого речевого  общения, которую учитель создает  в классе. Важно, что бы учащиеся  привыкли к такому общению,  увлеклись и стали вместе с учителем участниками одного процесса. 

 Конечно,  урок английского языка – это  не только игра. Доверительность  и непринужденность общения учителя  с учениками, возникшего благодаря  общей игровой атмосфере и  собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций. 

 В школьную  практику обучения иностранному  языку желательно внедрить следующие  положения: 

 Процесс обучения  иностранному языку в школе  должен включать в себя как  традиционные, так и нетрадиционные приемы обучения, к которым относятся и обучающие игры; 

 Обучающая  игра должна учитывать индивидуальные  психологические особенности каждого  обучаемого; 

 Для большей  эффективности обучающую игру  следует вводить постепенно (от  простого к сложному) на всех периодах обучения иностранному языку; 

 Само обучение  в целом должно быть преимущественно  проблемным, активно-игровым, в котором  каждый ученик решает интересные  коммуникативно-познавательные учебные  задачи, т.е. все фокусируется  вокруг школьника как субъекта учебной деятельности. 

 Следует учитывать  тот факт, что игровой намного  облегчает процесс учебный; более  того, умело разработанная игра  неотделима от учения. 

 Игра как  средство гарантирует позитивное  эмоциональное состояние, повышает  трудоспособность, заинтересованность педагогов и учащихся, в отличие от монотонного исполнения определенных заданий, что приводит к полусонной обстановке в классе. 

 В целом,  на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для жизнедеятельности занятие и ребенок чувствует развивающее и воспитывающее значение игры 

 Таким образом,  гипотеза, поставленная в начале  работы: формирование познавательного  интереса школьников к изучению  иностранных языков будет более  эффективным, если построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий подтвердилась. С помощью игры нам удалось доказать, что игра действительно является методом обучения и воспитания в школе. Все показатели были зафиксированы и проанализированы в экспериментальной части данной курсовой работы. 
 

Литература 
 

 Конституция  Российской Федерации. – М.: Проспект, 2006. – 50 с. 

 Адлер, А.  Постижение человеческой природы  / А. Адлер. – М.: Знание, 1985. –  289 с. 

 Воловик,  А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф. Воловик. – М.: Флинта, 1998. – 232 с. 

 Выготский,  Л.С. Игра и ее роль психическом  развитии ребенка / Л.С. Выготский  // Вопросы психологии. – 1997. –  №6. – С. 61-64. 

 Гальскова,  Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения  иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез – М.: Академия, 2005. – 336 с. 

 Деркач, А.А., Щербак, С.Ф. Педагогическая эвристика.  Искусство овладения иностранным  языком./ А.А. Деркач, С.Ф. Щербак. - М: Педагогика, 1991. – 224 с. 

 Занько, С.Т., Тюников, Ю.С., Тюнникова, С.М. Игра и учение. / С.Т. Занько, Ю.С. Тюников, С.М. Тюнникова. – М.: Логос, 1992. – Ч. 1. – 125 с. 

 Зимняя, И.А.  Психологические аспекты обучения  говорению на иностранном языке:  пособие для учителей средней  школы / И. А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1978. – 159 с. 

 Имедадзе, Н.В.  Психологические основы обучения  неродному языку / Н.В. Имедадзе. – М.: Юристъ, 1997. – 217 с. 

 Коменский  Я.А. Законы хорошо организованной  школы / Я.А. Коменский. – М.: Академия, 1984. – 266 с. 

 Куписевич  Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич. – М.: Флинта, 1986. – 218 с.  

 Леонтьев  А.Н. Психологические основы дошкольной  игры / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1989. – 320 с. 

 Мухина В.С.  Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. – 250 с. 

 Павлов О. Юрий Нагибин. Дневник / О. Павлов – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 220 с. 

 Соловова, Е.В.  Методика обучения иностранным  языкам: базовый курс лекций / Е.В.  Соловова. – М.: Просвещение, 2005. –  239 с. 

 Спенсер,  А. Образование умственное, моральное и физическое / А. Спенсер. – СПБ.: ВЕИП, 1999. – 270 с. 

 Стронин,  М.Ф. Обучающие игры на уроке  английского языка / М.Ф. Стронин.  – М.: Просвещение, 1984. – 112 с. 

 Утехина,  А.Н. Иностранный язык в дошкольном  возрасте: Теория и практика / А.Н.  Утехина – Ижевск: Удмуртский университет, 2000. – 246 с. 

 Ушинский  К.Д. Собрание сочинений / К.Д.  Ушинский – М.: Академия, 1989. –  Т.6. – 340 с. 

 Филатов,  В.М., Лившиц, О.Л. Ролевые игры  на уроках английского языка  в 6 классе / В.М. Филатов, О.Л.  Лившиц // Иностранный язык в школе. – 1981. - №1. – С. 38-41. 

 Филатов,  В.М. Ролевые игры на занятиях  по иностранному языку в начальных  классах школы / В.М. Филатов  // Класс, 1995. - №4. – С. 12-15. 

 Фрейд, З.  Собрание сочинений / З. Фрейд.  – СПБ.: ВЕИП, 2005. – Т.21. – 340 с. 

 Эльконин, Д.Б.  Психология игры / Д.Б. Эльконин. –  М.: Просвещение, 1987. – 350 с. 
 

49

Информация о работе Игра как метод преподавания иностранного языка