Игра как метод преподавания иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков.

Содержание

Введение
Глава 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Теории происхождения игры
1.2 Типология учебных игр
1.3 Условия эффективности игры как воспитательного средства
Выводы по Главе 1
Глава 2. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1 Определение и методическая структура ролевой игры
2.2 Воспитательный и обучающий потенциал
2.3 Методика практического использования ролевой игры
Выводы по Главе 2
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Выводы по Главе 3
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

игра 2.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

 Для реализации  данных задач была проведена  опытно-экспериментальная работа, которая состояла из следующих этапов: 

 Констатирующий  эксперимент 

 Формирующий  эксперимент 

 Контрольный  эксперимент 
 

3.1 Констатирующий  эксперимент 
 

 Цели: 

- Выяснить какие  обучающие игры использует педагог  на уроках английского языка 

- Определить, как влияет введение обучающих игр в урок английского языка 

- Выявить уровень  ЗУН детей 

 Методы: 

 Ранжирование 

 Тест-опросник 

 Беседа 

 Метод наблюдения 

1. Ранжирование 

 Испытуемым  было предложено определить место  предмета в системе обучения, оценив по 6-балльной шкале. Были предложены следующие предметы: 

 ИЗО 

 История 

 Математика 

 Английский  язык 

 Физкультура 

 Русский язык 

 В таком  порядке дети оценивают предметы: 

      ИЗО История Математика Английский язык Физ-ра Русский язык

Ананьев Рома 1 4 2 3 5 6

Богина Яна 5 3 4 1 6 2

Кривина Настя 1 4 5 2 6 3

Крайнов Антон 1 6 3 2 5 5

Фокин Тимур 1 6 4 2 3 5

Цвеленьева Мишель 1 2 4 3 6 5

Черныш Яна 2 3 5 1 6 4 
 
 

 На основании  полученных данных был составлен  рейтинг предметов: 

 ИЗО 

 Английский  язык 

 Математика 

 Русский язык 

 История 

 Физкультура 

Вывод: В основном все учащиеся поставили английский язык на второе место. Это говорит  о высоком положении предмета в системе обучения, но так как  на уроках английского языка в  малой степени используются игровые моменты, детям трудно воспринимать учебный материал. Поэтому задачей является изменение структуры уроков путем внедрения игровых технологий. 

2. Тест-опросник 

 Испытуемым  на уроке английского языка  было предложено ответить на  ряд вопросов. 

 Были предложены следующие вопросы: 

 Любите ли  вы игру? 

 Каким играм  вы отдаете предпочтение? 

 Где чаще  всего вы играете? 

 С кем вы  играете? 

 Часто ли  вы обмениваетесь мнениями об  игре? 

 Хотелось  бы вам, чтобы на уроках присутствовала  игра? 

 Вы больше  любите работать в группе или поодиночке? 

 Как бы  вы изменили урок английского  языка, включили бы игру в  урок? 

 Вывод: ответы  ребят показали, что уровень знаний  детей выше среднего, но обучение  проходит традиционно, по одной  и той же схеме. В уроке  нет разнообразия при внесении нового. Задача учителя – донести до ребенка материал, но форма преподнесения – традиционная. Дети хотели бы изменить ход урока, внести что-то новое и интересное, ребятам нравятся игры и они хотели бы видеть использовать их на уроках. 

3. Беседа 

 Беседа с  учителем 

 На основе  результатов теста-опросника было  выявлено, что детям нравятся  ролевые и групповые игры, но  данные игровые технологии не  часто используются на уроке  английского языка. Поэтому мы  решили провести беседу с учителем. Задавались следующие вопросы: 

 Используете  ли вы игры на уроке? 

 Какие методы  и методики вы используете? 

 Используете  ли вы игру как метод обучения  иностранному языку? 

 Анализируя  ответы учителя можно сказать  о его большой роли в поддержании  интереса к предмету. Учитель правильно организует деятельность детей, использует индивидуальный подход к каждому ученику. Учитель совмещает и традиционные и активные методы обучения, что сохраняет высокую степень активности детей в усвоении материала. 

 Вывод: Игра  в большей степени позволяет контролировать внимание детей, но требует тщательной подготовки и соблюдения методики проведения. Нельзя часто повторять одну и туже игру часто, так как дети быстро теряют к ней интерес. 

 Беседа с  учащимися 

 Ребятам уроки  не кажутся скучными. Но они внесли бы какое-нибудь разнообразие. Им интересно участвовать в играх, решать сложные задачи, искать ответы на интересующие их вопросы, решать проблемные ситуации. Дети готовы помогать учителю в разработке игровых ситуаций на уроках, содействовать в любых преобразованиях урока. Им интересно узнавать что-то новое и раскрывать свои способности перед классом. Игровые моменты помогают детям раскрыть свои способности в области английского языка, вызывают заинтересованность ребенка, дают возможность самореализоваться, самоутвердиться в коллективе. 

 Метод наблюдения 

 Метод наблюдения  дал возможность проследить уровень  ЗУН учащихся, рассмотреть их  отношение к урокам английского  языка, их заинтересованность  предметом, активность на уроке,  межличностное взаимодействие и взаимодействие с учителем. Это необходимо для того, чтобы выявить индивидуальные особенности каждого ребенка и подобрать индивидуальные методы работы. 

 Вывод: В  ходе наблюдения испытуемые были  разделены на следующие группы  по нескольким критериям: 

 По способностям  к изучению иностранного языка: 

 Одаренные  дети – Цвеленьева Мишель, Черныш  Яна 

 Дети со  средними способностями – Ананьев  Рома, Богина Яна, Кривина Настя,  Крайнов Антон, Фокин Тимур 

 По активности  на уроке: 

 Активные – Черныш Яна, Богина Яна, Крайнов Антон 

 Пассивные  – Ананьев Рома, Кривина Настя,  Фокин Тимур, Цвеленьева Мишель 

 Межличностные  отношения: 

 «Звезды» - Черныш  Яна 

 Предпочитаемые  – Богина Яна, Фокин Тимур,  Крайнов Антон 

 Принятые  – Ананьев Рома 

 Пренебрегаемые – Цвеленьева Мишель, Кривина Настя 

 Изгоев в  данной ученической группе нет 
 

3.2 Формирующий  эксперимент 
 

 Цели: разработать  и провести серию экспериментальных  уроков, задачей которых будет  изучение эффективности игры  на уроках английского языка. 

 В течение  данного эксперимента были спроектированы, разработаны и проанализированы  экспериментальные уроки по следующим  темам: 

 “Going places” 

 “Crazy Gang” 

 “Story time” 

 Для повышения  активности на уроке английского  языка были использованы следующие игровые упражнения: 

 “Complete and read” 

 Цели: развитие  языковой догадки, приобретение  навыков перевода, расширение кругозора  учащихся. 

 Описание: в  ходе игры учащиеся, пользуясь  таблицей, вписывают буквы в клеточки. В результате получается пословица, которую нужно прочитать и понять смысл. 

 Итоги: В  результате выполнения задания  учащиеся узнали новые пословицы,  расширив свой кругозор. 

 “Charade” 

 Цели: формирование  лексических навыков 

 Описание: учащимся  нужно найти и обвести слова 

 Итоги: В результате выполнения данного упражнения учащиеся усвоили лексические единицы по теме. 

 “Complete the words” 

 Цели: повторение  лексического состава 

 Описание: Учащимся  нужно вставить пропущенные буквы  и прочитать слова. 

 Итоги: Выполнив  данное упражнение, учащиеся вспомнили слова, необходимые для дальнейшей работы на уроке. 

(Конспекты уроков  смотри в приложении 2) 

 Вывод: игровая  форма занятий создается на  уроках при помощи игровых  приемов и ситуаций, которые выступают  как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Все виды игр, которые были использованы в работе, помогли в разработке уроков. При проведении уроков у детей сформировалась положительная динамика, они энергично участвовали в разных видах игровой деятельности, помогали учителю в ведении урока, были активны. Дети, которые раньше не проявляли особых признаков заинтересованности, начали постепенно включаться в работу. Были созданы проблемные ситуации, где дети пытались показать уровень своих знаний. Учащиеся быстрее усваивали новый материал, знакомились с новыми темами. Дети после уроков делились впечатлениями. 
 

Контрольный эксперимент 
 

 Цели: 

- выявить насколько  изменился уровень ЗУН учащихся  во время проведения эксперимента 

- выявить насколько  у испытуемых изменилось отношение к английскому языку 

 Для того, что бы определить какое место  стал занимать английский язык  в системе обучения 5 «А» класса  после проведения экспериментальных  уроков, был проведено ранжирование  предметов.  

      ИЗО История Математика Английский язык Физ-ра Русский язык

Ананьев Рома 1 4 2 3 5 6

Богина Яна 5 3 4 1 6 2

Кривина Настя 1 4 5 2 6 3

Крайнов Антон 1 6 3 2 5 5

Фокин Тимур 1 6 4 2 3 5

Цвеленьева Мишель 1 2 4 3 6 5

Черныш Яна 2 3 5 1 6 4 
 
 

 На основании  полученных данных был составлен рейтинг предметов: 

 ИЗО 

 Английский  язык 

 Математика 

 Русский язык 

 История 

 Физкультура 

 Исследование  показало, что английский язык  остался на прежнем месте. 

 Что бы  выявить, насколько изменился  уровень ЗУН учащихся, и как  повлияло введение игры в урок, детям был предложен тест-опросник 

 Любите ли  вы игру? 

 Каким играм  вы отдаете предпочтение? 

 Где чаще  всего вы играете? 

 С кем вы  играете? 

 Часто ли  вы обмениваетесь мнениями об  игре? 

 Хотелось  бы вам, чтобы на уроках присутствовала  игра? 

 Вы больше любите работать в группе или поодиночке? 

 Как бы  вы изменили урок английского  языка, включили бы игру в  урок? 

 Вывод: не  смотря на то, что английский  язык остался на том же месте,  пассивные дети смогли проявить  себя, раскрыть свои способности.  Не малую роль сыграло сплочение коллектива при групповом взаимодействии. 

Информация о работе Игра как метод преподавания иностранного языка