Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:44, курсовая работа
Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков.
Введение
Глава 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Теории происхождения игры
1.2 Типология учебных игр
1.3 Условия эффективности игры как воспитательного средства
Выводы по Главе 1
Глава 2. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1 Определение и методическая структура ролевой игры
2.2 Воспитательный и обучающий потенциал
2.3 Методика практического использования ролевой игры
Выводы по Главе 2
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Выводы по Главе 3
Заключение
Литература
З. Фрейд – основоположник
психоанализа, разрабатывал идею компенсаторности
игры, связывал ее с бессознательными
механизмами психики человека. По Фрейду,
бессознательные влечения реализуются
в детских играх символически. Игры, по
исследовательским данным Фрейда, очищают
и оздоравливают психику, снимают травматические
ситуации, являющиеся причиной многих
неврологических заболеваний.
Как считает
Фрейд, в противоположность
Игру, как
средство поддержания бодрости
и силы трактовали Шиллер и
Спенсер. Понимая, что в игре
человек не только тратит, но
и восстанавливает энергию.
Теория духовного
развития ребенка в игре. К.Д.
Ушинский противопоставляет
Многие ученые,
в том числе Пиаже, Левин,
Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко,
Сухомлинский полагали, что игра
возникает в свете духовности
и служит источником духовного
развития ребенка.
Бесспорно,
существуют и другие версии
происхождения игры. Например, Ж. Шато
считает, что игры детей возникли из их
вечного стремления подражать взрослым.
Р. Хартли, Л. Франк, Р. Гольденсон предполагают,
что игра порождается «коллективным инстинктом»
детей. Тот же Хейзинга или Гессе, Лем,
Мазаев источником игры считают культуру,
равно как и игру источником культуры.
Многие из вышеназванных исследователей
называют источником игры общественный
разум.
Теорию игры
в аспекте ее исторического
проявления, выяснение ее социальной
природы, внутренней структуры
и ее значения для развития индивида
в нашей стране разрабатывали Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие.
Один и
тот же круг исследователей
называют разные источники и
причины появления феномена
1.2. Типология
учебных игр
Анализ учебно-методической
литературы по вопросам
Проведенный
нами анализ научно-
Игры соревновательного
характера, содержащие
2. Задания, в
которых «проигрываются»
Прежде всего,
необходимо дать
Лингвистической
обучающей игрой мы называем
вид учебной деятельности, предназначенный
стимулировать и поддерживать
интерес учащихся к предмету,
что позволяет им
Обучающая
игра имеет 3 главные характеристики:
1) цель (выигрыш);
2) набор критериев
для определения победителей
и проигравших (соревнование);
3) правила, которые
управляют действиями игроков. Обучающие
цели таких игр заключаются в развитии
и закреплении навыков устной (письменной)
речи, на основе повторения, тренировки
моделей, подлежащих овладению учащимися.
Подобные
игры М.Ф. Стронин [С.59] определяет
как «ситуативно-вариативное упражнение,
где создается возможность для многократного
повторения речевого образца в условиях,
максимально приближенных к реальному
речевому общению с присущими ему признаками
- эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью
речевого воздействия».
Отечественные
и зарубежные специалисты
В учебной
игре присутствует
Существует
несколько групп игр,
I группа –
предметные игры, как манипуляции
с игрушками и предметами. Через
игрушки – предметы – дети
познают форму, цвет, объем, материал, мир
животных, мир людей и т. п.
II группа –
игры творческие, сюжетно-ролевые,
в которых сюжет – форма
интеллектуальной деятельности.
Также С.Т.
Занько [ .C.55] выделяет несколько
видов игр:
Организационно-деятельные
игры, предусматривающие организацию
коллективной мыследеятельности на основе
развертывания содержания обучения в
виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия
всех субъектов обучения в процессе их
анализа. Задача руководителя (ОДИ) «сделать»
группу единицей учебного процесса, но
при условии сохранения личной позиции
каждого. Ролевые игры, которые характеризуются
наличием задачи или проблемы и распределением
ролей между участниками ее решения.
Деловые игры,
представляющие собой
Познавательно-дидактические
игры, в которых создаются ситуации
характеризующиеся включением
1.3 Условия эффективности
игры как воспитательного
Всякое средство,
даже самое совершенное, можно
использовать во благо и во вред. И даже
благие намерения не обеспечивают полезности
применения средств: нужны еще знания
и умения использовать средство соответствующим
образом, чтобы его применение приносило
безусловную пользу. Точно так же использование
игры в воспитании требует соблюдения
некоторых правил. Впервые об этих правилах
написал Я.А.Коменский в «Законах хорошо
организованной школы».[ .C.64] Сформулированы
они настолько последовательно и обоснованно,
что и в наше время представляют не столько
исторический, сколько практический интерес:
1. Игры должны
быть такого рода, чтобы играющие
привыкли смотреть на них как
на нечто побочное, а не как
на какое-нибудь дело.
2. Игра должна
способствовать здоровью тела
не менее, чем оживлению духа.
3. Игра не должна
грозить опасностью для жизни, здоровья,
приличия.
4. Игры должны
служить преддверием для вещей
серьезных.
5. Игра должна
оканчиваться раньше, чем надоест.
6. Игры должны
проходить под наблюдением
7. При строгом
соблюдении этих условий игра становится
серьезным делом, т.е. развитием здоровья,
или отдыхом для ума, или подготовкой для
жизненной деятельности, или всем этим
одновременно.
Украшением
игры, по Я. Коменскому, являются
подвижность тела, жизнерадостность
духа, порядок, игра с толком и по правилам,
победа доблестью, а не хитростью. Пороками
же в игре являются леность, вялость, недоброжелательность,
заносчивость, крик, коварство. А такие
игры, как кости, карты, борьба, кулачный
бой, плавание и другие, бесполезные и
опасные игры, вообще не должны, считал
Я. Коменский, использоваться в воспитании
детей.[C.98]
Изучение
современной педагогической
1. Свободное
и добровольное включение
2. Дети должны
хорошо понимать смысл и
3. Смысл игровых
действий должен совпадать со смыслом
и г содержанием поведения в реальных
ситуациях с тем, чтобы основной смысл
игровых действий переносился в реальную
жизнедеятельность.
4. В игре дети
должны руководствоваться
5. В игре не
должно унижаться достоинство
ее участников, в том числе
и проигравших.
6. Игра должна
положительно воздействовать
7. Игру нужно
организовывать и направлять, при
необходимости сдерживать, но не
подавлять, обеспечивать
8. В подростковых
и особенно в старших классах
необходимо побуждать учащихся к анализу
проведенной игры, к сопоставлению имитации
с соответствующей областью реального
мира, оказывать помощь в установлении
связи содержания игры с содержанием практической
жизненной деятельности или с содержанием
учебного курса. Результатом обсуждения
игры может быть пересмотр ее содержания,
правил и др.
Информация о работе Игра как метод преподавания иностранного языка