Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:44, курсовая работа
Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков.
Введение
Глава 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Теории происхождения игры
1.2 Типология учебных игр
1.3 Условия эффективности игры как воспитательного средства
Выводы по Главе 1
Глава 2. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1 Определение и методическая структура ролевой игры
2.2 Воспитательный и обучающий потенциал
2.3 Методика практического использования ролевой игры
Выводы по Главе 2
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Выводы по Главе 3
Заключение
Литература
Благоприятная
морально-психологическая
Создание
этого исходного уровня коммуникативной
компетенции осуществляется не только
в процессе выполнения различных упражнений,
предусмотренных учебно-методическим
комплексом по иностранному языку, но
и в ходе усвоения иноязычного речевого
материала, представленного в виде диалогических
единств, сгруппированных по коммуникативному
намерению вокруг контактной, информационно-коммуникативной
и эффективно-коммуникативной функций
межличностного общения. Во временном
плане ролевая игра представляет собой
относительно целостный цикл управляемого
взаимодействия между учителем и учащимся,
который состоит из подготовки ролевой
игры, проведения ролевой игры и подведения
итогов ролевой игры.
По сравнению
с устойчивым и четко
Подготовка
и проведение малой ролевой игры реализуется
на одном занятии по иностранному языку.
Вместе с тем некоторая часть малых ролевых
игр обеспечивает подготовку больших
ролевых игр.
В процессе
исследования выявлены
Преимущества
использования ролевой игры:
1) максимальная
активность обучаемых. Все
2) речевые партнеры
определяются в игре не только
по желанию преподавателя, но
и произвольно;
3) учащиеся имеют
возможность меняться ролями, что
позволяет использовать
4) на уроке
царит атмосфера интереса и
дисциплины: умственная и физическая
активность; сосредоточенность и
интерес.
Недостатки
использования ролевой игры:
1) до сих пор
не существует разработанных
комплексов упражнений, которые
бы четко определяли:
- целевое назначение
игр;
- их количество
и качество;
2) использование
ролевой игры в процессе
3) игра используется
в основном как
Вышеизложенное
подчеркивает сложность и
2.2 Воспитательный
и обучающий потенциал игры
Воспитывающий
потенциал игры всегда зависит:
1. От содержания
познавательной и нравственной
информации, заключенной в тематике
игр;
2. От того, каким
героям подражают дети;
3. Он обеспечивается
самим процессом игры как
Игры, таким
образом, дают детям очень
В процессе
игры у детей возникают три
вида целей.
Цель первая
— наиболее общая —
Вторая цель—это
и есть собственно игровая задача, т. е.
задача, связанная с выполнением правил,
разыгрыванием сюжета, роли.
Третья цель
непосредственно связана с
Направления
педагогического руководства игровой
деятельностью:
1) вовлекать
детей в игру, использовать особые
приемы, побуждающие желание играть
(«хочу играть!»);
2) помогать действовать
по правилам и решать игровые
задачи («так надо»);
3) развивать
творческие потенции ребенка в процессе
игры способствовать появлению адекватной
самооценки и чувства «могу!».
2.3 Методика практического
использования ролевой игры
Теперь перейдем
к краткому рассмотрению
Н.Д. Гальская
и Н.И. Гез [C.258] отмечают, что
ролевая игра предполагает
1) подготовки;
2) проведения
игры;
3) контроля.
Непосредственная
подготовка к большой ролевой
игре начинается на первом
же занятии по новой
На следующем
занятии по теме учителю
Важно, чтобы
при определении места,
Именно поэтому
распределение ролей является
ответственной педагогической
После того,
как в самом общем виде
а) сюжет
игры;
б) общая
коммуникация и
в) набор
ролей, необходимо наметить ход игры.
Это очень
ответственный момент периода
коллективной подготовки
Очень полезным
оказывается использование простейшей
схемы ролевой игры.
Таблица 1 Схема ролевой игры
А Б В Г Д Е
1
+
2
+
3 +
4
+
5
+
6
+
7
+
8 +
Пояснение
к таблице 1: слева направо обозначены
все участники ролевой игры ( А, Б, В, Д,
Е и так далее), а сверху вниз – этапы ролевой
игры. На отдельном этапе ролевой игры
ведущая роль принадлежит одному из участников
игры. Вместе с тем главное действие на
отдельном этапе могут, конечно, определять
и два - три персонажа, но для более четкой
организации ролевой игры лучше всего
выделить одну стержневую роль, на которую
будут ориентироваться все участники
ролевой игры. При этом, исходя из сюжета
ролевой игры, за каждым этапом закрепляется
ведущая, стержневая роль, которая фиксируется
на схеме каждым участником игры. Из схемы
1 хорошо видно, как по ходу игры инициатива
переходит поэтапно от одного персонажа
к другому. Эта схема наглядно отражает
общий ход ролевой игры и является надежным
ориентиром не только для всех участников,
но и для организаторов ролевой игры.
Учащиеся
довольно быстро привыкают к
тому, что для успешного участия
в ролевой игре необходимо, во-первых,
хорошо знать
После того,
как определен общий ход
Существует
множество типов упражнений для
подготовки ролевой игры. Учитель может
выбрать наиболее подходящее для своего
класса в зависимости от учеников:
Информация о работе Игра как метод преподавания иностранного языка