Игра как метод преподавания иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков.

Содержание

Введение
Глава 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Теории происхождения игры
1.2 Типология учебных игр
1.3 Условия эффективности игры как воспитательного средства
Выводы по Главе 1
Глава 2. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1 Определение и методическая структура ролевой игры
2.2 Воспитательный и обучающий потенциал
2.3 Методика практического использования ролевой игры
Выводы по Главе 2
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Выводы по Главе 3
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

игра 2.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

 Благоприятная  морально-психологическая атмосфера  в классе предрасполагает учащихся  к межличностному взаимодействию, проявлению заинтересованности  и творческой инициативы в  течение всей серии ролевых  игр. Во-вторых, под лингводидактическими условиями подразумевается формирование у учащихся некоторого исходного (пусть даже самого минимального) уровня коммуникативной компетенции, позволяющего всем учащимся успешно участвовать в ролевых играх на иностранном языке. 

 Создание  этого исходного уровня коммуникативной компетенции осуществляется не только в процессе выполнения различных упражнений, предусмотренных учебно-методическим комплексом по иностранному языку, но и в ходе усвоения иноязычного речевого материала, представленного в виде диалогических единств, сгруппированных по коммуникативному намерению вокруг контактной, информационно-коммуникативной и эффективно-коммуникативной функций межличностного общения. Во временном плане ролевая игра представляет собой относительно целостный цикл управляемого взаимодействия между учителем и учащимся, который состоит из подготовки ролевой игры, проведения ролевой игры и подведения итогов ролевой игры. 

 По сравнению  с устойчивым и четко обозначенным  набором структурных компонентов  временные параметры ролевой игры довольно подвижны. Это особенно характерно для периода подготовки ролевой игры. Исходя из продолжительности подготовительного периода ролевой игры (от 3-4 минут до 10-12 минут) различают «малую игру» и «большую игру». 

 Подготовка  и проведение малой ролевой игры реализуется на одном занятии по иностранному языку. Вместе с тем некоторая часть малых ролевых игр обеспечивает подготовку больших ролевых игр. 

 В процессе  исследования выявлены преимущества  и недостатки использования ролевой  игры при обучении иностранному языку. 

 Преимущества  использования ролевой игры: 

1) максимальная  активность обучаемых. Все учащиеся  принимают участие в игре, тесно  взаимодействуя между собой, что  способствует созданию благоприятного  климата в межличностных отношениях между учащимися и учителем: коллективная творческая деятельность; 

2) речевые партнеры  определяются в игре не только  по желанию преподавателя, но  и произвольно; 

3) учащиеся имеют  возможность меняться ролями, что  позволяет использовать языковой  материал в более полном объеме, совершенствовать навыки и умения в общении на языке; 

4) на уроке  царит атмосфера интереса и  дисциплины: умственная и физическая  активность; сосредоточенность и  интерес. 

 Недостатки  использования ролевой игры: 

1) до сих пор  не существует разработанных  комплексов упражнений, которые  бы четко определяли: 

- целевое назначение  игр; 

- их количество  и качество; 

2) использование  ролевой игры в процессе обучения  иностранному языку нецеленаправленно  и бессистемно; 

3) игра используется  в основном как развлекательный  момент на уроке. 

 Вышеизложенное  подчеркивает сложность и многогранность  рассматриваемой проблемы, ее актуальность. 
 

2.2 Воспитательный  и обучающий потенциал игры 
 

 Воспитывающий  потенциал игры всегда зависит: 

1. От содержания  познавательной и нравственной  информации, заключенной в тематике  игр; 

2. От того, каким  героям подражают дети; 

3. Он обеспечивается  самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного  нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений. 

 Игры, таким  образом, дают детям очень важный  навык совместной работы. 

 В процессе  игры у детей возникают три  вида целей. 

 Цель первая  — наиболее общая — наслаждение,  удовольствие от игры. Ее можно  было бы выразить двумя словами:  «Хочу играть!» Эта цель представляет  собой установку, определяющую  готовность к любым действиям,  связанным с данной игрой. 

 Вторая цель—это и есть собственно игровая задача, т. е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. 

 Третья цель  непосредственно связана с процессом  выполнения игровой задачи, а  потому всегда ставит перед  личностью задачу творческую. 

 Направления педагогического руководства игровой деятельностью: 

1) вовлекать  детей в игру, использовать особые  приемы, побуждающие желание играть («хочу играть!»); 

2) помогать действовать  по правилам и решать игровые  задачи («так надо»); 

3) развивать  творческие потенции ребенка в процессе игры способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!». 
 

2.3 Методика практического  использования ролевой игры 
 

 Теперь перейдем  к краткому рассмотрению периодов  подготовки, проведения и подведения  итогов отдельной ролевой игры, ориентируясь при этом на традиционное распределение учебного (языкового и речевого) материала по темам – тематическое планирование. 

 Н.Д. Гальская  и Н.И. Гез [C.258] отмечают, что  ролевая игра предполагает наличие  трех этапов: 

1) подготовки; 

2) проведения  игры; 

3) контроля. 

 Непосредственная  подготовка к большой ролевой  игре начинается на первом  же занятии по новой разговорной  теме. Если ролевые игры проводятся  регулярно и учащиеся к ним  привыкли, то в начале новой  темы они сами выясняют у учителя перспективы проведения новой ролевой игры («А мы будем играть дальше?»). Если инициативу в этом случае проявляет учитель, то ученики, как правило, живо откликаются на его предложение «играть дальше». При этом учителю на первом же занятии целесообразно раскрыть содержание новой учебной темы, чтобы показать учащимся саму возможность проведения ролевой игры по теме. Тем самым учитель создает ориентировочную основу для возможных сюжетов ролевой игры. Но при этом следует давать учащимся возможность самим проявить инициативу и творческие способности в разработке сюжета игры, определении набора ролей, выявлении необходимого реквизита. 

 На следующем  занятии по теме учителю предстоит  оценить предлагаемые учащимися  сюжеты ролевой игры и вместе  с ребятами определить общую коммуникативную ситуацию ролевой игры. 

 Важно, чтобы  при определении места, времени  и других предлагаемых обстоятельств  ролевой игры, они соответствовали  реальной действительности и  были значимы для учащихся. Лучшей  гарантией соблюдения этих условий ролевой игры является максимальный учет мнений и пожеланий учащихся, вовлечение их в разработку хода ролевой игры. Тут же определяется необходимый набор ролей. Как известно, отбор и распределение ролей определяются целями и содержанием игры, а также индивидуально-психологическими особенностями учащихся и уровнем их языковой подготовки. 

 Именно поэтому  распределение ролей является  ответственной педагогической задачей.  Знание мотивов, интересов, индивидуальных  отношений учащихся позволит учителю предложить им те роли, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям их личности. При подборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и своеобразие темперамента. На начальном этапе ролевого общения целесообразно дать учащимся роли, наиболее полно соответствующие их темпераменту. Преодолевать застенчивость, робость можно лишь тогда, когда учащийся уже привык к ролевому общению, обрел уверенность в себе. Важную роль при распределении ролей играет учет социально-психологических характеристик учащихся, под которыми понимается статус учащегося в группе. Поэтому учитель должен сознательно управлять этим статусом, выдвигая то одного, то другого учащегося на лидерские позиции в ходе организации игры. Целесообразно время от времени давать ученикам, занимающим в жизненной практике положение ведомых, роли главных героев, а лидерам коллектива поручать роли персонажей, находящихся в зависимом положении (младший брат, сестра). Особенно тщательно отбираются роли для учащихся, не пользующихся авторитетом в коллективе. Такие ребята должны получить роли положительных, личностей, имеющих влияние и популярность по сюжету игры. 

 После того, как в самом общем виде определены: 

 а) сюжет  игры; 

 б) общая  коммуникация и 

 в) набор  ролей, необходимо наметить ход игры. 

 Это очень  ответственный момент периода  коллективной подготовки ролевой  игры, от которого во многом  зависит эффективность индивидуальной  подготовки каждого ученика к  предстоящей ролевой игре, да  и само проведение ролевой  игры. 

 Очень полезным оказывается использование простейшей схемы ролевой игры. 
 

 Таблица 1 Схема ролевой игры

      А Б В Г Д Е

       
 
 
 

 

       
 
 

3 +  
 
 
 
 

 
 

       
 

 
 
 
 

      + 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

       

 
 

       
 

8 +  
 
 
 
 
 
 
 

 Пояснение  к таблице 1: слева направо обозначены все участники ролевой игры ( А, Б, В, Д, Е и так далее), а сверху вниз – этапы ролевой игры. На отдельном этапе ролевой игры ведущая роль принадлежит одному из участников игры. Вместе с тем главное действие на отдельном этапе могут, конечно, определять и два - три персонажа, но для более четкой организации ролевой игры лучше всего выделить одну стержневую роль, на которую будут ориентироваться все участники ролевой игры. При этом, исходя из сюжета ролевой игры, за каждым этапом закрепляется ведущая, стержневая роль, которая фиксируется на схеме каждым участником игры. Из схемы 1 хорошо видно, как по ходу игры инициатива переходит поэтапно от одного персонажа к другому. Эта схема наглядно отражает общий ход ролевой игры и является надежным ориентиром не только для всех участников, но и для организаторов ролевой игры. 

 Учащиеся  довольно быстро привыкают к  тому, что для успешного участия  в ролевой игре необходимо, во-первых, хорошо знать последовательность  этапов ролевой игры и, во-вторых, разработать свою роль, определить свои собственные коммуникативные задачи и поэтапно реализовывать их в соответствии со своей ролью наличной коммуникативной ситуацией. При таком способе планирования и реализации предстоящей ролевой игры общий ход ее сохраняется и в том случае, если кто-то из участников игры оказывается не в состоянии решать свои коммуникативные задачи на одном или даже нескольких этапах. Конечно, исполнители центральных ролей несут повышенную ответственность за успешный ход игры на соответствующих этапах, а иногда за судьбу всей ролевой игры. 

 После того, как определен общий ход ролевой  игры, начинается период индивидуальной  работы каждого ученика над  своей ролью. Следует отметить, что работа над ролью у разных  учащихся протекает по-разному. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки. Все они имеют самостоятельную дидактическую ценность, позволяют связать воедино классную и внеклассную, учебную и воспитательную работу. 

 Существует  множество типов упражнений для подготовки ролевой игры. Учитель может выбрать наиболее подходящее для своего класса в зависимости от учеников: 

Информация о работе Игра как метод преподавания иностранного языка