9. Игры не
должны быть излишне (откровенно)
воспитательными и излишне дидактическими:
их содержание не должно быть
навязчиво назидательным и не
должно содержать слишком много
информации (дат, имен, правил, формул).
10. Не следует
вовлекать детей в излишне
азартные игры, в игры на деньги
и вещи, в опасные для здоровья
и жизни, в игры-сорняки (содержащие
в своих правилах и действиях
нарушения общепринятых норм
морали).
Естественно,
это лишь некоторые, наиболее общие требования.
Для отдельных видов игр формулируются
свои принципы и для каждой игры разрабатываются
свои правила. Например, Ч. Куписевич достаточно
подробно описывает принципы дискуссии,
в том числе и такие: участник должен понимать,
что нельзя говорить долго, следует взвешивать
свои слова, произносить их обдуманно,
выступление должно быть предметным, нельзя
бравировать независимостью Своего мышления
или руководствоваться желанием угодить
кому-либо и др. [ .C.43]
Выводы к главе
1
Об обучающих
возможностях игр известно давно.
В игре проявляются особенно
полно и порой неожиданно способности
ребенка.
Игра –
особо организованное занятие,
требующее напряжения эмоциональных
и умственных сил. Для детей
игра прежде всего – увлекательное
занятие. Этим-то она и привлекает учителей,
в том числе и учителей иностранного языка.
Она посильна даже слабым ученикам.
Проведя анализ
психолого-педагогической литературы,
мы пришли к следующим выводам:
- игровые технологии
значительно повышают мотивацию к изучению
иностранных языков;
- игра является
средством активизации познавательной
деятельности учащихся, способствующим
ее актуализации;
- игра способствует
коммуникативно-деятельностному характеру
обучения, обеспечивает развитие речемыслительной
деятельности учащихся.
В результате
исследования нами определено
несколько видов игр, в частности,
организационно-деятельностные, деловые,
познавательно-дидактические, творческие
сюжетно-ролевые игры.
ГЛАВА 2. РОЛЕВЫЕ
ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
2.1 Определение
и методическая структура ролевой
игры
К ролевой
игре методика преподавания идет
уже давно. Упражнения типа
«читайте по ролям», «инсценируйте
диалог» занимают прочное место
в арсенале методических приемов,
так как в процессе драматизации происходит
более полное осознание смысла текста
и одновременно происходит более полное
осознание смысла текста и одновременно
более глубокое восприятие языкового
материала. Однако в драматизации присутствуют
лишь некоторые возможности ролевой игры.
В настоящее время идея использования
ролевого поведения получила подкрепление
со стороны теории, которая получила названия
«теория ролей», разработанной социологами
и социопсихологами. [ ] Сторонники этой
теории считают, что связь личности с окружающей
средой проявляется в том, что личность
исполняет несколько ролей: например,
в семье – роль родителя, вне семьи – роль
учителя, врача и так далее. Эти роли в
обществе определяют речевое\неречевое
поведение человека. От человека в роли
родителя ожидают, что он будет принимать
участие в воспитании детей, от него же
в роли врача – что он будет заботиться
о здоровье пациента и так далее.
Понятие социальной
роли является, таким образом,
элементом общественных отношений:
окружающая среда выступает по отношению
к человеку как первичная социализация,
в ней он усваивает социальный опыт, зафиксированный
в языке. Естественные социальные роли
в учебных условиях сводятся к двум: учитель
– ученик. Поэтому при использовании ролевой
игры как средства обучения мы будем говорить
о «вторичной социализации», имитирующей
первую в ее самых существенных чертах.
Социальные роли в рамках вторичной социализации
носят неизбежно искусственный, условный
характер (представь, что ты врач, продавец
и так далее). Мера условности может быть
различной: перевоплощение реальных людей
в литературных персонажей, героев сказок
и так далее. Иногда ролевая игра носит
характер уподобления, то есть разыгрываются
ситуации, типичные для окружающей среды,
а иногда она может быть более театрализованной:
с конфликтом, кульминацией и развязкой.
Но элемент условности присущ всем видам
ролевой игры.
Ролевая игра
– это речевая, игровая и
учебная деятельности одновременно.
С точки зрения учащихся, ролевая
игра – это игровая деятельность
в процессе которой они выступают в разных
ролях. Учебный характер игры ими часто
не осознается. С позиций учителя ролевую
игру можно рассматривать как форму обучения
диалогическому общению. Для учителя цель
игры – формирование и развитие речевых
навыков и умений учащихся. Ролевая игра
управляема, ее учебный характер четко
осознается учителем.
Ролевая игра
строится на межличностных отношениях,
которые реализуются в процессе
общения. Являясь моделью межличностного
общения, ролевая игра вызывает
потребность в общении, стимулирует интерес
к участию в общении на иностранном языке,
и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную
функцию.
Ролевую игру
можно отнести к обучающим
играм, поскольку она в значительной
степени определяет выбор языков
средств, способствует развитию речевых
навыков и умений, позволяет моделировать
общение учащихся в различных речевых
ситуациях. Другими словами, ролевая игра
представляет собой упражнение для овладения
навыками и умениями в условиях межличностного
общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает
обучающую функцию. В ролевых играх воспитываются
сознательная дисциплина, трудолюбие,
взаимопомощь, активность, готовность
включаться в разные виды деятельности,
самостоятельность, умение отстоять свою
точку зрения, проявит инициативу, найти
оптимальное решение в определенных условиях,
то есть можно говорить о воспитательной
функции ролевой игры.
Ролевая игра
формирует у школьников способность
сыграть роль другого человека,
увидеть себя с позиции партнера
по общению. Она ориентирует учащихся
на планирование собственного речевого
поведения и поведения собеседника, развивает
умение контролировать свои поступки,
давать объективную оценку поступкам
других. Следовательно, ролевая игра выполняет
в процессе обучения ориентирующую функцию.
Ролевая игра
дает учащимся возможность выйти
за рамки своего контекста
деятельности и расширить его.
Тем самым реализует компенсаторную
функцию.
Таким образом,
ролевая игра выполняет в учебном
процессе по иностранному языку
следующие функции: мотивационно-побудительную,
воспитательную, ориентирующую и компенсаторную.
Успешность обучения во многом зависит
от того, как реализуются эти функции в
учебном процессе.
Ролевая игра
обладает большими обучающими
возможностями:
- ролевую игру
можно рассматривать как самую точную
модель общения, так как она подражает
действительности в самых существенных
чертах и в ней, как и в жизни переплетается
речевое и неречевое поведение партнеров;
- ролевая игра
обладает большими возможностями
мотивационно-побудительного плана;
- ролевая игра
предполагает усиление личностной
сопричастности ко всему происходящему.
Ученик входит в ситуацию, хотя
инее через собственное «Я»,
но через «Я» соответствующей
роли и проявляет большую заинтересованность
к персонажу, которого он играет;
- ролевая игра
способствует расширению ассоциативной
базы при усвоении языкового
материала, так как учебная
ситуация строится по типу
театральных пьес, что предполагает
описание обстановки, характера
действующих лиц и отношений
между ними. За каждой репликой мыслится
отрезок смоделированной действительности;
- ролевая игра
способствует формированию учебного
сотрудничества и партнерства.
Ведь ее исполнение предполагает
охват группы учащихся, которые
должны слаженно взаимодействовать,
точно учитывая реакции товарищей, помогать
друг другу. При этом удачно найденный
жест, немое действие, если оно соответствует
ситуации, поощряется всей группой. В результате
учащимся с более слабой подготовкой удается
преодолеть робость, смущение и со временем
полностью включиться в ролевую игру;
- ролевая игра
имеет образовательное значение.
Учащиеся, хотя и в элементарной
форме, знакомятся с технологией
театра. Учитель должен побуждать
их заботиться о простом реквизите.
Поощряется всякая выдумка, так
как в учебных условиях возможности в
этом отношении ограничены, а для изобретательности
открываются новые просторы.
Само же
перевоплощение способствует расширению
психологического диапазона, пониманию
других людей.
Ролевая игра
обладает большими возможностями
в практическом, образовательном и воспитательном
отношениях. Она способствует расширению
сферы общения. Это предполагает предварительное
усвоение языкового материала в тренировочных
упражнениях и развитие соответствующих
навыков, которые позволяют учащимся сосредоточиться
на содержательной стороне высказывания.
Поэтому ролевой игре следует отводить
достойное место на всех этапах работы
над темой.
Но для
того, чтобы перейти к описанию
методики использования ролевой
игры как средства обучения, необходимо
выявить ее методическую структуру. При
этом отправным пунктом может служить
описанная Д.Б. Элькониным [C.112] структура
детской ролевой игры, в которую входят:
1) роли, которые
берут на себя дети;
2) игровые действия
и поступки, посредством которых
дети реализуют взятые на себя роли;
3) игровое употребление
предметов;
4) реальные отношения
между детьми (реплики, замечания,
регулирующие игру).
По сравнению
со структурой детской ролевой
игры, предложенной Д.Б. Элькониным,
структура обучающей ролевой игры
изменяется за счет введения в нее дополнительных
неигровых целей, а также проектирования
и создания коммуникативных и дидактических
условий, необходимых и достаточных для
достижения игровых и неигровых (дидактических)
целей. Следует подчеркнуть, что как ролевая
игра в целом, так и ее структурные компоненты
имеют различное значение для учащихся
и учителей.
Например, ориентируясь,
прежде всего на удовольствие,
получаемое от самого процесса
игры, учащиеся могут в различной
степени осознавать заложенные в
ролевой игре неигровые цели, хотя значимость
результативного аспекта ролевой игры
для учащихся младших классов, по сравнению
с детьми дошкольного возраста, естественно,
значительно возрастает.
Для учителей
основными структурными компонентами
обучающей ролевой игры являются:
1) игровые, а
также практические, воспитательные
и развивающие цели;
2) содержание
ролевой игры, которое базируется
преимущественно на учебном материале
текущей разговорной темы и
которое приобретает определенную
сюжетную организацию и развитие;
3) совокупность
социальных и межличностных ролей,
посредством которых учащиеся
реализуют значительную часть
содержания конкретной ролевой
игры;
4) коммуникативные
и лингводидактические условия,
то есть, прежде всего, учебно-коммуникативная
ситуация, создаваемая самими учащимися
под руководством учителя;
5) реквизит –
любые предметы, которые, так или
иначе, включаются в ролевую
игру и приобретают знаковое,
сообщающее значение.
По поводу
четвертого структурного компонента
следует сделать два пояснения. Во-первых,
под коммуникативными условиями подразумевается
не столько учебно-коммуникативная ситуация,
создаваемая именно для данной ролевой
игры, сколько благоприятный психологический
климат, созданный и поддерживаемый на
занятиях по иностранному языку.