Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:44, курсовая работа
Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков.
Введение
Глава 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Теории происхождения игры
1.2 Типология учебных игр
1.3 Условия эффективности игры как воспитательного средства
Выводы по Главе 1
Глава 2. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1 Определение и методическая структура ролевой игры
2.2 Воспитательный и обучающий потенциал
2.3 Методика практического использования ролевой игры
Выводы по Главе 2
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Выводы по Главе 3
Заключение
Литература
Введение
Глава 1. ИГРА
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Теории происхождения
игры
1.2 Типология
учебных игр
1.3 Условия эффективности
игры как воспитательного
Выводы по Главе
1
Глава 2. РОЛЕВЫЕ
ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА
2.1 Определение
и методическая структура
2.2 Воспитательный
и обучающий потенциал
2.3 Методика практического
использования ролевой игры
Выводы по Главе
2
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА)
3.1 Констатирующий
эксперимент
3.2 Формирующий
эксперимент
3.3 Контрольный
эксперимент
Выводы по Главе
3
Заключение
Литература
Введение
Игра, являясь
простым и близким человеку
способом познания окружающей
действительности, должна быть наиболее
естественным и доступным путем к овладению
теми или иными знаниями, умениями, навыками.
Существующая же необходимость в рациональном
построении, организации и применения
ее в процессе обучения и воспитания требует
более тщательного и детального ее изучения.
Игра –
это уникальный феномен
При изучении
игры исследователь
Игра как
феномен культуры обучает,
Учитывая
тот факт, что интерес является
лучшим стимулом к обучению, необходимо
стараться использовать каждую
возможность, чтобы разгрузить
ребенка посредством игровой
деятельности в процессе обучения языку.
Изучением
данного вопроса занимались
Другого взгляда
придерживаются Л.Б. Беккер, С.И.
Гоздецкая, Е.И. Матецкая, которые
пытаются создать языковую
Однако, несмотря
на то, что технология игрового
обучения достаточно изучена,
в практике школы он
Вот почему
проблема использования
Цель исследования
– концептуальный анализ игры
и игровой деятельности
Объект исследования
– игровые технологии в процессе преподавания
иностранных языков.
Предмет исследования
– игровые технологии, как один
из методов, способствующих
Гипотеза
исследования – формирование познавательного
интереса школьников к изучению иностранных
языков будет более эффективным, если:
- построить
обучение на основе
В связи
с целью и гипотезой были
определены следующие задачи исследования:
- изучить и
проанализировать научно-
- изучить существующие
в практике обучения
- классифицировать
игровые приемы обучения
- экспериментально
проверить эффективность
Для решения
поставленных задач использован комплекс
теоретических и эмпирических методов
исследования.
Теоретические:
анализ и синтез, обобщение и
интерпретация педагогической, психологической,
философской, исторической, культурологической
и методической литературы; социально-педагогический
анализ (анализ программ и учебников, учебно-методических
пособий).
Эмпирические:
методы опроса (беседы, анкетирование,
интервьюирование учащихся); метод
самооценки, педагогический эксперимент,
включенный в учебно-
Методологической
основой исследования являются
основные положения работ
- психологии (Д.Б.
Эльконина, В.С. Мухиной);
- психолингвистики
(Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина,
И.А.Зимней);
- педагогики
(лингводидактики (Н.Д. Гальсковой, А.А.
Деркача); методики преподавания иностранного
языка (И.Л. Бим, И.А. Зимней, А.Н, Утехиной,
А.Н. Леонтьева).
На защиту
выносятся следующие положения:
1. Методическая
система обучения иностранному
языку, построенная с использованием
игровых технологий, обеспечивает эффективное
формирование знаний, умений и навыков
школьников на иностранном языке;
2. Ролевые игры
в процессе преподавания
3.Практическое
использование ролевых игр на
занятиях по иностранному языку.
ГЛАВА 1. ИГРА КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Теории происхождения
игры
Попытки разгадать
тайну происхождения игры
Проблема
игры возникла как слагаемое
проблемы свободного времени и досуга
людей в силу тенденций религиозно-социально-
Начало разработки
общей теории игры следует
относить к трудам Шиллера
и Спенсера. Значительный вклад
в развитие данной теории
В отечественной
психологии и педагогике
А.Н. Леонтьев
в работе «Психологические
Только в
игровом действии требуемые операции
могут быть заменены другими операциями,
а его предметные условия - другими предметными
условиями, причем содержание самого действия
сохраняется». [C.148]
Вот несколько
основных подходов к
Теория избытка
нервных сил, компенсаторности возникла
в ХIХ веке, в то время, когда преобладала
точка зрения. Что игра есть явление, замещающее,
компенсирующее активность. Родоначальником
данной теории является английский философ
Спенсер, который считал игру результатом
чрезмерной активности, возможности которой
не могут быть исчерпаны в обычной деятельности.
Согласно Спенсеру, игра значима только
тем, что позволяет высвободить избыток
энергии, присущей животным с высоким
уровнем организации и человеку. Спенсер
утверждает, что игры людей, в том числе
детей есть проявление инстинктов и совершаются
ради этого удовлетворения.[C.57]
Теория инстинктивности,
функции упражнения в игре, предупражнения
инстинктов. В начале века особую
популярность приобрела теория
предупражнения швейцарского ученого
К.Гросса, который считал игру первичной.
Изначальной, какими бы внешними или внутренними
факторами она не вызывалась: избытком
сил, усталостью, стремлением к соперничеству,
подражанию и т.д. Игра, по Гроссу, вечная
школа поведения.[C.169]
Спенсер внес
в понимание игры эволюционный
подход, указав на распространение
игр у животных, инстинктивные
формы которых недостаточны
Гросс стоял
на такой же позиции
Теория рекапитуляции
и антиципации. Американский
Игра, по мнению
сторонников этой теории, помогает
преодолевать инстинкты
Существует
также теория антиципации
Теория функционального
удовольствия, реализации врожденных
влечений фактически является
теорией психоанализа. Авторы данной
теории считают, что скрытые желания
бессознательной сферы в играх имеют преимущественно
эротическую окраску и обнаруживаются
чаще всего в ролевых играх. А. Адлер - австрийский
психиатр и психолог, ученик З. Фрейда,
основатель индивидуальной психологии,
считал источником мотивации стремления
ребенка к самоутверждению как компенсации
возникающего в детстве чувства неполноценности.
Адлер объясняет появление игры и ее своеобразие
как реализацию желаний, которые ребенок
не может осуществить в действительности.
[C.67]
Информация о работе Игра как метод преподавания иностранного языка