Гуманистическая природа учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:36, реферат

Описание работы

Человек представляет собой существо общественное. Его счастье или несчастье определяется не только его личным благополучием, но тем, насколько счастливы или несчастливы окружающие его люди. Учитель является профессионалом, сам род занятия которого всегда связан с высшей ценностью – человеком.

Работа содержит 1 файл

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА УЧИТЕЛЯ.doc

— 597.50 Кб (Скачать)

89. ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Рассмотрим сначала основные дидактические требования, предъявляемые к современному уроку:

– отчетливое формулирование образовательных задач в целом и их элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Установление места в общей системе уроков;

– установление оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока. При этом важно учитывать уровень подготовки и подготовленности учеников;

– прогнозирование уровня усвоения учениками научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на различных его этапах;

– выбор самых рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и проверки, оптимального их воздействия на любом этапе урока, выбор, который обеспечивает познавательную активность, сочетание разных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

– осуществление на уроке всех дидактических принципов;

– сотворение условий успешного учения учащихся. Очень важными являются и психологические требования к уроку.

Психологические цели включают в себя:

1) проектирование развития учеников в изучении конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и итогов, достигнутых в предшествующей работе;

3) предусмотрение некоторых средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учеников.

Стиль урока имеет такие составные моменты: 1)определение содержания и структуры урока по принципам развивающего обучения:

– соотношение нагрузки на память учеников и их мышление;

– установление объема воспроизводящей и творческой деятельности учеников;

– планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т. п.) и в процессе самостоятельного поиска;

– выполнение учителем и учениками проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

– учет контроля, анализа и оценки деятельности учеников, которые осуществляются учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

– соотношение побуждения учеников к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т. д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т. п.);

2) особенности самоорганизации учителя:

– подготовка к уроку и основное – осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее реализации;

– рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе;

– педагогический такт (случаи проявления);

– психологический климат на уроках (установление атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся представляет собой:

1) определение мер для предоставления условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся;

2) организация работы мышления и воображения учеников при формировании новых знаний и умений;

3) закрепление результатов работы.

90. ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ

Прием воспитания является составной частью метода. Это только звено воспитательного процесса, одноактное действие. Так например, метод поощрения состоит из таких приемов: одобрение, похвала, благодарность, награда. В состав метода убеждения входят внушение, разъяснение, беседа. Метод наказания включает такие приемы, как замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор.

Приемом педагогического воздействия называют способ организации определенной педагогической ситуации, когда на основе имеющихся закономерностей у учеников появляются новые мысли и чувства, которые побуждают их к положительным поступкам и преодолению своих недостатков. Данные приемы воспитания можно разделить на две группы.

1. Приемы, которые корректируют поведение, воодушевляют учеников, – радость, благодарность. К ним относится созидающая группа приемов, так как они могут способствовать развитию новых положительных качеств и сдерживают негативные начала в ребенке. Они зарождают новые мысли и чувства, другие мотивы поведения одерживают победу над недостатками и являются ведущими в поведении учеников. Среди таких приемов можно выделить убеждение, поощрение, проявление огорчения, просьбу, внимание, заботу, показ умений, побуждение гуманных чувств, моральную поддержку и укрепление веры в силы ребенка, организацию успеха в учебе, доверие, вовлечение в интересную деятельность, нравственные упражнения, авансирование личности и т. п.

2. Приемы, которые помогают исправить поведение, активизируя отрицательные чувства ребенка – стыд, раскаяние и др. О действенности подобных методов говорит русская народная мудрость: «Детей наказывают стыдом, а не кнутом». Такие приемы называются тормозящими, так как они содействуют преодолению отрицательных качеств и расчищают почву для развития положительных. На основе негативных чувств у школьников появляется желание воздержаться от неблаговидных поступков.

Формами воспитания принято называть способы организации воспитательного процесса, способы целенаправленной организации коллективной и индивидуальной деятельности учеников. Применяют и термины «воспитательное мероприятие», «организационные формы воспитания». Мероприятием принято называть организованное действие коллектива, которое направлено на достижение определенных воспитательных целей.

При коллективном планировании, подготовке и проведении мероприятий появляется обстановка сотворчества, что содействует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений. Мероприятие осуществляется как целенаправленное взаимодействие педагога-воспитателя с любым из учеников, учебным коллективом в целом, которое направлено на решение определенных воспитательных задач.

В литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы не существует. Самой распространенной является классификация организационных форм воспитания по тому, как организованы учащиеся: массовая формы (участие всего класса), кружковая, групповая, индивидуальная.

Опытные педагоги стремятся применять многообразие форм воспитания.

 



Информация о работе Гуманистическая природа учителя