Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:36, реферат
Человек представляет собой существо общественное. Его счастье или несчастье определяется не только его личным благополучием, но тем, насколько счастливы или несчастливы окружающие его люди. Учитель является профессионалом, сам род занятия которого всегда связан с высшей ценностью – человеком.
Да что там говорить о рыцарях, когда даже многие короли того времени были не обучены грамоте. Но в дальнейшем для того, чтобы феодалы имели возможность занимать высокие должности, им требовалась общеобразовательная подготовка.
Так как в любой исторический период создавались свои характерные принципы и подходы к системе воспитания, можно с уверенностью рассматривать и педагогику феодального общества.
В эпоху феодализма было успешно забыто античное учение о полном и всестороннем развитии человека. В это время в соответствии с главной идеей того времени господствующую роль стало занимать нравоучение о религиозном воздержании и умерщвлении плоти в качестве поддержания божественного благочестия.
Учение о всестороннем развитии человека как главной задаче воспитательной системы было вновь выдвинуто в эпоху Возрождения в XIV–XVI вв. Однако это учение было создано для избавления людей от идейных и политических оков феодализма. Первыми создателями этой идеи были Томас Мор и Томмазо Кампанелла, главной целью которых было основание нового общества; они рассматривали задачу всестороннего развития как объединение образования с производительным трудом. В дальнейшем их идею развивали их более поздние последователи.
Далее педагогическая мысль формировалась в работах философов эпохи Возрождения во время становления буржуазного общества.
Педагогические идеи проявлялись как в философскихтрудах, так и в трудах теологии и художественной литературы.
Главными действующими лицами того времени были итальянский гуманист Витторино да Фельтре, испанский философ Хуан Вивес, нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский, французский писатель Франсуа Рабле, французский философ Мишель Монтень и многие другие. Они разрабатывали много педагогических идей, критиковали средневековую схоластику, требовали гуманного отношения к детям и боролись за избавление человека от феодальных оков и притеснений религиозного аскетизма.
53. ПЕДАГОГИКА XVIII в
В истории западно-европейской буржуазной педагогики часто встречаются имена знаменитых людей, таких как: чех Ян Амос Коменский, англичанин Джон Локк, француз Жан Жак Руссо, швейцарец Генрих Песталоцци, германцы Иоганн Гербарт и Адольф Дистерверг.
В собственном труде «Мысли о воспитании» Джон Локк требовал обращать большое внимание на психологические основы воспитания и моральное формирование личности. Он не признавал присутствие у детей врожденных качеств. Джон Локк сравнивал детей с чистым листом, на котором можно написать все что угодно, указывая тем самым на то, что воспитание занимает важное место в воспитании детей. В собственной теории воспитания Локк говорил о том, что если ребенок не получает от общественных условий нужных ему идей и впечатлений, то необходимо менять их, нужно формировать физически и духовно сильного человека, приобретающего познания, которые полезны обществу. Он также говорил о том, что добро доставляет продолжительное удовольствие и уменьшает страдания. По его воспитательной теории моральное добро – это добровольное подчинение людской воли законам природы и общества, т. е. истинной основе морали, а согласие между личными и общественными интересами можно завоевывать при благоразумном и благочестивом поведении.
Руссо же, наоборот, приписывал детям природное совершенство, а воспитание, в свою очередь, приравнивал к помехе развития детского совершенства. По его теории детям нужно давать полную свободу в их действиях, приспосабливаясь к ним и их наклонно стям и увлечениям. Идеи Руссо были основой теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке. Из теории «свободного воспитания» следовало, что воспитание должно быть связано только с интересами и желаниями детей и этим содействовать их развитию.
Жан Жак Руссо представил свои педагогические взгляды в книге «Эмиль, или О воспитании», в которой он критиковал характер обучения, при котором ребенок был оторван от жизни, и предлагал обучать ребенка только тому, что для него интересно, вследствие чего ребенок бы сам включался в процесс обучения и самовоспитания. Руссо настаивал на самостоятельном развитии мышления у детей. Он настаивал на связи обучения с жизнью и личным опытом ребенка и при этом обращал большое внимание на трудовое воспитание личности.
Педагогические принципы Жан Жака Руссо
1. Содержание и методика обучения должны содействовать вырабатыванию самодеятельности и инициативности ученика. Ученик на протяжении всего процесса обучения должен быть в роли исследователя, открывающего научные истины.
2. Знания нужно приобретать не из книг, а из жизненного опыта. Книжный характер обучения, несвязанность с жизнью и практикой недопустимы и губительны.
3. Обучение – это не то, что должно проходить для всех по одной программе, любой ребенок должен иметь право учить то, что ему интересно, при этом ребенок будет инициативен в развитии и обучении.
4. В процессе обучения нужно развивать у детей их наблюдательность, активность, самостоятельность через прямой контакт с жизнью, природой, практикой.
54. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПЕДАГОГИКИ XIX в
При дальнейшем развитии идеи Руссо приобрели практическую реализацию в работах швейцарского педагога Генриха Песталоцци, утверждающего о том, что цель обучения – это формирование человечности, согласованное развитие всех сил и способностей человека. По его мнению, воспитание должно носить природосообразный характер, т. е. оно должно развивать свойственные человеку духовные и физические силы в соответствии с присущей ребенку наклонностью к всесторонней деятельности. Песталоцци входит в число первых родоначальников дидактики начального обучения. Его тория начального образования состоит из умственного, нравственного, физического и трудового воспитания. Это образование происходит при тесном взаимодействии для получения в результате гармонично развитого человека. Песта-лоцци создал технологию обучения детей счету, речи, расширил примитивные сведения обучения, добавив сведения из геометрии, географии, рисование, пение с гимнастикой.
В своих сочинениях Песталоцци предлагал идеи о гуманном воспитании, благосклонном отношении к детям, развитии у них сочувствия и сострадательности в качестве базы их нравственного развития. На практике Песталоцци старался связать обучение и воспитание детей с организацией их несложного труда, при этом он применял воспитательную роль детского сообщества, названного затем воспитательным коллективом, для нравственного формирования своих подопечных.
Педагогические принципы по Г. Песталоцци
1. Любое обучение должно опираться на наблюдения и опыты, и только после этого должны строиться выводы и обобщения.
2. Процесс обучения должен быть создан в форме постепенного перехода от частного к общему.
3. Началом любого обучения является наглядность. Если не использовать принцип наглядности в практике, то сложно получить у детей верные суждения, развитие мышления и речи.
4. Нужно вести борьбу с вербализмом, словесной рассудочностью.
5. Обучение одновременно должно содействовать накоплению знаний и одновременно вырабатывать умственные способности и мышление человека.
Не последнюю роль в процессе создания педагогических начал воспитания исполнил Иоган Гербарт, однако в некоторых местах идеи имели консервативный характер. Консерватизм проявлялся в его мнении, что нужно подавлять в детях «дикую резвость», применяя для достижения этой цели физические наказания, а также выполнять постоянный контроль над их поведением и фиксировать их провинности в особый журнал (кондуит).
Немецкий педагог Адольф Дистерверг создавал свою педагогическую концепцию с прогрессивно-демократических позиций. Он предлагал активизацию учебной деятельности у учащихся и усиление роли их самостоятельной работы.
Дистерверг был последователем Песталоцци и основами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.
Природосообразность, с его точки зрения, – это выявление природных задатков ребенка с учетом заложенного в нем стремления к развитию. Принцип куль-туросообразности говорил об учете воспитанием не только природы ребенка, но уровня культуры времени и страны. Дистерверг считал самодеятельность фактором, обусловливающим личность человека. Он сформулировал 33 закона и правила о развивающем обучении.
55. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ
В российской педагогике наиболее энергично создавались идеи воспитания. Однако стоит оговориться, что в России с незапамятных времен создавались школы. До сих пор хранится информация о создании учебного заведения для 300 детей в городе Новгороде в 1030 г.
Чрезвычайно продуктивной была теоретическая и практическая деятельность воспитателя из Белоруссии Симеона Полоцкого(1629–1680) в области педагогики. В 1667 г. Полоцкому было поручено воспитывать царских детей, он обучал царевичей Алексея, Федора, а также царевну Софью. Под его присмотром воспитывался также Петр I.
Симеон Полоцкий разработал программу создания Славяно-греко-латинской академии, открытие которой состоялось в 1687 г., но, к сожалению, уже после его смерти. Эта академия существенно увеличила роль высшего образования в Российском государстве. Полоцкий полагал, что центральными факторами воспитания выступают не только пример родителей и учителей, но и окружающая среда. Полоцкий был категорически против концепции о «врожденных идеях», по которым как бы обусловливается воспитание детей. Он считал, что большое значение должно иметь воспитание, которое, с его точки зрения, должно быть направлено на вырабатывание чувств и разума человека.
Одну из главных ролей в развитии российской педагогической идеи сыграл М.В. Ломоносов (1711 – 1765). Он разработал большое количество учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую грамматику» (1755) и т. д.
Также большой вклад в российскую педагогику внес Н.И. Новиков (1744–1818), который начал печатать первый журнал в России «Детское чтение для сердца и разума», а в просветительских целях вел борьбу с крепостничеством. Новиков предполагал, что при обучении у детей следует воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. В своей заметке «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Н.И. Новиков в первый раз в русской педагогической литературе обозначил педагогику как науку.
С XVIII в. возникает профессиональная подготовка преподавателей. Например, в 1732 г. в городе Штеттин в Германии появляется одна из первых учительских семинарий. В России в 1779 г. формируется педагогическая, или, по-другому, учительская, семинария при Московском университете, и после этого с 1804 г. последовало появление педагогических институтов в России. В связи с этим появляется необходимость преподавания педагогики в качестве особой научной дисциплины, затем в 1840 г. в Главном педагогическом институте появляется кафедра педагогики.
Своеобразные педагогические идеи предлагал писатель и педагог Л.Н. Толстой, который в собственном имении Ясная Поляна сформировал начальную школу для крестьянских детей и воплощал в жизнь в процессе обучения свои мысли и методы воспитания. Немалую заинтересованность он проявлял при формировании творческой самостоятельности детей. Толстой старался воплотить в жизнь теорию о «свободном воспитании», так же он разработал первый учебник для начальной школы «Азбука».
56. ПЕДАГОГИ-НОВАТОРЫ
В конце 70 – начале 80-х гг. в общественно-педагогической жизни появился большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. Они выступали под девизом «Творчество учителя – творчество ученика». Заинтересованность собственным предметом, способность провести урок со стопроцентным участием учеников, умение любить и уважать личность ученика с самых первых дней его нахождения в школе – это признаки истинного учителя, педагога.
В 1979 г. издательство «Педагогика» впервые начало печатать серию книг «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В первых книгах этой серии был опубликован педагогический опыт таких педагогов, как С.И. Лысенкова, Ш. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин.
Педагоги-новаторы развивают такое направление в педагогике, как педагогика сотрудничества. Педагогика сотрудничества строится на воспитательном подходе к обучению, который учит о том, что следует определять ребенка не по его знаниям, а определение ребенка должно исходить от его отношения к людям, к труду, моральным ценностям и качествам.
Шаталов разработал такой индивидуальный подход, который охватывает единовременно всех учеников. Этот подход заключается в создании атмосферы увлеченной и творческой работы.
Индивидуальный подход рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллективной работы. Шаталов был сторонником освобождения детей от недостойного страха перед двойкой. Он говорил, что надо вселять в них оптимизм, предоставлять возможность почувствовать свой успех в учебе. Для достижения этих целей Шаталов делал следующее: он объяснял материал предельно четко, логично, применяя наглядные блок-схемы, показывающие логические связи изучаемого материала, при ответе ученики опираются на блок-схему, на дом даются первоначально задачи, аналогичные тем, что давались на уроке. Результатом является то, что даже «слабые», но стремящиеся учиться дети достигают успеха. Далее с овладением материала ученики могут сами творчески выбирать задания из предложенных вариантов, дети могут сами находить творческие решения, во время проверки исправляются ошибки, однако оценки не ставятся. Знания проверяются после изучения темы всеми учениками.
Шаталов считал, что ключевые методические инструменты педагога – это участие, осознание внутреннего мира ребенка, его волнений, сомнений, слабостей.
Персональное влияние на личность ребенка посредством работающего, творящего коллектива свойственно многим педагогам-новаторам. Учитель И.П. Волков, преподающий труд и черчение, полагал, что при развитии стремлений и способностей ученикам нужно испытать себя в разнообразных видах деятельности. Он создал «свободную мастерскую», в которой были собраны разнообразные инструменты и материалы. Любой ученик мог выбрать дело по своему усмотрению, при этом учитель не ограничивал его инициативы. Существовало только одно правило: «Научился сам, научи товарища».
В процессе своей работы педагоги-новаторы пытались преодолеть необщительность школьного классного мира и несвязанность обучения с жизнью. Учитель Е.И. Ильин предлагал сделать уроки литературы уроками человековедения.
Идеи, которые предлагают педагоги-новаторы, дают практическую пользу в процессе обучения.