Гуманистическая природа учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:36, реферат

Описание работы

Человек представляет собой существо общественное. Его счастье или несчастье определяется не только его личным благополучием, но тем, насколько счастливы или несчастливы окружающие его люди. Учитель является профессионалом, сам род занятия которого всегда связан с высшей ценностью – человеком.

Работа содержит 1 файл

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА УЧИТЕЛЯ.doc

— 597.50 Кб (Скачать)

Главные принципы деятельности преподавателя охватывают выполнение нескольких видов функций – обучающую, организаторскую, воспитательную и исследовательскую. Все эти функции не могут ярко выражаться в одном человеке, они выражаются по одной, хотя у некоторых педагогов какая-то одна преобладает над другими.

Например, всех преподавателей вузов можно, хоть и условно, поделить на 3 группы:

1) преподаватели с преобладанием педагогической направленности, а это около 2/5 из всех преподавателей;

2) преподаватели с доминированием исследовательской направленности – около 1/5 от общего числа;

3) преподаватели с одинаковой выраженностью педагогической и исследовательской ориентированности – чуть более 1/З из всех.

В работе педагога его профессионализм проявляется в умении видеть и вырабатывать педагогические цели на основе разбора педагогических ситуаций и отыскивать наилучшие методы их решения. Существует огромное количество ситуаций, описать их все невозможно, поэтому для педагога важной характеристикой оказывается творческий характер.

48. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В педагогических способностях можно выделить такие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Гностический компонент представляет собой основу профессиональной деятельности педагога, а также определенные свойства, которые влияют на результативность познавательной деятельности. К этим свойствам относятся умение создавать и проверять предположения и критически давать оценку полученным результатам. Система знаний состоит из мировоззренческого, общекультурного уровня, а также уровня специальных значений. Общекультурные знания – это познания в области искусства и литературы, компетентность и умение понимать в проблемах религии, экологии, права, политики, экономики и социальной жизни. Неразвитость этих знаний ведет к односторонности личности, а также ограничивает возможности воспитания учащихся.

Специальные знания состоят из знания предмета, а также педагогики, психологии, методики преподавания.

Главной частью гностического компонента являются знания и умения, определяющие саму познавательную деятельность, или деятельность по получению новых знаний.

Исходя из того что гностические способности представляют собой базу деятельности преподавателя, то важными в достижении высокого уровня мастерства являются конструктивные и проектировочные способности. От этих способностей зависит эффективность применения других знаний, которые могут как остаться «мертвым грузом», так и активно подсоединиться (обслуживанию видов педагогической работы. Психологическим способом реализации этих способностей является мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса.

Проектировочные способности обеспечиваюттенденцию педагогической деятельности и выражаются в способности понимать конечную цель, при разработке курса учитывать место в учебном плане и находить связи с другим дисциплинами и т. п. Эти способности формируются с возрастом и стажем.

Конструктивные способности помогают выполнению тактических целей: построения курса, подбора содержания для некоторых разделов, выбора форм проведения занятий и т. д. С этими проблемами воспитательно-образовательного процесса сталкивается любой педагог-практик.

Организаторские способности предназначаются как для организации самого процесса обучения, так и для самоорганизации дела преподавателя. Доказано, что организаторские способности понижаются с возрастом, в отличие от гностических и конструктивных.

Общение педагога – это не только передача знаний, но и функция возбуждения интереса, побуждения к коллективной деятельности и т. п.

Преподаватели должны быть не только носителями и передатчиками научной информации, но и организаторами познавательной деятельности учащихся. В педагоге должны сочетаться следующие типы профессиональных знаний: методологические, теоретические, методические и технологические знания. Также педагог должен обладать такими профессиональными умениями, как пояснительные, организаторские, коммуникативные, умения владения педагогическими техниками, определения цели, рассмотрения и самоанализа, воспитательной работы.

Также выделяются три уровня педагогической культуры: профессионально-адаптивный и профессионально-творческий, репродуктивный.

49. ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА

Педагогическая профессия является одной из профессий типа «человек – человек». Данный тип профессий определяется некоторыми качествами человека: устойчиво хорошее самочувствие при работе с людьми; потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека; способность мгновенно понимать намерения, помыслы, настроение других людей; возможность быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способность хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах разных людей и т. д.

По мнению Е.А. Климова, человеку такой профессиональной схемы присущи следующие качества:

1) умение руководить, учить, воспитывать;

2) умение слушать и выслушивать;

3) широкий кругозор;

4) речевая (коммуникативная) культура;

5) наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или возможность мысленно представлять именно его внутренний мир;

6) проектировочный подход к человеку, который основан на уверенности, что человек всегда может быть лучше;

7) способность к сопереживанию;

8) наблюдательность;

9) глубокая уверенность в правильности идеи служения народу в целом;

10) решение нестандартных ситуаций;

11) высокая степень саморегуляции. Существуют и противопоказания к выбору профессий этого типа. К ним относятся дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость человека, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, нерасторопность, ненужная медлительность, равнодушие к человеку.

Еще в начале ХХ в. П.Ф. Каптерев определил и объективные и субъективные факторы, которые нужны для педагогической деятельности, наметил их иерархию.

П.Ф. Каптерев считал, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Он определил главные показатели: «Первое свойство объективного характера заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом – в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве».

П.Ф. Каптерев выделял и необходимые личностные нравственно-волевые свойства учителя, среди которых беспристрастность(объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям. Однако стоит отметить, что любовь к детям и юношеству следует отличать от любви к учительской профессии. Человек может очень любить детей, глубоко симпатизировать юношеству, но при этом быть не расположенным к учительской деятельности; возможна и другая ситуация, когда человек настроен на учительскую деятельность, предпочитает ее даже другим, но не питает никакого расположения ни к детям, ни к юношеству. Ясно, что только объединение настоящей любви и к учащимся, и к профессии обеспечивает профессионализм учителя.

50. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА И ТИПЫ ПЕДАГОГОВ

Главной из основных профессиональных значимых качеств педагога является его личностная направленность. Предпочтение основных стратегий деятельности задает три типа тенденции:

1) подлинно педагогическую;

2) формально педагогическую;

3) ложно педагогическую.

Только первый тип направленности благотворен для получения высоких результатов в работе педагога.

Основным мотивом поистине педагогической направленности является интерес к содержанию самой деятельности педагога.

Л. Фестингер классифицирует учителей с учетом их суждений о результативности учащихся. Он считает, что существуют два вида заключений о результативности:

1) заключение о достижениях на основе сопоставления результатов с прежними достижениями (индивидуальная относительная норма);

2) заключение о достижениях при сравнении достигнутого результата человека с соответствующими результатами других людей (социальная относительная норма, критерий различий).

В первом случае сравнение осуществляется в определенной временной перспективе развития человека; во втором – при сравнении результата по отношению к результатам других людей, при этом часто в определенном временном периоде.

Результаты эмпирических наблюдений подтверждают наличие различий в стратегиях и тактиках учителей, которые ориентированы на «развитие» и на «результативность» школьников.

Учителя, которые стремятся к «развитию», довольно часто обращают внимание на изменчивые факторы учебных достижений; учителя, стремящиеся к «результативности», больше уделяют внимание устойчивым факторам достижения в учебе. Исходя из этого учителя, которые ориентированы на «результативность», считают возможным производить длительные прогнозы школьной успеваемости и будущей профессиональной карьеры школьников. Учителя, которые ориентированы на «развитие» и на «результативность», по-разному подкрепляют успех ученика.

Учителя, направленные на «результативность», хвалят школьников, показатели которых превосходят средние, даже при условии снижения их успеваемости. Педагоги, которые стремятся к «развитию», в подобной ситуации порицают таких учеников. При этом только последние реагируют похвалой на чуть заметные успехи своих учеников. Также они позитивно подкрепляют и оказывают помощь ученикам в учебной деятельности. В противоположность этому учителя, которые направлены на «результативность», хвалят или ругают тогда, когда учебный результат уже получен.

Существование в каждой выборке учителей двух крайних типов преподавателей было подтверждено данными исследований Д. Райиса. Он обозначил данные типы как тип Х и тип У.

Тип Х направлен прежде всего на развитие личности ребенка, опираясь на эмоциональные и социальные факторы. Такому учителю свойственны непринужденная манера преподавания, индивидуальный подход, искренний, дружеский тон общения.

Тип У стремится только к умственному развитию учащихся. Он строго придерживается содержания изучаемой программы.

Но, несмотря на тип учителя, хороший учитель – это тот, у которого «все дети хотели и могли с помощью учителя хорошо учиться».

51. ПЕДАГОГИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Во времена, когда воспитание стало переходить в самостоятельную функцию общества, люди стали задумываться над синтезированием опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Еще в древности в работах философов Фалеса из Милета, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура и других хранилось много глубоких мыслей, связанных вопросами воспитания. В античной Греции впервые появился термин «педагогика», который затем укрепился в качестве названия науки о воспитании.

Также в Греции берут свое начало и многие другие педагогические понятия и термины, такие как: школа (schole), в переводе «досуг», гимназия (от греч. gymnasion [гимнасий] – школа физического развития, а позже просто средняя школа) и т. п.

Основоположником педагогики в Древней Греции считается Сократ. Он учил своих учеников диалогу, полемике и умению мыслить логически. У Сократа имелся свой метод обучения (метод поиска истины), ключевым моментом в нем была вопросно-ответная система, которая является сутью логического мышления.

Платон, ученик Сократа, читал лекции в собственной школе, которая называлась Платоновской академией. В теории Платона «восторг и познание» были неразделимы, значит, учение должно приносить радость, учитель должен сделать этот процесс приятным и полезным.

Ученик Платона Аристотель создал свою перипатетическую школу (ликей). Аристотель любил прогуливаться со своими учениками во время занятий, отсюда и название («перипатео» – прохаживаюсь (греч.)). Он учил общей культуре человека и много принес педагогике: ввел возрастную периодизацию, полагал, что все должны получать знания одинаково, считал нужным создание государственных школ, а семейное и общественное воспитание считал как нечто неделимое. Аристотель первым сформулировал принципы природосообразности и природолюбия. На сегодняшний день мы боремся за то, чтобы любовь к природе закладывалась с ранних лет, а Аристотель преподавал это еще в древности. Аристотель немалое значение придавал нравственному воспитанию, он считал, что с привычки сквернословить вытекает привычка к плохим деяниям. На воспитание Аристотель смотрел как на некую неделимость духовного, умственного и физического воспитания, однако воспитание физическое должно предшествовать воспитанию интеллектуальному.

Однако в те времена имелся и дугой способ воспитания детей, который был использован в Спарте. Спартанское воспитание предписывало всем детям, которые были старше 7 лет, воспитание не в своей семье, а в строгих ситуациях выживания, разнообразных физических испытаний, а также всевозможных тренировочных битв и побоищ. На протяжении всего процесса воспитания требовали безоговорочного повиновения, а любой проступок влек за собой суровое физическое наказание. При обучении чтению и письму уделяли внимание только самомунеобходимому, все оставшееся обучение сводилось к безоговорочному повиновению, умению побеждать и умению стойко переносить любые трудности.

52. ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Проблемами воспитания в Средние века занимались философы-богословы. Вследствие чего все педагогические идеи того времени приобретали религиозный уклон и были пропиты церковной догматикой.

Большое значение в период феодализма занимало сословие светских феодалов-дворян, однако в духовном развитии общества доминирующее значение имели церковь и религия. Из чего можно сделать вывод, что обучение носило чисто богословский характер. Но обучение детей из разных сословий имело различие по содержанию и характеру, все зависело от феодальной иерархии. Например, дети феодалов приобретали рыцарское воспитание, суть которого сводилась к изучению «семи рыцарских добродетелей», т. е. к умению передвигаться верхом на лошади, метать копье, фехтовать, охотиться, плавать, хорошо играть в шашки и складывать стихи и песни в честь «дамы сердца». Из всего перечисленного можно заметить, что в подготовку рыцарей обучение грамоте не входило, до сих пор сохранились документы, в которых вместо рыцаря ставил подпись какой-либо монах.

Информация о работе Гуманистическая природа учителя