Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:36, реферат
Человек представляет собой существо общественное. Его счастье или несчастье определяется не только его личным благополучием, но тем, насколько счастливы или несчастливы окружающие его люди. Учитель является профессионалом, сам род занятия которого всегда связан с высшей ценностью – человеком.
57. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
При разговоре о специально организованной воспитательной деятельности имеется в виду деятельность с определенным влиянием на развиваемую личность. Поэтому воспитание можно определить как организованное педагогическое воздействие на личность с целью создания у нее назначаемых обществом социальных качеств.
Внешнее воспитательное воздействие может возбуждать у ученика не только положительную, но и отрицательную и нейтральную реакцию. Ясно, что положительное отношение к воспитанию возбуждает у личности активность к работе над собой.
Воспитание – это процесс, направленный на овладение личностью социальным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, общественными и духовными отношениями.
Под закономерностями воспитания понимаются постоянные, повторяющиеся отношения в воспитательном процессе, использование которых помогает получать эффективные результатов в формировании личности.
1. Воспитание в любую эпоху обусловливается потребностями производства и главенствующих классов общества.
2. Цели, методы и содержание воспитания всегда едины.
3. В едином педагогическом процессе обучение и воспитание (в узком смысле) неразрывны.
4. Воспитание личности совершается лишь при введении ее в какой-либо вид деятельности.
5. Воспитание – это стимулирование активности развиваемой личности в совершаемой деятельности.
6. При воспитании одновременно с максимальной требовательностью нужно показывать человечность и уважать личность воспитуемого.
7. При осуществлении воспитания нужно показывать ученикам перспективы их роста, оказывая посильную помощь в достижении радостей успеха.
8. В воспитании нужно находить все позитивные качества учеников с целью использования их в будущем.
9. В процессе воспитания нужно считаться с возрастными и индивидуальными качествами учащихся.
10. Процесс воспитания нужно осуществлять в коллективе и через коллектив.
11. На протяжении процесса воспитания нужно достигать того, чтобы педагогические усилия семьи, преподавателя и общества были согласованы и едины.
12. При воспитании важной является инициация воспитуемого к самовоспитанию.
13. Все требования, предъявляемые ребенку, должны быть сравнимы с его возможностями.
14. Содержание воспитания должно основываться на потребности ребенка, если этого не учитывать, можно столкнуться с инертностью детей.
15. Не стоит требовать большой активности от ребенка, так же как и не стоит самому педагогу быть слишком активным. Одинаковая активность ребенка и педагога дает шанс развиться личности в творческом плане.
16. В процессе воспитания следует проявлять к ребенку любовь, желание помогать ему, умение защищать и понимать его. Лишь при этих условиях ребенок может полноценно развиваться.
17. При организации деятельности ребенка нужно учитывать то, что она практически всегда должна оканчиваться ситуацией успеха, так как позитивное подкрепление является главным условием достижения поставленной цели.
18. Воспитание должно проходить незаметно для наиболее глубокого проникновения педагога в личность ребенка.
Все указанные закономерности воспитания должны являться основой при построении учебно-воспитательной деятельности.
58. СТАНОВЛЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Слово «воспитание» одновременно как связано, так и зависит от понятий «становление», «формирование», «социализация». Социализация – это процесс развития личности при определенных социальных условиях, при котором человек постигает социальный опыт, выборочно включает в свою систему поведения нормы и правила поведения, которые требуются в данной социальной группе. Становление – это термин, показывающий такой уровень развития ребенка, при котором он становится способным независимо жить в обществе и самостоятельно контролировать свое поведение. Нельзя сказать, что личность окончательно состоялась, так как динамика жизни будет влиять на нее до самой смерти. Возникает потребность в понятии, которое бы в более широком и гибком смысле обозначило непрерывность изменения личности под воздействием жизненных и социальных условий. Этим понятием стало «формирование». Формирование личности – это изменение личности при взаимодействии с реальной жизнью, появление физических и социально-психологических качеств у личности.
Результатом правильного воспитания является самовоспитание – способность ребенка быть свободным от влияния взрослых, а собственное «Я» становится объектом самосовершенствования и саморазвития. При воспитании следует побуждать ребенка к самовоспитанию.
С момента рождения ребенок способен развиваться, приобретать опыт. Значит, главные причины развития человека – это самовоспитание, самообучение, самосовершенствование, самообразование.
Самовоспитание – это постижение личностью опыта предыдущих поколений через внутренние духовные моменты, обеспечивающие развитие. Воспитание и самовоспитание нужно рассматривать как две части одного процесса. При самовоспитании личность может самообразовываться.
Самообразование – это процесс изучения опыта поколений, адресованный на собственное развитие. Самообучение – это процесс прямого получения опыта поколений по собственному желанию через выбранные средства.
Во всех вышеизложенных понятиях педагогика изображает внутренний духовный мир личности и ее способности. Воспитание, образование, обучение являются внешними условиями для пробуждения и приведения их в действие.
Самовоспитание реализовывается в процессе самоуправления. Самоуправление основывается на поставленных человеком целях, программах действий, контроле, оценках результатов и самокоррекции.
Самоопределение – это осознанный выбор личностью своего жизненного пути, моральных норм, профессии.
Самопознание, самообладание и самостимулирование являются методами самовоспитания.
Самопознание состоит из самонаблюдения, самоанализа, самооценки, самосравнения.
Самообладание включает в себя самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование основывается на самоутверждении, самоободрении, самопоощрении, самоанализе, самоограничении.
Перевоспитание – это корректировка, добавление и исправление каких-либо качеств или привычки. Потребность в перевоспитании появляется при возникновении у человека качеств, которые не одобряются в человеческом обществе.
В современной педагогике существует принцип принятия ребенка таким, какой он есть, учитывая его индивидуальность, а также принцип опоры на лучшие качества в ребенке.
59. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЗАРУБЕЖНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ВОСПИТАНИЯ
В Европе, Америке, Японии есть большое разнообразие теорий и подходов к воспитанию. В первую группу входят концепции, в которых воспитание считается более или менее жестким руководством учениками, формированием заданных обществом свойств личности. Это можно именовать авторитарной, технократической педагогикой. Воспитательные концепции второй группы можно назвать гуманистической школой. В общем воспитательные системы Запада основывают свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм служат психологической основой большого числа воспитательных концепций Запада.
Основатели технократической авторитарной педагогики учитывают то, что задачей воспитательной системы школы и общества служит формирование «функционального» человека – исполнителя, адаптированного к жизни в существующей общественной системе, подготовленного к осуществлению соответствующих социальных ролей. Например, в США такие роли: гражданин, работник, семьянин, потребитель.
Воспитание стоит строить на рациональной научной основе. При этом программируется поведение людей, управляя его формированием. Советская педагогика старалась строить воспитание как управляемый и контролируемый процесс, пытаясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технократического подхода на Западе тоже находятся на позиции, что формирование и воспитание человека должно быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в подобном подходе есть угроза манипулирования личностью, опасность приобрести в итоге человека-функционера, слепого исполнителя. Воспитание является модификацией поведения, выработкой «правильных» поведенческих навыков. В основе технократической педагогики находится принцип модификации поведения учеников в необходимом направлении.
Модификационная методика предполагает выработку необходимого поведения в различных социальных ситуациях при помощи «подкрепителей»: одобрения или порицания в разных формах. Если модификация поведения становится причиной манипуляции личности, пренебрегает ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе, то это имеет антигуманный характер. Крайним проявлением технократического подхода служит теория и практика психотропного воздействия на учеников и взрослых. Воспитание при помощи фармакологических препаратов противоречит всем нравственным и юридическим нормам.
Бихевиоризм – психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, представляющая собой воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, применении современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм, у истоков которого был видный американский философ и психолог Дж. Уотсон, обогатил науку утверждением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), дополнил ее положением о подкреплении, из-за чего цепочка формирования заданного поведения стала иметь вид «стимул – реакция – подкрепление».
60. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
Принципы представляют собой руководящие положения, которые при разных условиях и обстоятельствах требуют последовательности в действиях.
Принципы воспитания – это исходные и главные требования, на основе которых основывается процесс воспитания, а также его содержание и организация.
Принцип гуманизма в воспитании. Этот принцип требует обычных отношений между учителем и учеником. Здесь ученик – это главная ценность, которая имеет свой внутренний мир, интересы, потребности, способности и особенности.
Принцип культуросообразности. В этот принцип входит вопрос о духовном воспитании.
Религиозность придает педагогике нравственную стабильность, доброту и природосообразность.
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею и всем разумом твоим» (Матфей, 22–37).
Принцип личностного функционирования.
Процесс воспитания владеет множеством видов, каждый из которых имеет собственный смысл. В общем процесс воспитания делится на стихийный (социальный, экономический, географический, культурный) и на организованный (семейный, школьный, клановый, политический).
Принцип субъективного контроля. Субъективный контроль применяется в психологии личности при определении способностей человека. Существуют уровни контроля экстернальный и интернальный. Экстернальный уровень обусловливается объяснением людьми всего происходящего внешними факторами (обстоятельствами и случайностями). При интернальном все случающееся рассматривается как следствие собственных усилий.
Принцип веры в ребенка, или оптимистическая гипотеза. Она выражается в бесконечной вере педагога в возможности каждого ученика, в содействии ребенку при его самоутверждении в жизни.
Принцип сотрудничества педагога с детьми.
Этот принцип учит о том, что нужно привлекать детей к общему труду и самосовершенствованию, которые вызывают у них чувство успеха, развития и движения вперед. Главное – это взаимодействие учителя и учеников при движении детей к заданным целям.
Принцип включения личности в значимую деятельность. Этот принцип делится на несколько групп принципов.
I группа – это группа частных принципов, которые считаются с тенденцией личности, ее моральными качествами, интересами и потребностями.
II группа – принципы социального и профессионального опыта.
III группа – это принцип учета персональных психических процессов.
IV группа частных принципов – учет типологических качеств личности.
Эта классификация создана С.В. Кульневичем. Но существуют и другие.
Принцип трудолюбия. Создан К.Д. Ушинским. Гласит о том, что нужно не просто научить воспитанника любви к труду, но и дать привычку к труду, серьезный труд неизменно тяжел.
Принцип народности. Этот принцип гласит о том, что воспитанию нужно отталкиваться от истинных потребностей народа и закономерностей его формирования. Принцип сформулирован К.Д. Ушинским, и он является объединением личныхустремлений с народной волей.
Демократизм как принцип воспитания. Он был назван В.Н. Сорокой-Росинским. Школа не может находиться в стороне от процесса за обновление общества.
Из принципа воспитания вытекают принципы: ориентации на ценностные отношения и принятия ребенка как данности.
Объединение принципов воспитания придает воспитанию характеристики: философическую, диалогическую и этическую.
61. МЕТОД КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧАЩИХСЯ
Воспитательное действие косвенных методов скрыто, незаметно. Это опосредованное влияние на учеников, их самовоспитание в образованных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.
В демократическом обществе при условии, что школа работает в гуманистической парадигме образования, методы воспитания являются более разнообразными и человечными; они больше развивают личность ребенка, стремятся к ее самореализации, направлены на положительную перспективу и позитивные стимулы; при обучении все меньше используются приказ, внушение, принуждение.
Среди большого числа ситуаций, создаваемых педагогами, можно считать ставшими классическими такие.
Ситуация авансирования доверия (А.С. Макаренко) описывается тем, что доверие предоставляется авансом еще неокрепшей личности, но уже готовой оправдать его. Образуются условия для выражения доверия со стороны других учеников или значимого для ребенка взрослого.