Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:36, реферат
Человек представляет собой существо общественное. Его счастье или несчастье определяется не только его личным благополучием, но тем, насколько счастливы или несчастливы окружающие его люди. Учитель является профессионалом, сам род занятия которого всегда связан с высшей ценностью – человеком.
Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности показывает, что процесс обучения должен совмещать в себе как коллективную, так и индивидуальную формы обучения.
Закономерности обучения представляют собой объективные, немаловажные, стабильные отношения между составными элементами процесса обучения. Однако эти отношения зависимости имеют главным образом вероятностно-статистический характер, т. е. выражаются как тенденция, не во всяком отдельном случае, а в некотором ряде случаев.
Внешние закономерности обучения можно разделить на внешние и внутренние. Внешние показывают взаимосвязь процесса обучения, общественныхусловий, политической, социальной обстановки в стране, культурного уровня и т. д.
Внутренними закономерностями процесса обучения называют отношения между его элементами: целями, содержанием, технологиями, средствами, формами. Можно обозначить несколько закономерностей, которые возникают в процессе обучения при определенных обстоятельствах:
– деятельность педагога носит как обучающий, так и воспитывающий характер. Однако в зависимости от обстоятельств воспитательное воздействие может обладать как большей, так и меньшей силой;
– результат обучения зависит от взаимодействия учителя и ученика, т. е. при насыщенной, осмысленной учебно-познавательной деятельности ученика намного повышается качество обучения;
– при постоянном повторении ранее изученного материала посредством добавления его в ранее пройденный и в новый материалы повышается прочность овладения учебным материалом;
– развитие умений и навыков учащихся зависит от использования поисковых методов, а также проблемного обучения;
– развитие понятий в сознании учащихся зависит от особой познавательной деятельности по выделению немаловажных явлений, по сравнению разнообразных понятий.
71. СУЩНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ И ЕГО СТРУКТУРА
В педагогике обучение имеет такое определение: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков. Но знания невозможно получить или передать, этот процесс происходит при активной деятельности самого обучаемого. Также при малой активности самого учителя ученик не может приобрести познаний и умений. Из этого можно сделать вывод, что связь «педагог – ученик» нельзя назвать связью «передатчик – приемник». При обучении важным является активность и взаимодействие как обучаемого, так и обучающего. Обучение – это процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, при котором у обучаемого формируются определенные знания и умения на базе его собственной активности. Педагог, в свою очередь, создает обстановку для получения максимальной активности обучаемого, указывая, проверяя, предоставляя наиболее необходимые средства и информацию. Обучение выполняет функцию максимального применения знаковых и вещественных средств при развитии у людей способности к деятельности. Обучение представляет собой целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учеников, овладения научными знаниями, умениями и навыками, развития творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
В случае, когда учитель не может инициировать активность учеников при получении знаний, когда он не может стимулировать их процесс учения, обучения как такового не происходит, а ученик всего лишь «просиживает» время на занятиях. Задачи процесса обучения состоят в активизации учебно-познавательной активности учеников; организация их познавательной деятельности по получению научных знаний, умений и навыков; формирование мышления, памяти, творческих способностей; усовершенствование учебных умений и навыков; формирование научного миропонимания и нравственно-эстетической культуры.
Внутренняя структура обучения
В структуре обучения можно определить такие компоненты, как целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный.
При организации обучения педагог должен реали-зовывать такие компоненты, как: постановка целей учебной работы (т. е. развитие потребностей учащихся в получении изучаемого материала); определение содержания материала, который должны изучать учащиеся (т. е. создание учебно-познавательной деятельности по прохождению учащимися нового материала); создание в процессе обучения учащихся эмоционально-положительной обстановки); регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся (оценка результатов и последствий работы учащихся).
Одновременно с этим у учащихся происходит учебно-познавательная деятельность, состоящая из осознания целей и задач обучения; понимания темы нового материала и ключевых вопросов, которые нужно изучить; восприятия, постижения, запоминания материала, применение знаний на практике; проявления максимальных волевых попыток при учебно-познавательной деятельности; самоконтроля и умения исправлять свою учебно-познавательную деятельность.
72. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Принципами называют основные исходные положения определенной теории, науки в целом. Они представляют собой основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы являются основными идеями, следование которым дает возможность наилучшим образом достигать имеющихся педагогических целей.
Покажем педагогические принципы формирования воспитательных отношений.
Принцип природосообразности является одним из старейших педагогических принципов.
Правила осуществления принципа природосооб-разности включают в себя такие: педагогический процесс строить по возрастным и индивидуальным особенностям учеников; знать зоны ближайшего развития, которые определяют возможности учеников, опираться на них в случае организации воспитательных отношений; направлять педагогический процесс на формирование самовоспитания, самообразования, самообучения учеников.
Принцип гуманизации можно рассматривать как принцип социальной защиты растущего человека, как принцип очеловечивания отношений учеников между собой и с учителями, когда педагогический процесс основывается на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.
Принцип целостности, упорядоченности обозначает достижение единства и взаимосвязи всех ингредиентов педагогического процесса.
Принцип демократизации заключается в предоставлении участникам педагогического процесса некоторых свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания.
Принцип культуросообразности заключается в максимальном использовании в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, страны, региона). Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни ученика направлен на осуществление комплексного педагогического процесса, учреждение связей между всеми сферами жизнедеятельности учеников, обеспечение взаимной компенсации, взаимодополнение всех сфер жизнедеятельности.
Принцип профессиональной целесообразности определяет отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей избранной специальности, для формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.
Принцип политехнизма сориентирован на подготовку специалистов и рабочих широкого профиля, используя выявление и изучение инвариантной научной основы, общей для различных наук, технических дисциплин, технологий производства, что позволит учащимся переносить знания и умения из одной области в другую.
Все группы принципов связаны между собой, но при этом каждый принцип имеет свою зону максимального полного осуществления, например для занятий по гуманитарным дисциплинам принцип профессиональной целесообразности нельзя использовать.
Принципы обучения являются основным ориентиром в преподавательской деятельности, мостом, который соединяет теоретические представления с педагогической практикой.
Принципы обучения всегда отражают зависимость между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые ставятся в обучении.
73. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Выделяют следующие педагогические принципы.
1. Развивающее и воспитывающее обучение.
2. Научность и доступность, посильная трудность.
3. Сознательность и творческая активность учеников при руководящей роли преподавателя, т. е. учителя.
4. Наглядность и возможное развитие теоретического мышления.
5. Системность и систематичность процесса обучения.
6. Постепенный переход от обучения к самообразованию.
7. Связь процесса обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности.
8. Крепость результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.
9. Положительный эмоциональный фон обучения.
10. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся.
11. Гуманизация и гуманитаризация обучения.
12. Компьютеризация и автоматизация обучения.
13. Интегративность обучения с учетом межпредметных связей.
14. Инновативность обучения, применение основных современных тенденций.
Самыми важными дидактическими принципами являются такие:
– обучение должно являться научным и иметь мировоззренческую направленность;
– обучение должно характеризоваться проблемностью;
– обучение должно являться наглядным;
– обучение должно являться активным и сознательным;
– обучение должно являться доступным;
– обучение должно являться систематическим и последовательным;
– в процессе обучения в органическом единстве следует осуществлять образование, развитие и воспитание учеников.
В 60-70-е гг. Л.В. Занков определил новые дидактические принципы: обучение должно осуществляться на высоком уровне трудности; в обучении следует соблюдать быстрый темп в прохождении изучаемого материала; преобладающее значение в процессе обучения имеет овладение теоретическими знаниями.
В дидактике высшей школы можно выделить принципы обучения, которые отражают специфические особенности учебного процесса в высшей школе: обеспечение единства в научной и учебной деятельности студентов (И.И. Кобыляцкий), профессиональной направленности (А.В. Барабанщиков), профессиональной мобильности (Ю.В. Киселев, В.А. Лисицын и др.); проблемности (Т.В. Кудрявцев); эмоциональности и мажорности всего процесса обучения (Р.А. Низамов, Ф.И. Науменко).
В настоящее время высказываются теории о выделении группы принципов обучения в высшей школе, которые анализировали бы все существующие принципы:
– ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;
– соответствие содержания вузовского образования ныне существующим и прогнозируемым направлениям развития науки (техники) и производства (технологий);
– наилучшее сочетание общих, групповых и индивидуальных методов в организации учебного процесса в вузе;
– целесообразное использование современных методов и средств обучения на разных этапах подготовки специалистов;
– соответствие итогов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются каждой сферой их профессиональной деятельности; обеспечение их конкурентоспособности.
74. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Понятие «метод» происходит от греческого слова methodos, означающего «путь, способ продвижения к истине».
В педагогической литературе не существует единого мнения по поводу роли и определения понятия «метод обучения». Например, Ю.К. Бабанский писал, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».
Т.А. Ильина считает, что метод обучения – это «способ организации познавательной деятельности учащихся».
В истории сложились различные классификации методов обучения.
Рассмотрим классификацию методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Эта классификация еще в 1965 г. была предложена И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Они считали, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Так как успех обучения в решающей степени определяется направленностью и внутренней активностью учеников, характером их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны являться важным критерием выбора метода. И.Я. Лер-нер и М.Н. Скаткин выделяли пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых увеличивается.
1. Объяснительно-
Ученики получают знания из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и изучая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Данный метод находит широкое применение для передачи большого массива информации.
2. Репродуктивный метод. В него входит применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых имеет алгоритмический характер, т. е. осуществляется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
3. Метод проблемного изложения. Применяя самые разные источники и средства, учитель, прежде чем излагать материал, выдвигает проблему, формулирует познавательную задачу, а потом, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, разные подходы, показывает метод решения поставленной задачи. Ученики как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем данный подход широко применяется.
4. Частично-поисковый, или эвристический, метод. Состоит в организации активного поиска решения выставленных в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач или под руководством учителя, или на основе эвристических программ и указаний. Данный метод, одна из разновидностей которого – эвристическая беседа, – проверенный метод активизации мышления.
5. Исследовательский метод. В результате анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа ученики самостоятельно изучают литературу, источники, проводят наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.
75. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Педагогические средства не сразу стали непременным компонентом педагогического процесса. Очень долго традиционные методы обучения основывались на слове, но «эпоха мела и разговора» кончилась; с увеличением количества информации, технологиза-цией общества появляется необходимость применять технические средства обучения. Педагогические средства представляют собой материальные объекты, которые нужны для организации и осуществления педагогического процесса.