Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:36, реферат
Человек представляет собой существо общественное. Его счастье или несчастье определяется не только его личным благополучием, но тем, насколько счастливы или несчастливы окружающие его люди. Учитель является профессионалом, сам род занятия которого всегда связан с высшей ценностью – человеком.
Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя.
80. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Этапы педагогического общения:
1) прогностический: моделирование учеником общения с группой, потоком при подготовке к педагогической деятельности;
2) начальный период общения: организация прямого общения с аудиторией, группой;
3) управление общением в развивающиеся педагогическом процессе;
4) анализ имеющейся системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности. Покажем содержательные и процессуальные особенности представленных творческих этапов общения.
Первый этап. Во время моделирования общения происходит планирование коммуникативной структуры дальнейшей деятельности, соответственно: а) педагогическим целям и задачам; б) общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории; в) творческой индивидуальности педагога; г) индивидуальным особенностям учащихся; д) предлагаемой группе методов обучения и воспитания.
Все это вместе является опережающей стадией педагогического общения. Данную стадию нужно хорошо продумывать. Методическая и содержательная структура занятий должна влиять на появление эмоционального единства, создание атмосферы общения.
Второй этап. Это начало общения, организация прямого взаимодействия с аудиторией, начало контакта, во многом определяющего успешность последующего развития содержательного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности.
Важными элементами данного этапа являются:
а) конкретизация спланированной модели общения;
б) уточнение условий и строения предстоящего общения;
в) реализация изначальной стадии непосредственного общения.
Третий этап – управление созревающим педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны являться адекватными. Только при таких условиях будет эффективна совместная деятельность учителя и учащихся.
Таким образом, кроме дидактических и методических требований к лекции, есть ряд социально-психологических требований к ней. Представим важнейшие из них.
1. Установление психологического контакта с классом для передачи информации и ее личностного восприятия обучаемыми.
2. Разработка психологически обоснованной партитуры урока, т. е. применение элементов беседы, риторических вопросов, ситуаций размышления и т. п., установление логики в чередовании фактов и обобщений, ярких примеров и теоретического материала.
3. Создание с помощью системы психологических средств обстановки коллективного поиска и совместных раздумий, что очень важно для реализации всех видов проблемного обучения.
4. Управление познавательной деятельностью учащихся.
5. Сочетание делового и личностного аспектов, которые обеспечивают не только информационный строй урока, но и самовыражение личности педагога.
6. Целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений педагога и учащихся, которая осуществляет настрой учащихся на общение с педагогом и вызывает интерес к преподаваемой дисциплине, увеличивает мотивацию обучения за счет социально-психологических резервов.
Четвертый этап. Преподаватель изучает применяемую им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе.
81. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Процесс общения учителя с учениками может складываться в двух крайних вариантах:
1) взаимопонимание, слаженность осуществления учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга;
2) разлад, отчужденность, непонимание и неспособность предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов.
Достижение необходимого результата общения и взаимодействия связано с накоплением и необходимым обобщением информации друг о друге. Оно зависит от степени развития коммуникативных умений учителя, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, «сенсорной остроте» и умению рассматривать репрезентативную систему собеседника, умения слушать, понимать ученика, действовать на него через убеждение, внушение, эмоциональное заражение. Огромную роль играет психолого-педагогическая компетентность учителя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.
Можно определить несколько основных стилей руководства учащимися:
– автократический (самовластный стиль руководства), при котором учитель осуществляет единоличное управление учащимися, не дает им высказывать свои взгляды и критические замечания, последовательно предъявляет к ним требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;
– авторитарный (властный стиль руководства), который допускает возможность для студентов принимать участие в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в итоге принимает преподаватель в соответствии со своими установками;
– демократический стиль, при котором учитель внимателен и учитывает мнения учеников, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение «на равных»;
– игнорирующий стиль, при котором учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учеников, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;
– попустительский, конформный стиль, который проявляется тогда, когда учитель устраняется от руководства учениками либо идет на поводу их желаний;
– непоследовательный, алогичный стиль – учитель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что приводит к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений учителя с учениками, к появлению конфликтных ситуаций.
Важным фактором, который определяет эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Установка представляет собой готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Самому носителю его установки чаще всего представляются абсолютно правильными, поэтому они очень устойчивы и с трудом поддаются изменению через внешние воздействия. Консерватизм и ригидность установок усиливаются с возрастом. Исследователи определяют чаще всего два типа доминирующих установок учителей по отношению к ученикам: позитивную и негативную.
82. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Установлению наилучшего педагогического общения на занятиях способствует использование таких коммуникативных приемов:
– методы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении);
– создание на уроках атмосферы защищенности при общении учеников с преподавателями;
– одобрение, поддержка через придание ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге;
– одобрение практики обращения учеников за помощью к учителю или товарищам;
– поощрение устных ответов по собственной инициативе учеников;
– создание щадящих условий при ответе учеников с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;
– предотвращение действий со стороны отдельных учеников, которые подавляют творческую активность товарищей на занятии.
Рассмотрим приемы оказания коммуникативной поддержки при общении:
– оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в верном построении высказываний;
– пояснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения;
– обучение (прямое и косвенное) коммуникативным приемам, технике выступления и общения;
– положительная критика (если она необходима) поведения студента в диалоге с учителем;
– демонстрирование вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к ученикам, поддержка их стремления к участию в диалоге с учителем;
– оперативное предоставление ученикам возможности «оправдать нетерпение поднятой руки»;
– предоставление ученикам возможности сориентироваться в ситуации, «собраться с мыслями». Приемы инициирования встречной учебно-познавательной активности учеников включают в себя:
– непосредственное побуждение учеников к активному взаимодействию с преподавателем на занятии;
– мотивацию поощрения учеников за проявленную инициативу;
– критику собственных ошибок в качестве показа эталона отношения к ним;
– «игровая провокация» («Что-то Иванов Петя недоверчиво улыбается при твоем ответе. Докажи ему, что ты действительно прав...»).
Главные психолого-педагогические приемы обучения сочетаются в случае оптимального педагогического общения.
В настоящее время нужно произвести переход от информационно-объяснительного обучения учеников к деятельному, развивающему. Важными становятся не только усвоенные в школе знания, но и способы усвоения, мышления и учебной работы, развитие познавательных сил и творческого потенциала учеников. А это может произойти только при условии демократичности методов обучения, раскрепощения учеников, разрушения искусственных барьеров между преподавателями и учениками.
Развивающее обучение является переходом от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил – пересказал» к методу «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – способен оформить свою мысль словами – умею применить полученные знания в жизни».
83. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Немыслимо представить себе любую форму образования или воспитания, не учитывая при этом педагогическое взаимодействие. Таким образом, очень немаловажно рассмотреть основные функции педагогического взаимодействия.
В педагогике принято различать шесть первостепенных функций взаимодействия субъектов педагогического процесса при условии оптимального и благоприятного педагогического общения:
– конструктивная функция, которая представляет собой педагогическое взаимодействие преподавателя и студента, в процессе которого происходит обсуждение и растолкование содержания знаний и практической немаловажности данного предмета;
– организационная функция, которая выступает как организация коллективной, (общей) учебной деятельности преподавателя и студента, взаимной личностной информированности и совместной ответственности за успехи в процессе учебно-воспитательной деятельности;
– коммуникативно-стимулирующая функция, которая представляет собой соединение всевозможных и разнообразных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой и фронтальной), организация взаимопомощи, преследуя при этом такую цель, как педагогическое сотрудничество; введение студентов в курс дела того, что в процессе обучения они должны узнать, понять на занятии и чему они должны научиться и какие навыки должны приобрести;
– информационно-обучающая функция, которая выглядит как представление отношения учебного предмета с производством с целью наиболее правильного и точного миропонимания и ориентированности студента в событиях общественной жизни; маневренность степени информационной емкости учебных занятий и ее всесторонность при сочетании с эмоциональным изложением нового учебного материала, основываясь при этом на наглядно-чувственную сферу студентов;
– эмоционально-корректирующая функция, которая представляет собой осуществление в процессе обучения принципов «открытых перспектив» и «победного» обучения при поведении смены видов учебной деятельности; наличие доверительных взаимоотношений между преподавателем и студентом;
– контрольно-оценочная функция, которая представляет собой налаженность взаимоконтроля учителя и ученика, совместное подведение итогов и оценку с самоконтролем и самооценкой.
Больше всего на практике педагогам встречаются пять причин, которые препятствуют установлению самого благоприятного, подходящего педагогического общения между учителем и обучаемыми:
– преподаватель не считается с индивидуальными особенностями ученика, не понимает его и не стремится к этому;
– ученик не воспринимает всей информации, которую ему дает преподаватель и потому не принимает его как наставника;
– действия преподавателя противоречит причинам и мотивам поведения ученика или сложившейся ситуации;
– преподаватель высокомерен, при этом страдает самолюбие ученика, унижается его достоинство;
– ученик сознательно и упорно не хочет принимать того, что требует от него преподаватель или, что еще серьезнее, – весь окружающий его коллектив.
84. КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С АУДИТОРИЕЙ
Успешное педагогическое общение и взаимодействие учителя с обучаемыми предполагает существование у педагога таких психологических качеств и способностей:
1) интерес к людям и работе с ними, присутствие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
2) возможность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
3) гибкость, оперативно-творческое мышление, которое обеспечивает умение быстро и правильно ориентироваться в изменяющихся условиях общения, быстро изменять речевое действие при различных ситуациях общения, индивидуальных особенностях учеников;
4) способность ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
5) способностьуправлять собой, своим психическим состоянием, телом, голосом, мимикой, способность управлять настроением, чувствами, мыслями, умение снимать мышечные зажимы;
6) способность к неподготовленной коммуникации, т. е. спонтанности;
7) способность прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
8) замечательные вербальные способности: культура, богатый лексический запас, развитость речи, правильный отбор языковых средств;
9) обладание искусством педагогических переживаний, представляющее собой сплав жизненных, естественных переживаний учителя и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учеников в необходимом направлении;
10) умение педагогической импровизации, способность использовать все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).