Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 10:03, курсовая работа
Цель исследования. Теоретически выявить и экспериментально - практически проверить эффективность педагогических условий формирования толерантности у подростков.
Гипотеза исследования. Формирование толерантности у подростков будет более эффективным, если используются методы:
Групповая дискуссия;
Ролевые игры.
Задачи исследования.
Проанализировать педагогическую сущность понятия «толерантность»;
Рассмотреть особенности формирования психологии подростков;
Охарактеризовать методы: групповая дискуссия и ролевая игра;
Разработать опытно – экспериментальную часть по формированию толерантности у учащихся.
Введение …. ..... 3
Глава 1. Педагогическая сущность понятия «толерантность» 6
1.1 Понятие «толерантность» 6
1.2 Принципы воспитания толерантной личности 9
1.3 Содержание воспитания толерантности 13
1.4 Методы воспитания толерантности 15
1.5 Приемы воспитания толерантности 19
Глава 2. Пути формирования толерантности у подростков 20
2.1 Особенности формирования психологии подростков 20
2.1.1 Психологические особенности подростков 20
2.1.2 Подросток как субъект учебной деятельности 21
2.2 Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков 22
2.3 Ролевые игры как средство формирования толерантности у подростков 27
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по проверке условий эффективного формирования качества толерантности у подростков в процессе групповой работы 29
3.1 Констатирующий этап 29
3.2 Формирующий этап 30
3.3 Контрольный этап 32
Заключение 33
Литература 34
Приложения 36
В.А.Сухомлинский
Вопросы для обсуждения:
IV. Вопросы для подведения итогов:
В чем состоит основная проблема всех этих ребят? (Не понимают себя; не могут правильно оценить себя и ситуацию; не видят истинные свои ошибки.)
Что бы вы посоветовали этим ребятам? (Учиться властвовать собой.)
Что значит «властвовать собой»? (Уметь вовремя исправить свои ошибки, уметь высказать свою точку зрения; быть терпимым (толерантным) к другим; уметь всматриваться в других и видеть в них себя; уметь не пропускать мимо сказанное кем-то о вашем поступке помнить то, что большая победа складывается из маленьких побед над собой.)
V. Написание
учащимися творческой работы «Пойми себя»,
в которой необходимо кратко ответить
на главный вопрос встречи: «Что значит
«властвовать собой»?
Приложение 5
Игра
«Слушается дело о
кавказской войне»
Сюжет игры «Слушается дело о кавказской войне» разворачивается как судебный процесс над войной - в нем принимают участие «представители» враждующих сторон в конфликтах на Кавказе XIX и XX вв. Учащиеся 8-го класса пытаются выяснить, как двумя воюющими сторонами могут оцениваться причины кавказских войн, их справедливость или несправедливость, а также возможные последствия. В начале полемики ребята, как правило, занимают наиболее крайние, радикальные позиции. Но знакомство с противоположной точкой зрения, высказываемой их товарищами, заставляет «смягчить» собственные претензии к оппонентам, более «трезво» взглянуть на происходящие события, дать более взвешенную оценку другой стороне, более критично отнестись к себе. Школьники пытаются увидеть в своих «противниках» людей с интересами, желаниями, страхами и надеждами, схожими с их собственными.
Большое
значение имеет факт участия в
игре взрослого. Он может включиться в
игру, превратив моделируемую встречу
культур в проблемный диалог учителя с
классом. Здесь, по договоренности с ребятами,
взрослый может взять на себя особую игровую
ролы занять экстремистскую, нетолерантную,
дискриминационную по отношению к другим
позицию, выдвигая при этом заведомо спорные
и сомнительные аргументы. Этим он провоцирует
подростков на сопротивление, на активный
поиск ими аргументов, развенчивающих
данные установки.
Приложение 6
Некоторые
из тем дискуссий, которые так же, как и
игровые занятия, могут быть встроены
в учебный процесс: «Понятие «национальная
принадлежность» - необходимо ли оно в
современном мире?»; «Маргиналы и люмпены:
общественное отношение и государственная
политика»; «Существует ли фашизм в современной
России?»; «Для кого написан учебник истории
Отечества?».
Информация о работе Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков