Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Теоретически выявить и экспериментально - практически проверить эффективность педагогических условий формирования толерантности у подростков.

Гипотеза исследования. Формирование толерантности у подростков будет более эффективным, если используются методы:

Групповая дискуссия;
Ролевые игры.
Задачи исследования.

Проанализировать педагогическую сущность понятия «толерантность»;
Рассмотреть особенности формирования психологии подростков;
Охарактеризовать методы: групповая дискуссия и ролевая игра;
Разработать опытно – экспериментальную часть по формированию толерантности у учащихся.

Содержание

Введение …. ..... 3
Глава 1. Педагогическая сущность понятия «толерантность» 6
1.1 Понятие «толерантность» 6
1.2 Принципы воспитания толерантной личности 9
1.3 Содержание воспитания толерантности 13
1.4 Методы воспитания толерантности 15
1.5 Приемы воспитания толерантности 19
Глава 2. Пути формирования толерантности у подростков 20
2.1 Особенности формирования психологии подростков 20
2.1.1 Психологические особенности подростков 20
2.1.2 Подросток как субъект учебной деятельности 21
2.2 Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков 22
2.3 Ролевые игры как средство формирования толерантности у подростков 27
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по проверке условий эффективного формирования качества толерантности у подростков в процессе групповой работы 29
3.1 Констатирующий этап 29
3.2 Формирующий этап 30
3.3 Контрольный этап 32
Заключение 33
Литература 34
Приложения 36

Работа содержит 1 файл

КурсоваяНаташа.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

В.А.Сухомлинский

Вопросы для обсуждения:

  • Какой поступок совершил Игорь? 
  • Что он испытал после совершенного поступка?
  • Почему Игорь ничего не смог сказать бабушке?
  • Почему бабушка ничего не ответила мальчику?
  • Что бы вы посоветовали человеку, оказавшемуся в ситуации Игоря?

IV. Вопросы для подведения итогов:

     В чем состоит основная проблема всех этих ребят? (Не понимают себя; не могут правильно оценить себя и ситуацию; не видят истинные свои ошибки.)   

     Что бы вы посоветовали этим ребятам? (Учиться властвовать собой.) 

     Что значит «властвовать собой»? (Уметь вовремя исправить свои ошибки, уметь высказать свою точку зрения; быть терпимым (толерантным) к другим; уметь всматриваться в других и видеть в них себя; уметь не пропускать мимо сказанное кем-то о вашем поступке помнить то, что большая победа складывается из маленьких побед над собой.)

V. Написание учащимися творческой работы «Пойми себя», в которой необходимо кратко ответить на главный вопрос встречи: «Что значит «властвовать собой»?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 

   Приложение 5

   Игра  «Слушается дело о  кавказской войне» 

   Сюжет игры «Слушается дело о кавказской войне» разворачивается как судебный процесс над войной - в нем принимают участие «представители» враждующих сторон в конфликтах на Кавказе XIX и XX вв. Учащиеся 8-го класса пытаются выяснить, как двумя воюющими сторонами могут оцениваться причины кавказских войн, их справедливость или несправедливость, а также возможные последствия. В начале полемики ребята, как правило, занимают наиболее крайние, радикальные позиции. Но знакомство с противоположной точкой зрения, высказываемой их товарищами, заставляет «смягчить» собственные претензии к оппонентам, более «трезво» взглянуть на происходящие события, дать более взвешенную оценку другой стороне, более критично отнестись к себе. Школьники пытаются увидеть в своих «противниках» людей  с  интересами,  желаниями, страхами и надеждами, схожими с их собственными.

   Большое значение имеет факт участия в  игре взрослого. Он может включиться в игру, превратив моделируемую встречу культур в проблемный диалог учителя с классом. Здесь, по договоренности с ребятами, взрослый может взять на себя особую игровую ролы занять экстремистскую, нетолерантную, дискриминационную по отношению к другим позицию, выдвигая при этом заведомо спорные и сомнительные аргументы. Этим он провоцирует подростков на сопротивление, на активный поиск ими аргументов, развенчивающих данные установки.  
 
 
 
 
 

   Приложение 6

   Некоторые из тем дискуссий, которые так же, как и игровые занятия, могут быть встроены в учебный процесс: «Понятие «национальная принадлежность» - необходимо ли оно в современном мире?»; «Маргиналы и люмпены: общественное отношение и государственная политика»; «Существует ли фашизм в современной России?»; «Для кого написан учебник истории Отечества?». 

Информация о работе Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков