Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 10:03, курсовая работа
Цель исследования. Теоретически выявить и экспериментально - практически проверить эффективность педагогических условий формирования толерантности у подростков.
Гипотеза исследования. Формирование толерантности у подростков будет более эффективным, если используются методы:
Групповая дискуссия;
Ролевые игры.
Задачи исследования.
Проанализировать педагогическую сущность понятия «толерантность»;
Рассмотреть особенности формирования психологии подростков;
Охарактеризовать методы: групповая дискуссия и ролевая игра;
Разработать опытно – экспериментальную часть по формированию толерантности у учащихся.
Введение …. ..... 3
Глава 1. Педагогическая сущность понятия «толерантность» 6
1.1 Понятие «толерантность» 6
1.2 Принципы воспитания толерантной личности 9
1.3 Содержание воспитания толерантности 13
1.4 Методы воспитания толерантности 15
1.5 Приемы воспитания толерантности 19
Глава 2. Пути формирования толерантности у подростков 20
2.1 Особенности формирования психологии подростков 20
2.1.1 Психологические особенности подростков 20
2.1.2 Подросток как субъект учебной деятельности 21
2.2 Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков 22
2.3 Ролевые игры как средство формирования толерантности у подростков 27
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по проверке условий эффективного формирования качества толерантности у подростков в процессе групповой работы 29
3.1 Констатирующий этап 29
3.2 Формирующий этап 30
3.3 Контрольный этап 32
Заключение 33
Литература 34
Приложения 36
Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО
Тульский государственный педагогический
университет им. Л. Н. Толстого
Курсовая работа
на тему:
«Групповая дискуссия как средство
формирования
толерантности у подростков»
Содержание
Актуальность темы исследования. В современном мире обостряется количество самых разнообразных по внутреннему содержанию и масштабности противоречий: это межгосударственные, внутригосударственные и многочисленные межличностные противоречия. Все это требует внедрение в общественное сознание на самых различных уровнях стратегий толерантного мышления и деятельности. В связи с этим в общественном сознании и в документах государственного уровня очень часто в последнее время используется термин «толерантность», происходящий от латинского tolerantia – терпимость, взвешенность, снисходительность.
1995 год был объявлен годом толерантности, и Организация Объединенных Наций приняла специальную «Декларацию принципов терпимости», в которой толерантность была провозглашена в качестве ключевого понятия в человеческих взаимоотношениях и в качестве одного из важнейших путей реализации принципов человеческого единения в современном мире, а также путей достижения согласия, начиная от международного уровня и заканчивая уровнем межличностных отношений отдельных людей.
На данный момент, в более чем 30 регионах России активно осуществляется Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе
(2001-2005 годы)», где ученые-педагоги и практики участвуют в апробации новых курсов и общественных проектов по ее реализации.
Одной их основных задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности, способной познавать и творить культуру путем диалога, что требует от всех участников педагогического процесса высокого уровня коммуникативной культуры, основанной на принципах толерантности. Воспитание толерантности в человеческих отношениях, по утверждению Б.С. Гершунского, является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке. Это привело, по мнению В.А. Тишкова, к необходимости создания в отечественной педагогической науке «педагогики толерантности».
Положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни раскрываются в философских трудах P.P. Валитовой, Д.В. Зиновьева, В.М. Золотухина. В.А.Лекторского, М.Л. Мчедлова. Л.В.Скворцова, В.А. Тишкова, М. Уолцера, В.В. Шалина. Разработкой методических программ формирования у школьников толерантного сознания занимаются А.Г. Асмолов, В.В. Беляева, В.В. Глебкин, И.Ф. Дезятова, М.С. Жамкачьян, B.C. Магун, М.М. Магура, Л.А. Наумов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова.
Несмотря на теоретическую и практическую значимость перечисленных исследований, проблема целенаправленного воспитания толерантности подростков в процессе общения требует дополнительного изучения.
Следует отметить, что в подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается. Весь этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития.
Сложность состоит в том, что у детей в этот период происходят значительные изменения в самосознании. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.
По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей.
Проблема исследования. Анализ литературы по проблеме толерантности, позволяет выявить противоречие между значимостью формирования качества толерантности у подростка для последующей адаптации в социальном мире и неразработанностью в целостном, законченном виде соответствующих образовательно-воспитательных технологий.
Тема исследования. Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков.
Объект исследования. Процесс формирования качества толерантности у подростков.
Предмет исследования. Педагогические условия формирования толерантности у подростков.
Цель исследования. Теоретически выявить и экспериментально - практически проверить эффективность педагогических условий формирования толерантности у подростков.
Гипотеза исследования. Формирование толерантности у подростков будет более эффективным, если используются методы:
Задачи исследования.
Методы исследования. В данной курсовой работе мы используем теоретические методы исследования и эмпирические: наблюдение.
Структура
курсовой работы включает в себя введение,
3 главы, заключение, список литературы.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.
Базовые
характеристики толерантности как
социокультурного феномена исследуются
в контексте различных областей
научного знания. Соответственно существуют
специфические определения
Благодаря усилиям ЮНЕСКО, понятие «толерантность» является международно-признанным термином. Толерантность обозначена в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году как
Толерантность
- это то, что делает возможным достижение
мира и ведет
от культуры войны к культуре мира.
Толерантность как морально-нравственное качество способствует гуманным взаимоотношениям, сопереживанию, утверждению существования «Другого» (P.P. Валитова, А.В. Зимбули, В.М. Золотухин, В.А. Лекторский, Ж.Ж.Руссо и др.). Толерантность состоит в добровольном и сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного как внешними свойствами (расовые, национальные особенности), так и внутренними (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения), в настроенности на диалог и понимание Другого, отказе от привилегии первого лица, признании и уважении его права на отличие.
В
социологическом контексте
В психологии толерантность определяется как внутренняя установка личности и коллектива и носит характер добровольного выбора индивидом отношений к людям, к миру и к себе. Толерантность как установка представляет собой когнитивную, эмоционально-волевую и поведенческую готовность индивида, к восприятию, пониманию, осмыслению и взаимодействию с субъектом. Основными компонентами толерантности являются эмпатия и коммуникативная толерантность.
Понятие «толерантность» широко применяется в биологии и в медицине, где связывается с адаптационными процессами организма (Р. Бернет, М. Гашек, П. Медавар). В этом случае ценностное значение толерантности определяется реакцией организма на окружающую среду, которая заключается в снижении чувствительности самого организма, его клеток и тканей к воздействию какого-либо вещества и способствует сохранению гомеостаза.
В
политическом плане толерантность
интерпретируется как готовность власти
допускать инакомыслие в
В
краткой философской
Педагогом Б.З.Вульфовым толерантность понимается как «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни». При этом под процессом воспитания толерантности педагог подразумевает целенаправленную организацию позитивного (преодоления негативного) опыта толерантности, т.е. создание пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря — сосуществования разного.
По
определению академика В.А.
По определению Г. И. Солдатовой, толерантность – это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущении конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с самим собой и окружающим миром [Рыбак].
Анализ литературы показал, что толерантность не означает отказа от собственных взглядов и позиций, а способствует открытому диалогу и заинтересованному отношению к Другому, желание почувствовать ценности и мироощущение Другого. Для нас, в определении толерантности важны такие содержательные моменты этого понятия, как терпение, способность понимать ощущения других людей; дружелюбие, спокойствие, адекватное восприятие; мирная настроенность, являющаяся антиподом агрессивности, злобности и раздражительности, терпимость к различным мнениям, непредубежденность в оценке людей и событий.
Информация о работе Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков