Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 10:03, курсовая работа
Цель исследования. Теоретически выявить и экспериментально - практически проверить эффективность педагогических условий формирования толерантности у подростков.
Гипотеза исследования. Формирование толерантности у подростков будет более эффективным, если используются методы:
Групповая дискуссия;
Ролевые игры.
Задачи исследования.
Проанализировать педагогическую сущность понятия «толерантность»;
Рассмотреть особенности формирования психологии подростков;
Охарактеризовать методы: групповая дискуссия и ролевая игра;
Разработать опытно – экспериментальную часть по формированию толерантности у учащихся.
Введение …. ..... 3
Глава 1. Педагогическая сущность понятия «толерантность» 6
1.1 Понятие «толерантность» 6
1.2 Принципы воспитания толерантной личности 9
1.3 Содержание воспитания толерантности 13
1.4 Методы воспитания толерантности 15
1.5 Приемы воспитания толерантности 19
Глава 2. Пути формирования толерантности у подростков 20
2.1 Особенности формирования психологии подростков 20
2.1.1 Психологические особенности подростков 20
2.1.2 Подросток как субъект учебной деятельности 21
2.2 Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков 22
2.3 Ролевые игры как средство формирования толерантности у подростков 27
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по проверке условий эффективного формирования качества толерантности у подростков в процессе групповой работы 29
3.1 Констатирующий этап 29
3.2 Формирующий этап 30
3.3 Контрольный этап 32
Заключение 33
Литература 34
Приложения 36
Как
правило, подростки довольно оживленно
спорят по поводу каждой фотографии, апеллируя
к особенностям портрета человека. Когда
выяснится, что достоверно определить,
кто есть кто, никому не удалось, можно
задать школьникам несколько вопросов:
«что вы думаете об этом занятии?»; «легко
ли было его выполнять?»; «почему никому
не удалось правильно определить, кто
есть кто?»; «не было ли у кого-либо желания
отказаться от выполнения задания, и если
было, то почему этого не сделали?»; «насколько
объективны ваши оценки других людей?»;
«часто ли вьг оцениваете людей только
по внешним признакам?». В ходе обсуждения
подобных вопросов можно выйти на проблему
соотношения внешнего вида и внутренних
качеств человека, проблему социальных
стереотипов в оценке людей, проблему
корректности вынесения подобных категоричных
оценок. Разговор можно перевести и на
стереотипное восприятие представителей
иных национальностей, религий, субкультур.
Приложение 3
Час общения «Я и Мы»
Учащиеся рассаживаются полукругом, так, чтобы всем было хорошо видно друг друга и ведущего. При входе они получают карточки нескольких цветов, позднее по карточкам они будут объединяться в пары или группы для выполнения задания. Доска оформлена фотографиями разных людей - грустных и веселых, русских и американцев, белокожих и чернокожих и т. д.
Ведущая: Здравствуйте, уважаемые девятиклассники... Здравствуйте - говорят друг другу каждый день миллионы людей на планете. Желая друг другу здоровья и благополучия. Мы подаем при встрече друг другу руку, приподнимаем шляпу... А как еще можно поздороваться с другим человеком?
Ребята предлагают варианты приветствия других людей.
Ведущая: Молодцы! Как приятно, когда люди так замечательно приветствуют друг друга. А скажите, пожалуйста, по каким приметам среди огромного количества живых существ на планете мы находим себе подобных, узнаем человека? Ведь люди, живущие на планете, очень разные. Что же объединяет, «делает человеком» 75-летнего француза, 15-летнюю шотландку, 100-летнего грузина, 5-летнего японца и др.?
Участники сначала называют общие качества человека, затем переходят к более сущностным.
Ведущая: Действительно, людей много объединяет. Но мы и очень разные. И чтобы понимать друг друга, нам. Наверное, нужно время от времени повнимательнее присматриваться друг к другу. Вот сегодня я хочу предложить вам для начала повнимательнее присмотреться к своим одноклассникам. Вы вместе учитесь уже много лет, но хорошо ли вы знаете друг друга?
Проводит игру «Встаньте те, кто...» Ведущая просит встать по сигналу тех, у кого есть та особенность, которую она называет. Затем предлагает ребятам вспомнить, кто и по какому поводу чаще всего вставал. Сначала это могут быть простые, внешние признаки (те, у кого обувь черного цвета, у кого сегодня есть часы), а затем можно перейти к качественным характеристикам (те, кто считает себя добрым, кто может всегда помочь другому).
Ведущая: Вот видите, стоит только захотеть, и о каждом из здесь сидящих можно узнать много нового. Я предлагаю вам сегодня ответить на 5 вопросов. Ответив на них, мы поймем, насколько хорошо мы можем понимать других людей.
Ведущая проводит тренинг по 5 вопросам и комментирует ход упражнений.
Ведущая: Ну что же, дорогие друзья! Наше занятие подходит к завершению. Я очень надеюсь, что наш разговор вам был сегодня интересен. Я думаю, вы все согласитесь, что каждому человеку очень важно знать и понимать всех, кто его окружает, но не менее важно - человеку знать самого себя. Я хочу попросить вас в завершение нашей игры нарисовать свой портрет. И не обязательно в нем детальное сходство. Пусть он выражает вашу внутреннюю сущность, то, как вы себя сами воспринимаете.
Участники
рисуют, затем устраивается
выставка «Я во мне».
Приложение 4
Классный
час «Учись властвовать
собой»
Цель: формирование толерантности к себе.
Задачи:
Проведение:
I. Вступительное слово учителя, чтение и анализ стихотворения В.Берестова.
Однажды человек ошибку совершил,
Напуганный, не знал, куда деваться,
И, дорожа спокойствием души,
Поклялся
вообще не ошибаться.
Чтобы не споткнуться, он замедлил шаг,
Чтобы не забыться, спорить не решался,
А собственное мнение прятал так,
Что, собственно, без мнения остался.
Он никому на свете не мешал.
Его встречали вежливой улыбкой.
Ошибок он уже не совершал.
Вся
жизнь его теперь была ошибкой.
Вопросы для обсуждения:
Вывод по этапу: лишь та ошибка является настоящей ошибкой жизни, которая не исправляется?
II. Определение понятий «поступок», «понятие себя», «принятие себя» в ходе дискуссии и рассказа классного руководителя.
Вопросы для дискуссии:
(Часто наши действия не принимаются другими из-за того, что мы не умеем доказывать правильность своих действий. Такое непонимание возможно из-за того, что не умеем общаться, не решаемся заявить о своем взгляде.)
Вывод: взаимодействие с миром во многом зависит от отношения самого себя к себе. Для того чтобы добиться этого, необходимо понимать принимать себя, уважать свое мнение.
Понять себя - узнать свои сильные и слабые стороны, определить, насколько ты готов жить в обществе людей. Человек постоянно сопоставляет себя с другими, изучает их поведение и делает выводы о себе и своих действиях. Однако всегда ли человек делает правильные выводы о себе?
III. Объединение детей в группы и обсуждение предложенных педагогических ситуаций.
Первая
ситуация. Из письма в редакцию
журнала «Я учусь в 5-м классе. Когда мы
учились в начальной школе, наша учительница
Ирина Константиновна требовала, чтобы
все мы были самыми умными и способными,
хорошо учились и были собранными. Она
очень ругала нас за несделанное домашнее
задание, за не принесенные на урок принадлежности.
Я всегда пытался сделать все так, чтобы
она меня не ругала. Остальные ребята тоже
старались, но у них не все получалось.
Вообще у нас в
классе мало «хорошистов» и «отличников».
Почти все ребята часто просили у меня
списать, и я никогда не отказывал. Мы перешли
в 8-й класс, стало больше предметов, и ребята
по-прежнему у меня списывают. Только теперь
они не просят, а требуют. А недавно, когда
я не сделал домашнюю работу по английскому
и
не смог дать списать ее на переменке Кольке,
он меня побил. Я тогда понял, что у меня
не хватает жестокости и наглости. А мама
говорит, что у меня нет самолюбия. Что
мне делать? Я не хочу, чтобы меня все унижали,
я хочу быть жестоким. Леня, ученик 7-8».
Вопросы для обсуждения:
Вторая ситуация. Страничка из дневника Маши Новиковой: «Сегодня я опять блеснула на немецком. А остальные получили по двойке. Так им и надо. Я же говорила им, что немецкий знаю в классе только я. А остальным и с русским, дай Бог, справиться.
А
еще сегодня распределяли роли в
новогодней елке, ну и я, конечно же,
Снегурочка. А кого еще на эту роль выбрать?
Ленка
косу обстригла, Ольга в двойках
погрязла, Полина, Ритка, Светка вообще
не в счет, а у Ульяны здоровый прыщ на
носу. А я же и
красавица, и стихи выразительно
читаю, и вообще…
24
ноября. Ульяна - Снегурка. Фу, противно.
Юлия Федоровна сказала, что Ульяна для
Снегурочки больше подходит, она текст
быстрее выучит и она не так зазнается,
как я.
Это я-то зазнаюсь? Предложили мне быть
гномиком. Ещё чeго, второсортные роли
играть!
Говорила мне Аня из 7-г, нужно к Юлии
Федоровне подлизываться. Да, хитрее
надо быть. Ну, ладно: исправлюсь. Я еще
им покажу «зазнайку».
Вопросы для обсуждения:
Третья ситуация.
Мальчики играли в мяч на лугу. Игорь похвастался:
- Я самый меткий!
Ребята смеялись:
- Игорь, ты хвастун.
А Игорю хотелось доказать, что он самый меткий. Он сказал:
- Видите во дворе висит белая сорочка. Брошу мяч и попаду в нее.
Это был двор бабушки Ярины, она жила рядом с Игорем.
Бросил
Игорь мяч, попал в сорочку, и осталось
на ней черное пятно.
Увидала бабушка Ярина, кто бросил мяч. Пошла к маме Игоря, пожаловалась.
Пришел мальчик домой, а мать уже знает об озорстве. Говорит мать Игорю:
- Бабушка старенькая, тяжело ей стирать белье. Постирала она белье, повесила сушить. A ты запачкал. Опять бабушке надо стирать...
Игорь стоит, наклонив голову.
- Подойди к бабушке, попроси прощения, - говорит мама.
Пошел Игорь к бабушке Ярине, подошел к ней, стал и молчит.
- Что ты хочешь сказать, Игорь? – спросила бабушка.
- Мама прислала, чтобы я попросил у вас прощения.
Бабушка молча смотрела на мальчика. Потом вздохнула тяжело, пошла в хату...
Информация о работе Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков