Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 10:03, курсовая работа
Цель исследования. Теоретически выявить и экспериментально - практически проверить эффективность педагогических условий формирования толерантности у подростков.
Гипотеза исследования. Формирование толерантности у подростков будет более эффективным, если используются методы:
Групповая дискуссия;
Ролевые игры.
Задачи исследования.
Проанализировать педагогическую сущность понятия «толерантность»;
Рассмотреть особенности формирования психологии подростков;
Охарактеризовать методы: групповая дискуссия и ролевая игра;
Разработать опытно – экспериментальную часть по формированию толерантности у учащихся.
Введение …. ..... 3
Глава 1. Педагогическая сущность понятия «толерантность» 6
1.1 Понятие «толерантность» 6
1.2 Принципы воспитания толерантной личности 9
1.3 Содержание воспитания толерантности 13
1.4 Методы воспитания толерантности 15
1.5 Приемы воспитания толерантности 19
Глава 2. Пути формирования толерантности у подростков 20
2.1 Особенности формирования психологии подростков 20
2.1.1 Психологические особенности подростков 20
2.1.2 Подросток как субъект учебной деятельности 21
2.2 Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков 22
2.3 Ролевые игры как средство формирования толерантности у подростков 27
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по проверке условий эффективного формирования качества толерантности у подростков в процессе групповой работы 29
3.1 Констатирующий этап 29
3.2 Формирующий этап 30
3.3 Контрольный этап 32
Заключение 33
Литература 34
Приложения 36
Такой
взгляд на толерантность предусматривает
совершенствование
Успешность
решения проблемы воспитания толерантности
зависит от того, как в деятельности
педагогов реализуется ряд
1. Принцип субъективности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции с другими людьми.
Условия реализации данного принципа:
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме.
Условия реализации данного принципа:
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности. раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Условия реализации данного принципа:
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование устойчивой системы отношений школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
Условиями реализации принципа рефлексии поведения являются:
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах.
Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.
Условия реализации данного принцип:
Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:
Изложенные
принципы находят отражение в содержании,
формах, методах и приемах воспитания
толерантной личности.
Содержание воспитания толерантности можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны воспитание толерантности не является самостоятельным направлением, а основывается на принципах всех прогрессивных педагогов, выступающих за права человека в образовательных учреждениях, ненасильственно разрешающих противоречия и конфликты в образовании, не приемлющих различных форм агрессии в организации образовательной среды. С другой стороны, воспитание толерантности может пониматься как самостоятельное направление, которое руководствуется рядом принципов: определение методической базы воспитания толерантности, рассмотрение толерантности как гуманистической ценности, выявление психологических условий ее развития, определение принципов толерантного взаимодействия.
Цель воспитания толерантности состоит в воспитании подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей, бережного отношения ко всему живому, решение конфликтов без использования открытых и скрытных форм насилия, которая достигается решением следующих задач:
1. Воспитание у подростков толерантной позиции:
2. Гуманизация образовательного пространства через внедрение идей толерантности в учебно-воспитательный процесс и толерантное взаимодействие детей и взрослых.
Анализ
литературы показал, что воспитание
толерантности носит
Одним из решающих факторов воспитания толерантности подростка могут являться встречи с иными культурами в специально педагогически организованной для этого среде, привлекательной и ценной для него.
Содержание
воспитания толерантности заключается
в целенаправленной организации позитивного
(преодолении негативного) опыта толерантности,
т.е. создания пространства прямого или
опосредованного взаимодействия с другими
- иными по взглядам или поведению - людьми,
их сообществами, культурами. Поэтому
воспитание толерантности - это, с педагогической
точки зрения, целенаправленная организация
позитивного опыта толерантности, т.е.
целенаправленное создание условий, требующих
взаимодействия с другими. Многообразие
культурного пространства открывает реальную
возможность для успешного воспитания
толерантности подростка.
Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.
В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп.
При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не только понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на отношения между людьми.
Убеждению соответствует самоубеждение - метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.
В
эмоциональной сфере необходимо формировать
характер нравственных переживаний, связанных
с нормами или отклонениями от норм и идеалов:
жалость, сочувствие, доверие, благодарность,
отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд
и др. Воспитание толерантности приносит
плоды только в том случае, если оно происходит
в правильном
эмоциональном тоне, если педагогу удается
сочетать требовательность и доброту.
Методом,
оказывающим влияние на эмоциональную
сферу ребенка, является внушение
и связанные с ним приемы аттракции.
Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Под влиянием внушения могут возникать представления о людях или группах людей, не соответствующие действительности, а также стремление действовать без оценки полученных побуждений и верить источнику информации, не сомневаясь в его надежности. Через внушение в сознание входят стереотипы, создается настроение. Поэтому внушение имеет существенное значение для формирования толерантного отношения к людям. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения (переживания), когда ребенок пытается сам себе внушать ту или иную эмо циональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или сказали родители?».
Информация о работе Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков