Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Теоретически выявить и экспериментально - практически проверить эффективность педагогических условий формирования толерантности у подростков.

Гипотеза исследования. Формирование толерантности у подростков будет более эффективным, если используются методы:

Групповая дискуссия;
Ролевые игры.
Задачи исследования.

Проанализировать педагогическую сущность понятия «толерантность»;
Рассмотреть особенности формирования психологии подростков;
Охарактеризовать методы: групповая дискуссия и ролевая игра;
Разработать опытно – экспериментальную часть по формированию толерантности у учащихся.

Содержание

Введение …. ..... 3
Глава 1. Педагогическая сущность понятия «толерантность» 6
1.1 Понятие «толерантность» 6
1.2 Принципы воспитания толерантной личности 9
1.3 Содержание воспитания толерантности 13
1.4 Методы воспитания толерантности 15
1.5 Приемы воспитания толерантности 19
Глава 2. Пути формирования толерантности у подростков 20
2.1 Особенности формирования психологии подростков 20
2.1.1 Психологические особенности подростков 20
2.1.2 Подросток как субъект учебной деятельности 21
2.2 Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков 22
2.3 Ролевые игры как средство формирования толерантности у подростков 27
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по проверке условий эффективного формирования качества толерантности у подростков в процессе групповой работы 29
3.1 Констатирующий этап 29
3.2 Формирующий этап 30
3.3 Контрольный этап 32
Заключение 33
Литература 34
Приложения 36

Работа содержит 1 файл

КурсоваяНаташа.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

   Такой взгляд на толерантность предусматривает  совершенствование коммуникативных навыков и построение субъект – субъектных отношений. 

    1. Принципы  воспитания толерантной  личности
 

   Успешность  решения проблемы воспитания толерантности  зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов.

   1. Принцип субъективности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции с другими людьми.

   Условия реализации данного  принципа:

  • добровольное включение ребенка в ту или иную деятельность;
  • доверие ребенку в достижении поставленной цели;
  • учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.

     В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих  правилах:

  • нужно опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;
  • в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;
  • педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем, быть толерантным.

    2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме.

    Условия реализации данного  принципа:

  • соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в мире, стране, в ближайшем социуме;
  • обеспечение взаимодействия с семьей, реализация параллельного действия на семью и ребенка;
  • коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации,  в том числе и информации от средств массовых коммуникаций.

     В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих  правилах:

  • процесс воспитания толерантности строится с учетом реалий социальных отношений, учитывая особенности экономики, политики, духовности общества;
  • школа не должна замыкать воспитание ребенка своими стенами, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
  • педагог должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей среды;
  • все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.

     3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности. раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

      Условия реализации данного принципа:

  • мониторинг изменений толерантного сознания в ребенке;
  • выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
  • предоставление возможности школьникам в самостоятельном выборе средств общения со школьниками и сверстниками.

     В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих  правилах:

  • работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на нормы интериоризированные каждым ребенком, и групповые нормы и интересы:
  • успех в воспитании толерантности при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;
  • постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка;
  • осуществляя  выбор  воспитательного  сродства, необходимо пользоваться объективной информацией об учащемся.

    4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование устойчивой системы отношений школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

    Условиями реализации принципа рефлексии поведения являются:

  • стимулирование проведения детьми самоанализа своего отношения к окружающим, сопоставление своих поступков со своими высказываниями;
  • совместный с педагогом анализ решения различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
  • оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях, связанных с отношениями с людьми или группами людей.

     В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

  • проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
  • ребенок должен добиваться успеха в своих отношениях с людьми только на основе осознания необходимости установления этих отношений;
  • нельзя предусмотреть все варианты отношений с людьми, но человеку надо быть готовым к их установлению.

   5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах.

   Создание  толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического  процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.

      Условия реализации данного  принцип:

  • принятие общих правил отношений, единых для всех учащихся, обучающихся в классе;
  • предоставление каждому возможности для самореализации и самовыражения;
  • определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;
  • наличие отношений «ответственной зависимости» (А. С. Макаров) в среде педагогов и учащихся.

     Этот  принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:

  • педагоги и учащиеся, члены одного коллектива, помогают друг другу;
  • каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел;
  • общая цель школы – цель каждого педагога и ученика.

   Изложенные принципы находят отражение в содержании, формах, методах и приемах воспитания толерантной личности. 

    1. Содержание  воспитания толерантности
 

   Содержание  воспитания толерантности можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны воспитание толерантности не является самостоятельным направлением, а основывается на принципах всех прогрессивных педагогов, выступающих за права человека в образовательных учреждениях, ненасильственно разрешающих противоречия и конфликты в образовании, не приемлющих различных форм агрессии в организации образовательной среды. С другой стороны, воспитание толерантности может пониматься как самостоятельное направление, которое руководствуется рядом принципов: определение методической базы воспитания толерантности, рассмотрение толерантности как гуманистической ценности, выявление психологических условий ее развития, определение принципов толерантного взаимодействия.

    Цель  воспитания толерантности состоит  в воспитании подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей, бережного отношения ко всему живому, решение конфликтов без использования открытых и скрытных форм насилия, которая достигается решением следующих задач:

1. Воспитание у подростков толерантной позиции:

  • обучение правам человека, основам демократического  сосуществования, формирование негативного отношения к войне;
  • развитие умений ненасильственно разрешать конфликты посредством способности к терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль) и принятию (понимание, эмпатия) при взаимодействии с «другими», «иным», «чуждым»;
  • воспитание ответственности за свои действия, поступки, словесные выражения;

    2. Гуманизация  образовательного  пространства  через  внедрение  идей толерантности      в      учебно-воспитательный      процесс      и      толерантное взаимодействие детей и взрослых.

   Анализ  литературы показал, что воспитание толерантности носит непрерывный характер и может быть понято лишь в логике качественных изменений человека. Поэтому воспитание толерантности должно опираться на возрастные особенности ребенка (физиологические, психологические, социальные). Толерантность подростка следует рассматривать в динамике ее развития, т.е. не как сложившуюся окончательно, а как проходящую процесс становления в условиях учебного заведения. Модель становления толерантности основана на целостном подходе. Она рассматривается как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности (проявление толерантности в результате стечения обстоятельств) через признание возможности толерантного взаимодействия (проявление толерантности обеспечивается регламентируемыми рамками, нормами, правилами поведения, принятых в обществе) к становлению толерантной позиции.

   Одним из решающих факторов воспитания толерантности подростка могут являться встречи с иными культурами в специально педагогически организованной для этого среде, привлекательной и ценной для него.

   Содержание  воспитания толерантности заключается  в целенаправленной организации позитивного (преодолении негативного) опыта толерантности, т.е. создания пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими - иными по взглядам или поведению - людьми, их сообществами, культурами. Поэтому воспитание толерантности - это, с педагогической точки зрения, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т.е. целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия с другими. Многообразие культурного пространства открывает реальную возможность для успешного воспитания толерантности подростка. 
 
 
 
 

    1. Методы  воспитания толерантности
 

     Методы  воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

     В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп.

     При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не только понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на отношения между людьми.

     Убеждению соответствует самоубеждение - метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

       В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном 
эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту.  
           Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним приемы аттракции.

      Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Под влиянием внушения могут возникать представления о людях или группах людей, не соответствующие действительности, а также стремление действовать без оценки полученных побуждений и верить источнику информации, не сомневаясь в его надежности. Через внушение в сознание входят стереотипы, создается настроение. Поэтому внушение имеет существенное значение для формирования толерантного отношения к людям.                 Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения (переживания), когда ребенок пытается сам себе внушать ту или иную эмо циональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или сказали родители?».

Информация о работе Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков