Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Теоретически выявить и экспериментально - практически проверить эффективность педагогических условий формирования толерантности у подростков.

Гипотеза исследования. Формирование толерантности у подростков будет более эффективным, если используются методы:

Групповая дискуссия;
Ролевые игры.
Задачи исследования.

Проанализировать педагогическую сущность понятия «толерантность»;
Рассмотреть особенности формирования психологии подростков;
Охарактеризовать методы: групповая дискуссия и ролевая игра;
Разработать опытно – экспериментальную часть по формированию толерантности у учащихся.

Содержание

Введение …. ..... 3
Глава 1. Педагогическая сущность понятия «толерантность» 6
1.1 Понятие «толерантность» 6
1.2 Принципы воспитания толерантной личности 9
1.3 Содержание воспитания толерантности 13
1.4 Методы воспитания толерантности 15
1.5 Приемы воспитания толерантности 19
Глава 2. Пути формирования толерантности у подростков 20
2.1 Особенности формирования психологии подростков 20
2.1.1 Психологические особенности подростков 20
2.1.2 Подросток как субъект учебной деятельности 21
2.2 Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков 22
2.3 Ролевые игры как средство формирования толерантности у подростков 27
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по проверке условий эффективного формирования качества толерантности у подростков в процессе групповой работы 29
3.1 Констатирующий этап 29
3.2 Формирующий этап 30
3.3 Контрольный этап 32
Заключение 33
Литература 34
Приложения 36

Работа содержит 1 файл

КурсоваяНаташа.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

     Педагогическая  психология подчеркивает важность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность подростка принципов обучения: его проблематизацию, диалогизацию; индивидуализацию, активно-действенные формы организации усвоения.

     Борьба  за самоутверждение подростка проходит не только в семье, но начинает проявляться в некоторой степени и в школе, в снижении в глазах подростков авторитетности учителей, в появлении тенденций скрытого или открытого противодействия требованиям педагогов. От педагогов требуется гармоничное сочетание требовательности к подросткам и чуткого понимания, авторитарности и демократичности в стиле общения.

     Подросток как субъект учебной деятельности специфичен не только своей мотивацией, позицией, отношением, «Я»-концепцией, но и местом в жизни на отрезке непрерывного, многоступенчатого образования. Он для себя решает, прогнозирует форму продолжения этого образования, в зависимости от этого ориентируясь либо на ценности учения, либо на ценности трудовой деятельности, общественной занятости, межличностного взаимодействия. При ориентации на учение подросток переходит в статус старшего школьника.

2.2 Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков

 

   Основу  диалоговых форм воспитания составляет обмен мнениями, информацией участников педагогического процесса. Диалоговые формы обеспечивают субъективную позицию детей в воспитательном процессе, формируют у них навыки общения, уважительного отношения к людям и их суждениям, толерантность и тактичность во взаимодействии с окружающими, развивают мышление, умения аргументировано высказывать мнение и т. д.

   К диалоговым формам воспитания можно  отнести дискуссию, диспут, дебаты.

   Групповая дискуссия – равноправное обсуждение педагогами и детьми планируемых дел и проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на поставленный вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.

Таблица 1 Сравнительная характеристика обычных разговоров учителя и учеников в дискуссии

Характеристика Обычный разговор Дискуссия
1 2 3
1. Кто больше говорит Педагог две трети времени Дети половину времени или больше
2. Типичное поведение Вопрос - ответ Нет вопросов и  ответов. Смешанный обмен вопросами  и ответами учителей и учеников
3. Обмен фразами Многократный, краткие, быстрые фразы Более медленный, фразы длинные
4. Вопросы Важен не вопрос, а знание учениками ответа Важен смысл  вопроса
5. Ответ Единственный  правильный ответ для всех Правильны самые  разные ответы учеников
6. Оценивание «Правильно/неправильно».Только учителем «Согласен/не согласен».

И учениками  и учителем

     Дискуссия – относительно новая форма взаимодействия в коллективах школ. Дискуссия  рассматривается как постоянная форма взаимодействия, когда в  школе или в классе введена  система коллективного обсуждения всех – больших и малых –  дел и проблем, и ни одно решение не принимается волевым усилием учителя или директора, без обсуждения.

     Без правильной организации дискуссии, где каждый имеет право высказывать  свое мнение, невозможно развивать  детское самоуправление.

     Любая дискуссия имеет в своей основе ряд условий.

     Организационные и содержательные условия:

а). изначально должно быть несколько точек зрения на предмет обсуждения;

б). дискутанты должны вступать в дискуссию с желанием услышать и понять другие доводы, поддержать иные точки зрения, а не только высказывать свои;

в). знание и понимание предмета разговора педагогами и детьми в ходе дискуссии должно развиваться;

г). выдвигаемые  аргументы должны быть обоснованы и  доказательны;

д). участники  дискуссии должны подходить к  ней осмысленно, применяя в ее ходе рефлексию и обдуманно корректируя решение в случае необходимости;

е). решения  принимаются с учетом перспективы  развития группы;

ж). все  участники несут равную ответственность  за выбранное решение.

      Условия открытости:

а). предмет обсуждения должен быть открыт для дискуссии;

б). мышление и восприятие участников должно быть открыто для воздействия и  понимания;

в). дискуссия  открыта для всех аргументов, данных, точек зрения, критики;

г). дискуссия  открыта для всех педагогов и  учащихся, а также для всех, кто желает принять в ней участие, для исключения кого-либо должны быть очень веские причины;

д). время  для дискуссии не ограничено;

е). результат  дискуссии открыт, нельзя заранее  предположить выводы и сводить к  ним обсуждение, также нельзя заранее  предсказать, что результатом должно быть одно решение, их может быть несколько, а может и не быть вовсе;

ж). цели и ход дискуссии открыты, объявляется  только тема;

з). участники  дискуссии свободны в изменении  своего мнения и нахождении общих  точек зрения.

     Условия общения:

а). педагоги и учащиеся должны говорить друг с  другом;

б). они  должны слушать друг друга;

в). они  должны отвечать друг другу;

г). все  участники должны получит ясное  представление о позициях и резонах  друг друга;

д). миролюбие  – соблюдение правил типа «в одно и тоже время говорит один и тот же человек», «не прерывать друг друга», «не ругать без доказательства непонравившиеся доводы или собеседника»;

е). дружелюбие – люди не должны бояться высказывать  честно и открыто свое мнение;

ж). равенство  – каждый из участников имеет равные права и время для высказывания, одобрения и возражений, все мнения равны;

з). уважение – участники должны проявлять  уважение и внимание к каждому, вне  зависимости от мнения, которое он высказал, и поста, который занимает высказывающийся;

и). уважается  только суть высказывания, а не авторитет, на который ссылаются;

к). причины  и доказательства должны быть ясно изложены с тем, чтобы другие их быстро поняли, аргументы должны точно отражать точку зрения и не вызывать двусмысленных  толкований;

л). Доказательство должно быть немногословным, без лишних повторов и примеров;

м). участники  дискуссии свободны в своем обращении  за разъяснениями к любому другому  участнику, дискуссия – это действие со множеством адресатов.

      Для организации дискуссии необходимо запастись терпением. Случается так, что если дискуссия с первого раза не получилась, то учителя эмоционально реагируют на неудачу и прекращают пробы. С первого раза такие взаимоотношения могут вызвать много протестов, причем даже у хороших учеников, которые привыкли к зубрежке и постоянному оцениванию со стороны учителя. Не следует с самого начала полагаться только на детей, ожидая от них большого разнообразия и активности в обсуждении. Необходимо запастись серией вопросов и соблюдать правила.

      Дискуссия может включаться в различные  формы: конференции, классные часы, деловые  игры.

      Некоторые способы организации дискуссии  на тематических классных часах, собраниях.

  1. Возникло несколько точек зрения по обсуждаемой проблеме. Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа отстаивает свою позицию. Дискуссия может завершаться:

    - победой  одной из групп;

    - принятием  общей точки зрения;

    - тем,  что каждая группа остается  при своей точки зрения.

    2. Учащиеся  разбиваются на пары. По каждому  вопросу одна пара высказывает суждение, другая – является оппонентом. Остальные участники выступают в качестве экспертов.

    3. Ведущий  высказывает точку зрения, которая  расходится с точкой зрения  большинства. Участники доказывают  ее ошибочность. 

    4.  Ведущий предлагает для обсуждения проблемную ситуацию. Учащимся предлагается ее проанализировать и найти оптимальный вариант ее решения.

    5. Учащиеся  предлагают свой вариант решения  проблемы, проект программы, плана,  отвечают на вопросы, отстаивают  свои позиции.

   Чтобы повысить активность учащихся, что особенно важно, когда у детей нет опыта обсуждения, целесообразно использовать элементы игры, соревнования между группами при оценке аргументированности и убедительности доказательств своих позиций, этике их поведения, умений вести дискуссию.  

 

2.3 Ролевые игры как средство формирования толерантности у подростков

 

      Ролевые игры направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта самоуправления поведением. Направленность на развитие толерантности осуществляется за счет подбора содержания. Так, автор теории «Многокультурное образование» доктор педагогических наук, профессор Г.Д.Дмитриев предлагает в работе со старшеклассниками, студентами педагогических колледжей использовать ролевую игру «Миклухи» и «Маклаи». Она заключается в следующем: коллектив учащихся делится на две группы, участники которых не только «говорят на разных языках», но имеют много существенных различий (у одних не принято улыбаться и уважать старших, у других матриархат и традиция посылать воздушные поцелуи и т.д.), затрудняющих общение друг с другом. Игра позволяет ее участникам приобрести практический опыт пребывания в иной этнокультурной группе, проанализировать свои стереотипы и предубеждения, критически оценить уровень своей толерантности по отношению к этнокультурным различиям и т.д.

 Можно использовать прием «замены ролей»: двое учащихся обмениваются друг с другом ролями, т.е. один тщательно старается воспроизвести образ другого (его поведение, речь и т.д.) и наоборот; если это необходимо, возможен возврат к самому себе (в собственную роль), чтобы конкретизировать и усилить некоторые характеристики своего портрета, изображенного партнером. Учащиеся в игре стараются «продемонстрировать» этнокультурные различия, и, что особенно важно, эта технология допускает «проигрывание» конфликтных ситуаций.

 Хороший эффект дают письменные доклады и устные сообщения учащихся (выбор тем с учетом пожеланий и интересов учащихся); самостоятельное составление вопросов и регулярные взаимопроверки по информационным картам; работа в парах; привлечение старших родственников и членов семьи к выполнению домашних заданий творческого характера; использование «национального» решения при оформлении рефератов, составлении кроссвордов, ребусов и т.д. (при этом учащиеся используют национальные мотивы: орнамент (чаще всего стилизованный), традиционные национальные цвета или иллюстрации). Не менее интересным способом изучения учебного материала национально-регионального компонента являются экскурсии в музеи и на выставки декоративно-прикладного творчества, посещение национальных празднеств, что вносит разнообразие в учебную деятельность и оказывает положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов.

 Особого внимания заслуживает выполнение групповых заданий и групповых творческих проектов (здесь важно продуманно сформировать полиэтнические ученические группы). Среди понравившихся обучающимся заданий можно назвать разработку сценариев национальных праздников «Масленица», «Вайнахт» и «Сабантуй», а также семейного праздника чувашей «Алла-алан»; создание коллекции молодежной одежды, стилизованной под национальные костюмы жителей Поволжья (в виде журнала мод с использованием техники коллажа). Важно предоставить учашимся свободу выбора объектов труда.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по проверке условий эффективного формирования качества толерантности у подростков в процессе групповой работы

     Цель: Проверить комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию толерантности у подростков, как важного качества современной личности.

   Гипотеза: Формирование качества толерантности у подростков будет более эффективным, если используются методы:

Информация о работе Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков