Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Теоретически выявить и экспериментально - практически проверить эффективность педагогических условий формирования толерантности у подростков.

Гипотеза исследования. Формирование толерантности у подростков будет более эффективным, если используются методы:

Групповая дискуссия;
Ролевые игры.
Задачи исследования.

Проанализировать педагогическую сущность понятия «толерантность»;
Рассмотреть особенности формирования психологии подростков;
Охарактеризовать методы: групповая дискуссия и ролевая игра;
Разработать опытно – экспериментальную часть по формированию толерантности у учащихся.

Содержание

Введение …. ..... 3
Глава 1. Педагогическая сущность понятия «толерантность» 6
1.1 Понятие «толерантность» 6
1.2 Принципы воспитания толерантной личности 9
1.3 Содержание воспитания толерантности 13
1.4 Методы воспитания толерантности 15
1.5 Приемы воспитания толерантности 19
Глава 2. Пути формирования толерантности у подростков 20
2.1 Особенности формирования психологии подростков 20
2.1.1 Психологические особенности подростков 20
2.1.2 Подросток как субъект учебной деятельности 21
2.2 Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков 22
2.3 Ролевые игры как средство формирования толерантности у подростков 27
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по проверке условий эффективного формирования качества толерантности у подростков в процессе групповой работы 29
3.1 Констатирующий этап 29
3.2 Формирующий этап 30
3.3 Контрольный этап 32
Заключение 33
Литература 34
Приложения 36

Работа содержит 1 файл

КурсоваяНаташа.doc

— 295.00 Кб (Скачать)
  • групповая дискуссия;
  • ролевые игры.

   Задачи:

    1. Разработать и внедрить методики воспитания толерантности у школьников-подростков;
    2. Проверить систему занятий, направленную на развитие качества толерантности у учащихся среднего звена.

3.1 Констатирующий этап

 

   Цель: диагностика исходного уровня сформированности качества толерантности у учащихся-подростков.

   Задачи:

  • определить контрольную и экспериментальную группы;
  • разработать критериальную базу;
  • подобрать диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности качества толерантности.

    Критериальная база:

    1. Уровень знаний о понятии «толерантность».
    • Умение оперировать понятием «толерантность»;
    • Характер отношения к «Другому».
    1. Уровень владения учащимися качеством толерантность:
    • Умение вести открытый диалог;
    • Умение понимать ощущение других людей;
    • Умение дружелюбно, спокойно, адекватно воспринимать Другого;
    • Умение терпимо относится к различным мнениям, быть непредубежденным в оценке людей и событий.

   Для проверки уровня знаний о понятии «толерантность» мы проведем классный час «Что такое толерантность?». Он поможет нам выяснить каковы знания подростков в области толерантности (Приложение 1).

   Для проверки  характера отношения к Другому будет целесообразным использовать игровую процедуру «Кто есть кто?». Она поможет обнаружить подросткам и преодолеть свои собственные стереотипы, предрассудки, которые ранее, быть может, и не осознавались ими. Бывает, что подростки высказывают кажущиеся им вполне безобидными мнения, которые могут носить дискриминационный характер, дают оценки иным людям, которые могут оказаться унизительными и оскорбительными для них. Сложность самостоятельного обнаружения подростками подобных нравственных проблем связана с тем, что ситуации, оцениваемые культурным меньшинством как социально несправедливые, многими школьниками, которые представляют доминирующую культуру, оцениваются как вполне нормальные и само собой разумеющиеся. То есть наличие этой несправедливости попросту не проблематизировано в сознании подростка. Иногда наблюдается даже противоречие между декларируемой школьником приверженностью гуманистическим принципам и его реальными установками, часто содержащими элементы интолерантности. Это явление требует особого внимания педагога и организации особой работы по проблематизации этих установок (Приложение 2).

   Для проверки уровня владения учащимися качеством толерантности мы будем использовать методику «Я и МЫ» (Приложение 3).

3.2 Формирующий этап

 

   Такое качество, как толерантность невозможно сформировать за одно занятие, поэтому  мы предлагаем систему занятий, направленную на формирование качества толерантности у подростков.

   Необходимым условием формирования толерантности является формирование терпимости к себе. Поэтому мы предлагаем первое занятие, направленное на формирование толерантности к себе (Приложение 4).

   Исходным  условием развития толерантности у школьников-подростков является организация их встреч с иными культурами в специально подготовленной, педагогизированной среде, привлекательной и ценной для подростка. Организуя такие встречи, педагог как бы «перемещает» контакты школьника с другой культурой из стихийной социальной среды в некое, ограниченное педагогическими рамками, пространство, внутри которого можно произвольно и целенаправленно создавать необходимые условия для успешного в плане воспитания протекания этих встреч: выбирать «собеседника» и предмет взаимодействия; регулировать их продолжительность и интенсивность; организовывать специальную работу - дискуссии, рефлексию.

   Эти встречи могут быть смоделированы  педагогом в специальных игровых ситуациях, где сами подростки берут на себя роли представителей различных культур и, стараясь удерживать свою новую культурную позицию (что, конечно, требует от них основательной подготовки к игре), вступают в предусмотренный игровым сценарием «межкультурный» диалог по каким-либо проблемам. Подобные игровые ситуации можно организовать в рамках обычных школьных занятий. Большим потенциалом здесь обладают уроки, факультативы или кружки гуманитарной направленности, а также обычные классные часы. Здесь в игровой форме учащиеся смогут познакомиться с культурным многообразием мира, выявить наиболее очевидные культурные различия, увидеть возникающие вследствие этих различий межкультурные конфликты (Приложение 5).

   Наиболее  благоприятные условия для определения  подростком своей позиции в  группе сверстников складываются в ходе проблемных дискуссий. Речь здесь уже идет не об игровом диалоге ролей, а о межличностном общении по той или иной проблеме современного поликультурного общества. Дискуссии позволяют подростку соотнести собственное отношение к иным культурам с отношениями других детей, а могут способствовать и коррекции этих отношений - ведь весомое для школьников мнение сверстников часто становится источником изменения их взглядов (Приложение 6).

   Итак, мы предложили несколько средств обучения, которые способствуют  формированию качества толерантности у школьников. Предлагаемые средства, обусловлены возрастной категорией учащихся и наличием условий, способствующих активизации качества толерантности, которые рассмотрены в теоретической части.      

3.3. Контрольный этап

   Цель: выявить различия между уровнем сформированности качества толерантности у подростков до проведения эксперимента и после него.

   Задачи:

  • Выявить полученный уровень сформированности  качества толерантность;
  • Проверить эффективность условий, способствующих приобретению качества толерантность.

Заключение

 

     Проблема  толерантности на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России - стране многонациональной и многоконфессиональной, стране со множеством проблем в межкультурных отношениях. К сожалению, сегодня нетерпимость через СМИ и социальное окружение детей все чаще проникает и в школу. Поэтому задачу воспитания толерантной личности можно признать одной из важнейших в педагогической науке и практике.

   С 1995 года встала одна из острых проблем дидактики:  Каким же образом формировать толерантность у учащихся, особенно у подростков?

   Нам удалось выявить комплекс педагогических условий, способствующих эффективному  формированию качества толерантность у подростков  в процессе групповой работы, а также была разработана программа педагогического исследования.

   К тому же, мы  раскрыли сущность понятия толерантность, рассмотрели психологические особенности подростков и пути формирования толерантности у подростков.

   Проделанная нами работа позволила нам обосновать педагогические условия развития толерантности, к которым мы отнесли: использование дискуссий в процессе групповой работы, игровых технологий.

   Поставленные  нами задачи решены, цель достигнута.

 

Литература

 
    1. Бондырева, С. К. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений(теория и  практика)/ С. К. Бондырева. –М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2003, 368с.
    2. Вафина, Э. Дж. Формирование толерантных отношений у молодежи / Э. Дж. Вафина. –Преподавание истории в школе, научно-теоретический журнал, №3, 2004, стр. 56-58.
    3. Громова, Е. М. Воспитание этнической толерантности у школьников / Е. М. Громова. –Школа и производство, научно-методический журнал, №2,2005, стр. 16-19.
    4. Громова, Е. М. Развитие этнической толерантности в школе / Е. М. Громова. –Воспитание школьников, научно-методический журнал, №1, 2006, стр. 13-17.
    5. Кленова, Н. В. Как воспитать толерантность / Н. В. Кленова. –Дополнительное образование и воспитание, №3, 2006, стр. 17-21.
    6. Кленова, Н. В. Что нужно знать о толерантности? / Н. В. Кленова. –Образование в современной школе, №7, 2004, стр. 43-49.
    7. Кожухарь, Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении / Г. С. Кожухарь. –Вопросы психологии, №2, 2006, стр. 3-12.
    8. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека/ И. Ю. Кулагина. –М.: ТЦ Сфера, 2004, 464с.
    9. Лобашев, В. Д. Толерантность учебного процесса / В. Д. Лобашев. –Педагогические технологии, №6, 2005, стр. 8-16.
    10. Лучина, Т. Организация работы по формированию коммуникативной культуры подростков / Т. Лучина. –Воспитание школьников, научно-методический журнал, №2, 2006, стр.20-23.
    11. Морозов, Н. В. О формировании толерантного поведения учащихся / Н. В. Морозов. –Преподавание истории в школе, научно-теоретический журнал, №9, 2005, стр. 39-40.
    12. Поштарева, Т. В. Формирование Этнокультурной компетентности / Т. В. Поштарева. –Педагогика, научно-теоретический журнал, №3, 2005, стр. 35-42.
    13. Риэрдон, Б. Толерантность – дорога к миру / Б. Риэрдон. –
    14. Рожков, М. И. Воспитание толерантности у школьников/ М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, М. А. Ковальчук. – Ярославль: Академия Холдинг, 2003, 192с.
    15. Степанов, П. Воспитание толерантности у школьников-подростков / П. Степанов. –Учитель, профессионально-педагогический журнал, №6, 2005, стр. 49-52.
    16. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология/ Л. Д. Столяренко. –Ростов н/Д: «Феникс», 2004, 544с.
    17. Строганова, Л. Диспут как свободный обмен мнениями / Л. Строганова. –Воспитание школьников, научно-методический журнал, №10, 2005, стр. 31-33.
    18. Тыртышная, М. А. Описание занятий с подростками по проблеме толерантности / М. А. Тыртышная. –Классный руководитель, №4, 2005, стр. 125-129.
    19. Уланов, В. Формирование толерантности в школе / В. Уланов. –Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования, №2, 2004, стр. 43-49.
    20. Российская энциклопедия
    21. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование/ Г.  Д. Дмитриев. –М.: «народное образование, 1999, 208с.

Приложение 1

Классный  час «Что такое толерантность?» 

     Цель: Выяснить уровень сформированности понятия толерантность.

      Предлагается  два варианта разминки.

1-ый  вариант

     Ведущий предлагает ряд утверждений, которые  участники группы оценивают по трехбалльной шкале:

     «да» - 3 балла;

     «нет» - 2 балла;

     «не могу ответить или сомневаюсь» - 1 балл.

    1. Если педагог излагает свою точку зрения, я никогда с ней не соглашусь.
    2. Решая проблему, я всегда полагаюсь только на себя и не буду советоваться ни с кем.

3.   Я всегда избегаю споров и  дискуссий.

     Подсчитывается общее количество баллов, набранное группой по каждому из предложенных утверждений, и ведущий предлагает желающим прокомментировать полученные результаты. Здесь необходима не адресная оценка, а общие выводы.

     2-ой  вариант

     В виде разминки может выступить процедура 
«Расскажи мне о себе». 

Каждый  кратко расскажет о себе и попытается сформулировать свою основную идею или позицию по вопросу воспитания молодежи. 

Основное  содержание занятия:

     Ведущий раздает всем участникам группы две  карточки:

Толерантность — это Толерантная личность — это

      Каждый  участник должен их заполнить, высказав свое мнение. Поскольку понятие толерантности не однозначно для каждого человека, мы получим различным, представления о том, что такое толерантность и что собой представляет толерантная личность.

     Получив карточки, ведущий зачитывает все  варианты определений, и участники группы делятся на микрогруппы (на основе сходства взглядов). Следующий этап работы - каждая микрогруппа обосновывает своё понятие толерантности и толерантной личности.

     Сформулированные понятия записываются на доске (два, три и т.д., в зависимости от количества микрогрупп).

     Начинается  процесс обсуждения, в ходе которого ведущий ставит следующие вопросы: 

  • Можно ли дать одно определение понятию толерантность?
  • Что объединяет, все предложенные определения?
  • Чем отличаются предложенные определения?
  • Как вы представляете себе толерантного человека?
  • Какие качества, на ваш взгляд, характеризуют интолерантную личность? 

   Ведущий, подводя итог обсуждению, предлагает определения толерантности и толерантной личности.

     Толерантность - это реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различные мировоззрения, ценностные ориентации, стереотипы поведения.

     Толерантная личность - это личность, у которой сформирована установка на восприятие, отношение и действие в окружающей социальной действительности и в отношении с другими людьми на основе таких личностных качеств, как эмпатия, доброжелательность, аутентичность, принятие чувств, адекватная конфронтация и самопознание.

Домашнее  задание:

     Подумать над предложенным определением и подходом. Если они принимаются, то суметь обосновать все «за»,  если не принимаются - все «против».

     Занятие заканчивается рефлексией «здесь и теперь».

     Вопросы для рефлексии:

      1. Вы познакомились с разными понятиями толерантности.  Какое вызвало у вас наибольший отклик и почему?
      2. Что вам больше всего понравилось, а что не понравилось в ходе занятия?
      3. Какая позиция, прозвучавшая на занятии, оказала на вас самое сильное впечатление? 
         

Приложение 2

   Игровая процедура «Кто есть кто?» 

   Одним из приемов, помогающих подростку обнаружить собственную склонность к использованию социальных стереотипов, может быть игровая процедура «Кто есть кто?». Школьникам предлагается набор фотографий и сопроводительная инструкция учителя: «на фото изображены реально существующие (или существовавшие) люди, причем часть из них -закоренелые преступники, а другая часть — авторы детективных романов». Затем педагог просит ребят определить: кто есть кто? После 3-4 минут работы ребята высказывают свои версии и аргументируют их.

Информация о работе Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков