Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Теоретически выявить и экспериментально - практически проверить эффективность педагогических условий формирования толерантности у подростков.

Гипотеза исследования. Формирование толерантности у подростков будет более эффективным, если используются методы:

Групповая дискуссия;
Ролевые игры.
Задачи исследования.

Проанализировать педагогическую сущность понятия «толерантность»;
Рассмотреть особенности формирования психологии подростков;
Охарактеризовать методы: групповая дискуссия и ролевая игра;
Разработать опытно – экспериментальную часть по формированию толерантности у учащихся.

Содержание

Введение …. ..... 3
Глава 1. Педагогическая сущность понятия «толерантность» 6
1.1 Понятие «толерантность» 6
1.2 Принципы воспитания толерантной личности 9
1.3 Содержание воспитания толерантности 13
1.4 Методы воспитания толерантности 15
1.5 Приемы воспитания толерантности 19
Глава 2. Пути формирования толерантности у подростков 20
2.1 Особенности формирования психологии подростков 20
2.1.1 Психологические особенности подростков 20
2.1.2 Подросток как субъект учебной деятельности 21
2.2 Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков 22
2.3 Ролевые игры как средство формирования толерантности у подростков 27
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по проверке условий эффективного формирования качества толерантности у подростков в процессе групповой работы 29
3.1 Констатирующий этап 29
3.2 Формирующий этап 30
3.3 Контрольный этап 32
Заключение 33
Литература 34
Приложения 36

Работа содержит 1 файл

КурсоваяНаташа.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

     В мотивационной сфере наиболее действенен метод стимулирования.

В основе метода лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности. В результате стимулирования толерантного поведения должна формироваться устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки детей. Но, прежде всего, речь идет об одобрении толерантных поступков детей и толерантных суждениях; При этом педагог должен также четко выражать свое негативное отношение к интолерантноиу поведению школьников, основанному на неприятии норм и обычаев какой-либо социальной или национальной группы людей. Стимулирование может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет свое поведение в позитивную сторону.

      Методы  стимулирования помогают ребенку формировать умение правильно оценивать свое отношение к другим людям, что способствует осознанию им и своих потребностей, пониманию смысла 
своего поведения, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации.

      В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь 
важно не столько то, что личность ставит цели, 
сколько то, как она их реализует, на что пойдет 
личность ради достижения целей. Принятие решений это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношёнию к трудностям. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе есть особые качества личности, возникающие на волевой основе.

     Методы  воздействия на волевую сферу с целью воспитания толерантности предполагают развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения

     По  форме предъявления различаются  прямые и косвенные требования.

Для воспитания толерантности гораздо более  эффективно использование косвенного требования (совета, просьбы, намека, доверия, одобрения и т. д.).

Косвенное требование отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже  не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы; переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяются следующие:

  • Требование-совет;
  • Требование в игровом оформлении;
  • Требование-просьба;
  • Требование-намек;
  • Требование-одобрение.

     Требование  существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – навыки и привычки - устойчивые качества личности.

      В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль и др.          

     Методы  воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения.

     Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение в отношениях с людьми. Коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившийся нормы, ребенок, часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

     В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм.

     Методы  воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это прежде всего проблема выбора способа отношений с другими людьми.

     В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе. Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений.

     Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети проводят убедительные доводы «за» и «против».

     Соответствующим методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия,  означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.

    1. Приемы  воспитания толерантности
 

     Реализация  каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя.

     Приемы  воспитания - это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.

     Для педагогической теории и практики важно классифицировать приемы воспитания. Классификация дает возможность упорядочить приемы и представить их педагогический потенциал в целостном виде: выявить сходство и отличие между ними, определить их место в процессе формирования личности, указать на те конкретные действия, которые они оказывают в воспитательном процессе. При выборе основания для классификации приемов следует принять во внимание, то, каким образом педагог добивается изменений в отношениях с учеником и его отношениях с окружающими.

     Можно выделить три группы приемов воспитания толерантности.

     Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе. 

     Вторая  группа связана с организацией диалоговой рефлексии.

     Третья  группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и так далее.

     Педагогических  приемов — бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит к одному ученику, может быть неприемлем для другого.

Глава 2. Пути формирования толерантности у подростков

2.1 Особенности формирования  психологии подростков

2.1.1 Психологические  особенности подростков

 

     Американский  психолог А. Гезел описал особенности  биологического созревания, интересов и поведения детей в подростковом и юношеском возрасте. Переход от детства к взрослости продолжается от 11 до 21 года, особенно важны первые 5 лет (от 11 до 16).

     10 лет - ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь.

     11 лет - ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, 
бунт против родителей, ссоры со сверстниками.

     12 лет - ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, усиливается влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу.

     13 лет - подросток. Обращенность внутрь (интравертность), 
самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.

     14 лет - подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, 
уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и 
сравнивает с героями.

     15 лет – подросток. «Приобретаются» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.

     16 лет - подросток. Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.

     Согласно  теории Левина, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. У подростка меняется система ценностей: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы.

     Это наиболее сложный переходный возраст  от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека — «чувство взрослости».

     В этом возрасте главная ценность —  система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому  или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее (недооценка настоящего). Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение «реального» и «идеального Я».

     Поведение подростка определяется промежуточностью (маргиналъностъю) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.

     В качестве ведущей деятельности выступает общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола. 

     Формирование собственных взглядов; протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы; отсутствие подлинной самостоятельности; наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам; появление сексуальных влечений и интересов; избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей; развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями – вот еще ряд психологических особенностей подростка.

2.1.2 Подросток как субъект учебной деятельности

 

     Как субъект учебной деятельности подросток  характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, «индивидуальности», стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности — ее предметом, средствами, способами решения учебных задач. Стремление к «исключительности» входит и в мотивацию достижения, особенно в составляющую «награды», «успеха». Учебная мотивация как единство познавательной и мотивации достижения преломляется у подростка через призму узколичных значимых и реально действующих мотивов группового, социального бытия.

Информация о работе Групповая дискуссия как средство формирования толерантности у подростков