Гигиеническая оценка расписания уроков начальных классов СОШ № 37 г. Махачкалы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – гигиеническая оценка школьного расписания уроков начальных классов СОШ №37 г. Махачкалы. Для достижения поставленной цели и подтверждения правомерности выдвинутых предположений в ходе исследования решались следующие задачи:
Выявить влияние учебного расписания на здоровье учащихся и определить современные подходы к его составлению в общеобразовательной школе.
2. Научиться гигиенически правильно оценивать действующее расписание уроков и составлять его в соответствии с гигиеническими требованиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
ГЛАВА I. Гигиеническая организация образовательного пространства 6 стр.
1.1. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе 6 стр.
1.2. Гигиенические требования к составлению школьного расписания 16 стр.
1.3. Гигиеническая оценка школьного расписания 23 стр.
ГЛАВА II. Гигиенические основы учебного процесса. 25 стр.
2.1. Гигиеническая оценка школьного режима 25 стр.
2.2. Объем учебной нагрузки и продолжительность учебного дня и недели 31 стр.
2.3. Недельная динамика работоспособности учащихся 34 стр.
2.4. Дневная динамика работоспособности учащихся 38 стр.
2.5. Динамика умственной работоспособности учащихся начальных классов школ №37 и ее связь с особенностями организации образовательного процесса. (Результаты собственных исследований) 40 стр.
2.6. Рекомендации по составлению расписания 44 стр.
ВЫВОДЫ 50 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52 стр.

Работа содержит 1 файл

дипломная расписание прав.doc

— 416.00 Кб (Скачать)

     • рассогласование в расписании первой и второй половины дня;

     • несоответствие названий учебных предметов в сетке расписания и учебном плане школы.

     Таким образом, при составлении расписания занятий необходимо учитывать:

     • распределение учебной нагрузки по дням недели;

     • распределение учебной нагрузки в течение каждого дня отдельно;

     • чередование предметов разных видов деятельности;

     • соблюдение гигиенических требований к расписанию уроков. 

     г) Рекомендации по распределению уроков

     1. Суммарная нагрузка в начале и конце недели должна быть наименьшей (по ранговой шкале трудности).

     2. Контрольные работы следует проводить на 2–4-х уроках в середине учебной недели.

     3. Основная учебная нагрузка в течение дня в старших и средних классах должна приходиться на 2–4-е уроки.

     4. В понедельник и пятницу не рекомендуется ставить в расписание двухчасовые уроки.

     5. В начальной школе недопустимо проведение сдвоенных уроков по одному и тому же предмету. В этом случае степень утомления детей возрастает в 7 раз. 

     6. В средних и старших классах сдвоенные уроки на фоне модульной технологии построения учебного процесса, наоборот, способствуют сохранению здоровья учащихся.

     7. Уроки, требующие большого умственного напряжения (математика), рекомендуется проводить первыми или вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, художественному труду следует проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (физическая культура) – последними.

     8. Занятия второй половины дня должны проводиться не ранее чем через 45 мин после окончания последнего урока первой половины дня.

     9. При расстановке уроков в течение одного учебного дня следует учитывать преобладающие виды деятельности учащихся на этом уроке (чтение, рассматривание, письмо, активнодвигательная деятельность, практическая работа, слушание, говорение и т. д.) и пытаться чередовать их.

     10. Ежедневно количество домашних подготовок должно быть меньше, чем количество уроков в расписании.

     11. Не разрешается проводить нулевые уроки!

     12. Следует помнить о том, что при составлении расписания уроков нужно учитывать количество часов, отведенное базисным учебным планом на выполнение домашних заданий.

     д) Алгоритм корректировки школьного расписания.

     При необходимости изменить расписание в течение учебного года, которая  возникает довольно часто, необходимо поработать с макетом таблицы. Для  изменения расписания на нем необходимо выполнить следующие расчеты  и перестановки.

     Предложенный  способ составления расписания занимает времени не более, чем обычно, но позволяет составить расписание грамотно, т.е.:

     • сделать собственную шкалу приемлемости предметов (трудности и утомительности) для составления более рационального школьного расписания;

     • держать в поле зрения заместителя директора школы достаточно большое количество необходимой информации;

     • равномерно распределять уроки на каждый день (избегать излишнего количества седьмых уроков);

     • ставить все классы с первого урока, что позволяет обеспечить обучение в одном ритме, поскольку каждый день учащиеся будут начинать учебный день в одно и то же время;

     • регулировать степень сложности учебного дня в зависимости от динамики недельной работоспособности школьников;

     • расставлять уроки практически без «окон» либо с минимальным их количеством, что позволяет сохранить ритм работы учителя и создать благоприятный рабочий режим;

     • рационально чередовать предметы разной направленности;

     • быстро изменять и корректировать расписание в силу производственной необходимости.

     Кроме того, при таком способе не требуется  значительного количества бумажных заготовок (дополнительных таблиц, особенно если в школе много классов  второй и третьей ступеней (от 30 и  более).

     Для того чтобы подготовить качественное расписание, которое бы соответствовало возможностям конкретного образовательного учреждения, необходимо провести свою собственную диагностику степени трудности и утомительности предметов в каждой параллели. Экспертами в данном случае должны стать учащиеся, так как лучше них никто не может сказать, какой предмет является трудным и утомительным [2,8].

 

      Обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования позволило сделать следующие выводы: 

      1.  Обосновано учебное расписание как фактор, существенно влияющий на здоровье учащихся. Выявлены и охарактеризованы организационно-педагогические, гигиенические, психолого-педагогические требования и современные подходы к его составлению.

      2. Наиболее частым нарушением являлось неправильное составление расписания без учета фаз дневной и недельной умственной работоспособности и распределение трудности предметов в течение дня и по дням недели. В расписании школы имеются существенные недостатки. В обследованной школе наблюдается превышение максимально допустимой часовой (недельной) нагрузки: в начальных классах в среднем на 4-8%, в классах среднего звена на 3-6%.

      3. Распределение учебных предметов согласно дневной динамики работоспособности не соответствуют гигиеническим требованиям в классах начального звена на 32, 8%, в классах среднего звена на 75,5 %. Динамика недельной умственной работоспособности не соответствует возрастным и физиолого-гигиеническим требованиям учащихся в 77% классов начального звена, 58% классов среднего звена.

      4. При составлении расписания уроков в СОШ №37 не всегда  учитывался ход дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся, в результате чего в недельном цикле наибольшая интенсивность  учебной нагрузки отмечалась в крайние дни недели.  Так, в первом классе наибольший объем нагрузки приходился на понедельник, а во втором классе – на понедельник, вторник и пятницу. Школьное расписание согласно дневной динамики работоспособности в 65% случаев оценивалось как «нерациональное». 

      5. Установлено, что учебное расписание, которое создает наилучшие в конкретных обстоятельствах условия для нормального функционирования общеобразовательной школы и сохранения здоровья учащихся, является оптимальным.

 

Список  литературы: 
 

    1. Айзман  Р.И. и др. Определение и коррекция готовности детей к обучению в школе. - Новосибирск, 1990. 90 с.
    2. Аношкин А.П. Педагогическое проектирование системы и технологии обучения: Учеб. пос. – Омск, 1997. 140 с.
    3. Антропова М.В. Гигиена труда учащихся общеобразовательной школы.- М., 1980. С.38-45.
    4. Апанасенко Г.А. Диагностика индивидуального здоровья // Ж. Валеология, 2002. С.27-31.
    5. Бароненко В.А. Саяпов Ф.Х. Оценка уровня физической составляющей учащихся. Метод. Рекомендации для учителей средних школ, Екатеринбург, 2002. С. 46- 51.
    6. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие. М., 2002. С. 62-68.
    7. Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И. Школьная гигиена. - М. Просвещение, 1983. С. 35-47.
    8. Великанова Л.К., Гуминский А.А., Загорская В.Н. и др. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене. Учебное пособие, М., 1995. 131 с.
    9. Гигиеническая оценка условий обучения в школе. Сост. Н.В. Анисимова. М., 2002. 70с.
    10. Гигиеническая оценка школьного режима и расписания уроков в классе: Метод. разработки. М., 1983. С. 22-31.
    11. Данелюк А.Я. Теория интеграции образования. – Ростов н/Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 2000. 440 с.
    12. Данилова Н.Н. Психофизиология. М., 2001. С. 76-88.
    13. Кедров Б.М. Проблемы логики и методологии науки. – М.: Наука, 1990. 352 с.
    14. Колесникова М.Г. Практикум по валеологии. Учебно-методическое пособие. СПб., 2000. 87 с.
    15. Кореневская Е.И. Гигиенические условия обучения.- М., 1987. С.69-73.
    16. Лисицын Ю.П. Здоровье и образование.- М.,1995. С.16-19.
    17. Матюшонок М.Г. и др. Физиология и гигиена детей и подростков. – Минск, 1980. С. 67-71.
    18. Обучение детей 6-летнего возраста в детском саду и школе / Под ред. Лосевой О.А. - Педагогика, 1987. 80 с.
    19. Онищук В.А. Урок в современной школе. М., Просвещение, 1991. -82с.
    20. Правдолюбов Н.А. Работоспособность учащихся. - М., 1988. С.22-28.
    21. Сапин М.Р., Брыкскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие. М., 2000. С. 57-62.
    22. Смирнов С.А., Котова И.Б. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. Смирнова С.А. М., Изд. центр "Академия", 2001. -512 с.
    23. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. - М., Просвещения, 1985. С.31-39.
    24. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М., Просвещения, 1990. 225 с.
    25. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., "Знание", 1999. -96с.
    26. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьников. М., Просвещение, 1982. - 81 с.
    27. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. В помощь начинающему учителю. М., Просвещение, 1995. - 208 с.

Информация о работе Гигиеническая оценка расписания уроков начальных классов СОШ № 37 г. Махачкалы