Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:33, курсовая работа
Цель исследования – гигиеническая оценка школьного расписания уроков начальных классов СОШ №37 г. Махачкалы. Для достижения поставленной цели и подтверждения правомерности выдвинутых предположений в ходе исследования решались следующие задачи:
Выявить влияние учебного расписания на здоровье учащихся и определить современные подходы к его составлению в общеобразовательной школе.
2. Научиться гигиенически правильно оценивать действующее расписание уроков и составлять его в соответствии с гигиеническими требованиями.
ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
ГЛАВА I. Гигиеническая организация образовательного пространства 6 стр.
1.1. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе 6 стр.
1.2. Гигиенические требования к составлению школьного расписания 16 стр.
1.3. Гигиеническая оценка школьного расписания 23 стр.
ГЛАВА II. Гигиенические основы учебного процесса. 25 стр.
2.1. Гигиеническая оценка школьного режима 25 стр.
2.2. Объем учебной нагрузки и продолжительность учебного дня и недели 31 стр.
2.3. Недельная динамика работоспособности учащихся 34 стр.
2.4. Дневная динамика работоспособности учащихся 38 стр.
2.5. Динамика умственной работоспособности учащихся начальных классов школ №37 и ее связь с особенностями организации образовательного процесса. (Результаты собственных исследований) 40 стр.
2.6. Рекомендации по составлению расписания 44 стр.
ВЫВОДЫ 50 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52 стр.
- на 1-м уроке она невелика;
- на 2-м и 3-м – максимальна;
- на 4-м – отмечается ее падение;
- на 5-м – значительное снижение.
Недельная динамика работоспособности учащихся характеризуется так:
- в понедельник – невысокая;
- во вторник и среду – максимальная;
- в четверг – пониженная;
- в пятницу – становится еще ниже;
-
в субботу – еще снижается
или несколько повышается («конечный
порыв»).
Изменение работоспособности школьников в течение учебной недели
( рис.5)
2.5.
Динамика умственной
работоспособности
учащихся начальных
классов школ №37 и ее
связь с особенностями
организации образовательного
процесса. (Результаты
собственных исследований).
В 2009 – 2010 гг. нами изучалось умственная работоспособность учащихся начальных классов как интегрального показателя функционального состояния их центральной нервной системы в ходе образовательно-воспитательной деятельности. Полученные данные дополнялись сбором информации по организации учебно-воспитательного процесса в обследуемых учреждениях с помощью специально разработанной анкеты. На протяжении 2009 - 2010 учебного года под наблюдением находились учащиеся начальных классов школ № 37 г. Махачкалы.
Изучение умственной работоспособности детей проводилось с помощью методики корректурных проб. С этой целью у учащихся 1-4 классов школ – использовались буквенные корректурные таблицы. Исследования проводились в течение учебной недели в начале и конце учебного года. Об особенностях воспитательно-образовательной деятельности детей в школе можно было судить по расписанию уроков, а также данным анкеты, включающей различные вопросы организации занятий.
В
ходе оценки умственной работоспособности
определялся целый ряд ее показателей,
в том числе характер индивидуальных
и групповых сдвигов
Рис. 6 Характеристика утомления учащихся 1-4 классов СОШ №37 в начале 2009-2010 учебного года
В школе №37 в ходе образовательной деятельности на фоне положительной годовой динамики показателей умственной работоспособности учащихся у 1-4 классов число случаев сильного и выраженного утомления превышало пороговый уровень (30%) и составляло в этих классах 56,3% - 40% в начале и в конце учебного года.
При изучении анкетных данных по организации учебно-воспитательного процесса, а именно сетки занятий в этой школе был отмечен целый ряд нарушений: - недельная образовательная нагрузка в начальных классах превышала максимально допустимый объем такой нагрузки для детей данного возраста и составляла 20 занятий (включая 3 занятия по дополнительному образованию).
Сопоставление
данных работоспособности и учебных
занятий позволяет
В школьном учреждении отмечалась отрицательная динамика изучаемого показателя, т.е. происходило нарастание утомления в динамике учебной недели и года в целом. При этом от начала к концу года заметно увеличивалось не только количество неблагоприятных сдвигов работоспособности, но и возрастала сама величина этого показателя, превышая его допустимый уровень (30%). Следует отметить, что данная тенденция отмечалась во всех оцениваемых возрастных группах (в 1-4-х классах).
Так, если в начале года для учащихся 1-2-х классов школе №37, где преобладали негативные изменения работоспособности, было характерно незначительное количество сдвигов, отражающих сильное и выраженное утомление (всего лишь 1,3%-8,7%), то в ходе учебной деятельности к концу года сопротивляемость утомлению существенно снижалась (число неблагоприятных сдвигов составляло 52,6% в первом классе и 68,2% во 2 классе). При обращении к материалам анкеты, содержащей информацию о режиме образовательного процесса в этой школе, в частности о расписании уроков, было выявлено, что:
1. Объем недельной нагрузки на 3 часа превышал ее максимально допустимую величину при 5-дневной неделе и составлял во втором классе 25 часов.
2. При составлении расписания уроков не всегда учитывался ход дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся, в результате чего в недельном цикле наибольшая интенсивность учебной нагрузки отмечалась в крайние дни недели. Так, в первом классе наибольший объем нагрузки приходился на понедельник, а во втором классе – на понедельник, вторник и пятницу.
3. Не соблюдаются и рекомендации гигиенистов об организации для первоклассников облегченного дня в середине учебной недели с целью сохранения у них оптимального уровня работоспособности. К сожалению, таким днем в первом классе является пятница.
Приведенные выше данные позволяют сделать вывод о том, что наиболее неблагоприятная динамика показателей умственной работоспособности у детей отмечалась именно в тех учреждениях, где в той или иной мере не соблюдались гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса.
Школьное расписание уроков во многих классах школы страдало типичными методическими ошибками и одинаково часто не отвечало рекомендациям СП 2.4.2.782–99. Наиболее частым нарушением являлось неправильное составление расписания без учета фаз дневной и недельной умственной работоспособности и распределение трудности предметов в течение дня и по дням недели. Проведенная гигиеническая оценка урока в общеобразовательных учреждениях общего образования показала, что в гимназических классах структура урока нерациональна и характеризуется отсутствием чередования учебно-методических подходов, малым количеством видов учебной деятельности, неправильной организацией физкультминуток, отсутствием контроля со стороны учителя за правильной посадкой ученика. Неправильная организация учебного процесса в учреждениях общего образования определенным образом сказывается на длительности основных режимных моментов у учащихся начальных классов.
Анализ изучения режима дня учащихся 2 и 3-х классов СОШ №37 выявил значительное увеличение времени, используемое детьми на самоподготовку (2–4 часа) и незначительность различий в продолжительности выполнения домашних заданий (на 4 %).
Одновременно
с этим наблюдалась тенденция снижения
времени, предназначенного для прогулок
на свежем воздухе, как в будние, так и
в выходные дни. При анализе индивидуальных
результатов анкетирования была отмечена
обратная взаимосвязь длительности прогулок
и выполнения домашнего задания.
2.6. Рекомендации по составлению расписания.
Современная
школа предоставляет много
Появление перегрузки и ее последствия может заметить только внимательный учитель. У наиболее подвижных детей она выражается в изменении почерка и динамизма телодвижений. У большинства учеников она проявляется в физиологических реакциях организма. Это может быть потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса, жалобы на головную боль и неприятные ощущения в животе. Учащиеся младших классов начинают проговаривать текст, пытаясь таким образом помочь себе сосредоточиться. Умственная и эмоциональная перегрузка возникает и у преподавателей. При этом они переносят ее намного тяжелее, чем дети, и дольше восстанавливаются, а это может привести к постоянному стрессу [13].
Таким образом, утомляемость становится причиной шума в классе, снижения работоспособности как учителя, так и учащихся. Во избежание подобных последствий необходимо всего лишь оптимизировать нагрузку. И единственным решением данной задачи является рационально составленное расписание.
При составлении такого расписания должны учитываться следующие факторы:
1. Работоспособность (характеристика труда, т. е. качество и количество усвоенных знаний или действий в определенное время) зависит от возраста человека, его индивидуального биоритма, времени суток, дня недели, времени года.
2. Степень утомляемости зависит от социальных, психологических, биологических причин.
Чтобы
снизить утомляемость учащихся и учителей
в течение одного дня, необходимо правильное
распределение уроков в продуктивные
и непродуктивные часы и дни.
Предметы, требующие больших временных затрат на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания. В наиболее непродуктивные часы (с 11.30 до 14.30) уроки должны строиться с позиций здоровьясбережения, что подразумевает валеологический подход к организации урока, выбор форм, методов, приемов урока, смену видов деятельности учащихся и видов преподавания учителя (через каждые 5–7 мин).
При
составлении расписания можно пользоваться
шкалами трудности учебных
При выполнении всех рекомендаций можно добиться оптимального распределения нагрузки [8,9].
а) Расписание составлено правильно, если:
• в школе существует единое расписание занятий первой и второй половины дня (для учеников и учителей);
• наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится для 7–11 классов – на вторник, среду и четверг; для 1–4 классов – на вторник и четверг (среда – несколько облегченный день);
• в течение учебного дня чередуются уроки “трудные” и “облегченные”;
• уроки одного предмета чередуются с уроками другого предмета, а не сдвоены (исключение – модульная технология обучения);
• основные предметы для младших школьников проводятся на 2–3-х уроках, а для среднего и старшего возраста – на 2–4-х уроках;
• названия учебных предметов в расписании и учебном плане одинаковые.
б) Расписание составлено неправильно, если:
• наибольшее количество баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели;
• “трудные” уроки сдвоены;
• “трудные” уроки стоят в расписании подряд;
• “трудные” уроки в расписании на первом или последнем уроке;
• количество домашних подготовок равно количеству уроков.
в) Для оптимального распределения нагрузки не допускаются:
• нулевые уроки;
• перемены продолжительностью 5 мин;
• сдвоенные уроки в 1–5 классах, превышающие по шкале трудности 8 баллов, если поурочное планирование не предусматривает вторым часом практическую или лабораторную работу;
• группирование в один день предметов, требующих большой домашней подготовки;
Информация о работе Гигиеническая оценка расписания уроков начальных классов СОШ № 37 г. Махачкалы