Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:33, курсовая работа
Цель исследования – гигиеническая оценка школьного расписания уроков начальных классов СОШ №37 г. Махачкалы. Для достижения поставленной цели и подтверждения правомерности выдвинутых предположений в ходе исследования решались следующие задачи:
Выявить влияние учебного расписания на здоровье учащихся и определить современные подходы к его составлению в общеобразовательной школе.
2. Научиться гигиенически правильно оценивать действующее расписание уроков и составлять его в соответствии с гигиеническими требованиями.
ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
ГЛАВА I. Гигиеническая организация образовательного пространства 6 стр.
1.1. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе 6 стр.
1.2. Гигиенические требования к составлению школьного расписания 16 стр.
1.3. Гигиеническая оценка школьного расписания 23 стр.
ГЛАВА II. Гигиенические основы учебного процесса. 25 стр.
2.1. Гигиеническая оценка школьного режима 25 стр.
2.2. Объем учебной нагрузки и продолжительность учебного дня и недели 31 стр.
2.3. Недельная динамика работоспособности учащихся 34 стр.
2.4. Дневная динамика работоспособности учащихся 38 стр.
2.5. Динамика умственной работоспособности учащихся начальных классов школ №37 и ее связь с особенностями организации образовательного процесса. (Результаты собственных исследований) 40 стр.
2.6. Рекомендации по составлению расписания 44 стр.
ВЫВОДЫ 50 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52 стр.
В
понедельник и субботу
Большую роль в развитии утомления при учебной деятельности играет методика преподавания. Использование технических средств, плакатов, схем, муляжей, приборов и т. п. разнообразит изложение материала и уменьшает утомление школьников, однако их применение тоже должно быть регламентировано по времени, так как для каждого технического средства и в разных возрастных группах существуют гигиенические нормативы.
Длительность
непрерывного применения на уроках диапозитивов
составляет в 1-2 классе от 7 до 15 мин, кинофильмов
- от 15 до 20 мин, телепередач - до 15 мин; для
3-4 классов - 15-20 мин, 15-20 мин и 20 мин соответственно;
для 5-7 классов - 20-25 мин для всех видов
технических средств обучения и в 8-11 классах
- 25-30 мин для всех видов. Нежелательно
повторять применение современных информационных
технических средств на нескольких уроках
подряд, а после таких уроков нельзя давать
нагрузку на зрительный анализатор (уроки
черчения, шитье на домоводстве) [10].
Таблица 4
Длительность непрерывного применения ТСО в учебном процессе
Классы |
Длительность просмотра (в минутах) | |||
Диафильмов, диапозитивов | Кинофильмов |
Телепередач | Компьютера | |
1-4 | 7-15 | 15-20 | 15-20 | 10 |
5-9 | 20-25 | 25-30 | 25-30 | 25 |
Определенную сложность составляет составление расписания для учащихся второй смены. Процессы утомления в период занятий у них более выражены. Поэтому рекомендуется ученикам начальной школы и выпускных классов заниматься в первую смену, в остальных классах - чередовать смены.
Большое внимание следует уделять длительности и подвижности перемен, в период которых восстанавливаются функции корковых клеток и ускоряются восстановительные процессы. Поэтому перемены менее 10 минут в школе не допускаются, так как времени для отдыха недостаточно. Большие перемены (до 30 минут) предназначены для приема пищи учениками и длительного отдыха и проводятся в середине смены. Вместо одной большой перемены после 2-го или 3-го уроков допускается две перемены по 20 минут каждая после 2 и 3 уроков.
В начальной школе рекомендуется 3 перемены в такой последовательности: 10-20-10 минут; в средней - 10-20-20-10-10 минут и в старшей – 10-10-30-10-10. Во время большой перемены дети (если не питаются) выходят на свежий воздух, где у них есть возможность подвигаться, эмоционально разрядиться. Не всегда следует занимать перемены шумной игрой, требующей времени для восстановления, не следует на перемене читать книгу, повторять уроки. Перемена может быть проведена под контролем преподавателя физвоспитания или другого педагога и должна носить активный характер.
С целью предупреждения снижения работоспособности школьников в течение учебного года проводятся каникулы [13].
Особого внимания заслуживают школьники, обучающиеся в спецшколах, лицеях, гимназиях, где нагрузка на подростка возрастает за счет увеличения количества занятий по специальным предметам, за счет факультативного обучения, кружков.
Наблюдения
показывают, что у этих школьников
чаще выявляются дефекты осанки, склонность
к артериальной гипертонии и другие
формы патологии и
Большого
внимания заслуживают также школьники
с отклонениями в состоянии здоровья
постоянного или временного характера.
Для многих из них обычный уровень учебной
нагрузки, легко выполняемый здоровым
школьником, является значительным и вызывает
напряжение механизмов адаптации. Для
этих детей особую актуальность приобретает
гигиенический принцип учебной деятельности
- индивидуальные нагрузки [16,18].
1.2. Гигиенические требования к составлению школьного расписания.
На
начало учебного дня, когда еще высока
работоспособность учащихся, следует
ставить предметы, основанные на вербальном,
словесном преподавании (русский язык,
литература, математика и др.). К концу
учебного дня, когда уже снижается продуктивность
работы, в расписание рекомендуется
включать те уроки, которые основаны на
предметном, образном, конкретном восприятии,
что существенно легче, чем восприятие
речи (черчение). Наиболее трудные предметы
следует включать в расписание вторыми
или третьими уроками, а не первыми или
последними, т.е. давать их в период наиболее
высокой работоспособности учащихся.
Не рекомендуется сочетание двух или трех
трудных уроков подряд (например, физика,
математика, иностранный язык), следует
их чередовать с менее трудными предметами
(например, история, математика, география)
[8,9].
Таблица 5.
Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки
Классы | Максимально допустимая недельная нагрузка в часах | |
При 6-дневной неделе | При 5-дневной неделе | |
1 | - | 20 |
2-4 | 25 | 22 |
5 | 31 | 28 |
6 | 32 | 29 |
7 | 34 | 31 |
8-9 | 35 | 32 |
10-11 | 36 | 33 |
Гигиенически
рационально чередование
Допускается сдваивать уроки
по одному предмету с
Распределение учебной нагрузки в течение недели будет наиболее физиологичным, если наибольший ее объем будет приходиться на вторник и (или) среду. В эти дни в школьное расписание следует включать либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Для составления расписания следует использовать шкалу трудности учебных предметов (своего рода «градации» уроков, где балл - это ранг трудности учебного предмета). Гигиенические требования к расписанию занятий предусматривают обязательный учет изменения физиологических функций и работоспособности учащихся в течение дня и по дням недели, а также трудности предметов, при этом также учитывается преобладание статического или динамического компонентов во время занятий. Считается, что снижению утомляемости способствует правильное чередование так называемых "трудных" и "легких" уроков, поэтому опытные завучи ставят наиболее сложные уроки в часы наибольшей работоспособности учащихся в соответствии с гигиеническими рекомендациями. По степени трудности учебные предметы принято ранжировать в баллах. Для учета этих требований при составлении расписания все сочетания предметов, рекомендуемых (или, наоборот, нежелательных) для размещения друг за другом, или запрещённых для размещения в течение дня, заносятся в виде специальных требований. Очень важным и в то же время сложным во многих школах является выполнение требования к проведению занятий по определенному предмету в заданных помещениях (кабинетах), что требует рационального, а иногда и просто искусного использования помещений. Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2,3 уроках, а для обучающихся II и III ступени — на 2, 3, 4 уроках [19].
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г. Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.
Таблица 6.
Распределение
учебных предметов по степени трудности
(Сивков И.Г., 1975 г.) (СП 2.4.2.782-99)
Предмет | Количество баллов |
Математика, русский язык (для национальных общеобразовательных учреждений) | 11 |
Иностранный язык | 10 |
Физика, химия | 9 |
История | 8 |
Родной язык, литература | 7 |
Естествознание, география | 6 |
Физкультура | 5 |
Труд | 4 |
Черчение | 3 |
Рисование | 2 |
Пение | 1 |
Дополнением
к таблице И.Г. Сивкова могут
служить данные опроса обучающихся
современных
Таблица 7.
Ранговая
шкала трудности предметов для
младших классов
(по Агаркову В. И.)
№ | Предмет | Балл |
1 | Математика | 8 |
2 | Русский (национальный) язык | 7 |
3 | Природоведение | 6 |
4 | Русская (национальная) литература | 5 |
5 | История (4 класс) | 4 |
6 | Рисование и музыка | 3 |
7 | Труд | 2 |
8 | Физкультура | 1 |
Информация о работе Гигиеническая оценка расписания уроков начальных классов СОШ № 37 г. Махачкалы