Гигиеническая оценка расписания уроков начальных классов СОШ № 37 г. Махачкалы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – гигиеническая оценка школьного расписания уроков начальных классов СОШ №37 г. Махачкалы. Для достижения поставленной цели и подтверждения правомерности выдвинутых предположений в ходе исследования решались следующие задачи:
Выявить влияние учебного расписания на здоровье учащихся и определить современные подходы к его составлению в общеобразовательной школе.
2. Научиться гигиенически правильно оценивать действующее расписание уроков и составлять его в соответствии с гигиеническими требованиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
ГЛАВА I. Гигиеническая организация образовательного пространства 6 стр.
1.1. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе 6 стр.
1.2. Гигиенические требования к составлению школьного расписания 16 стр.
1.3. Гигиеническая оценка школьного расписания 23 стр.
ГЛАВА II. Гигиенические основы учебного процесса. 25 стр.
2.1. Гигиеническая оценка школьного режима 25 стр.
2.2. Объем учебной нагрузки и продолжительность учебного дня и недели 31 стр.
2.3. Недельная динамика работоспособности учащихся 34 стр.
2.4. Дневная динамика работоспособности учащихся 38 стр.
2.5. Динамика умственной работоспособности учащихся начальных классов школ №37 и ее связь с особенностями организации образовательного процесса. (Результаты собственных исследований) 40 стр.
2.6. Рекомендации по составлению расписания 44 стр.
ВЫВОДЫ 50 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52 стр.

Работа содержит 1 файл

дипломная расписание прав.doc

— 416.00 Кб (Скачать)

     Большая общая и школьная учебная нагрузка, недостаточные дневной отдых  и ночной сон, низкая двигательная активность в процессе учебных занятий в  школе и в течение всего  дня приводят к переутомлению  детей и подростков, срыву приспособительных  процессов, к усугублению имеющихся, а также возникновению и интенсивному нарастанию отклонений в состоянии здоровья.

     Интенсификация  учебного процесса, отрицательно сказывается  на здоровье детей и  проявляется в следующем: 

     1. Отдельные программы обучения  перегружены обязательным для усвоения учебным материалом, они рассчитаны на уже сформированную функциональную готовность ребенка к школе, на прочные умения первоклассника бегло читать, свободно и быстро писать, считать; однако успешность учения и комфортность ребенка зависят не столько от сформированности этих знаний и умений, сколько от развития необходимых для обучения качеств (самостоятельность, усидчивость, умение доводить дело до конца).

     2. Требования, которые предъявляют  многие школы к поступающему, заставляют родителей и самого ученика форсировать изучение материала школьных предметов (эта картина наблюдается не только при поступлении в начальную школу, но и в основную, и в среднюю школу). Серьезной проблемой, которая касается учащихся старших классов (особенно выпускных), является отсутствие преемственности между высшей и средней школой: вузы значительно завышают требования к абитуриентам, что заставляет родителей брать репетиторов и увеличивать время занятий детей. Это приводит к стойкому утомлению, неврозам и возникновению хронических заболеваний.

     3. Большая перегрузка детей связана с многопредметностью учебных планов, которые разрабатывают сами школы. Одночасовые предметы имеют низкий развивающий потенциал, затребуют, в основном, память ребенка, перегружают учебное расписание, увеличивают время домашних занятий, что в результате отрицательно отражается на качестве образования и на здоровье школьников.

     К сожалению, в последнее время  семья и родители часто диктуют школе требования к номенклатуре учебных предметов (два иностранных языка, дополнительные «модные» предметы и пр.) и таким образом сами значительно увеличивают нагрузку детей. Результаты эксперимента показывают, что чем «выше» статус школы (гимназия, школа с углубленным изучением каких-либо предметов, иностранного языка), тем более интенсивен процесс обучения, тем больше нагрузка школьников и, как следствие этого, ухудшение их здоровья [8,9].

     Разгрузка учащихся современной российской школы  связана не только с обновлением содержания обучения, но и с введением новых технологией учебного процесса. Перегрузка возникает в связи с тем, что сегодняшние методики обучения не соответствуют возрастным возможностям детей. Именно поэтому важной является научная разработка здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих сокращение удельного веса теоретических знаний в пользу практической деятельности детей. Сегодня учитель заставляет школьников заучивать учебный материал (правила, определения, тексты и др.).   Неправомерно забыт опыт наблюдений, экскурсий, работы в уголке природы. Методика обучения, направленная на искусственную интенсификацию процесса обучения, на увеличение темпа чтения, письма и др., тормозит формирование у ребенка основных навыков, приводит к эмоциональным срывам и к ранним неврозам. Неслучайно медики фиксируют сегодня новое заболевание — стресс ограничения времени. Одной из причин, вызывающих отрицательное отношение к учебной деятельности и ее неуспешность, является авторитарный стиль взаимоотношений между учителем и учащимися, особенно при оценивании знаний. Еще одна проблема – это перегрузка в связи с пятидневкой. С одной стороны, вроде бы и хорошо – пятидневная рабочая неделя, а с другой, необходим жесткий контроль количества уроков, их продолжительности. Возникает другая сторона проблемы – профессионализм учителя. Понятно, что любую тему можно подать трудно и скучно, и тогда даже маленький объем знаний покажется ученику неинтересным, чересчур большим, и не будет им усвоен. А в то же время достаточно насыщенный материал может позволить развить познавательный интерес ребенка к предмету, не вызывая сильную перегрузку учащихся [13].

       

      Таблица 10.

     Последние 10 лет для школьного образования  были большим периодом перемен: появились лицеи, гимназии, многие школы ввели инновационные программы обучения. Все больше новых, нужных и интересных предметов вводится в учебный план. Нагрузка многократно растет, а возможности детей воспринять знания изменяются не так стремительно. Постоянное перенапряжение, усталость, недосыпы приводят к неврозам – еще одной школьной болезни. Но есть документ, хорошо известный гигиенистам и администрации школы, но малознакомый родителям, который ограничивает непомерные нагрузки на здоровье ученика.

        Это санитарные нормы и правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений», которые регламентируют учебную нагрузку. Перегрузка школьников колеблется от трехкратного превышения возможностей детей по иностранном у языку до двадцатикратного по математике. Одним из показателей здоровьесберегающей технологии является учет индивидуального темпа обучения, создание условий, обеспечивающих психологическое благополучие и успешность каждого ребенка. При аттестации образовательного учреждения особое внимание необходимо уделять оценке изменений, происходящих в здоровье детей, проверке наличия условий, позволяющих создавать в школе благополучную образовательную среду [16]. 
 
 

2.2. Объем учебной нагрузки и продолжительность учебного дня и недели. 

     Среди компонентов, определяющих организацию  учебных занятий, особое значение гигиенисты придают объему дневной учебной  нагрузки, которая служит "пусковым моментом", задает тон все жизнедеятельности школьников особенно младшего возраста. Получены убедительные данные о том, что интенсивная учебная нагрузка – наиболее неблагоприятный фактор школьной среды. Продолжительность учебного дня (количество уроков) определяет, как правило, и объем домашних заданий школьников. В гигиене детства накоплены убедительные доказательства того, что большая учебная нагрузка не только создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма во сне, двигательной активности, пребывании на воздухе, но является непосредственной причиной значительного числа функциональных нарушений и хронических заболеваний.  Вопрос о посильности, возрастной своевременности некоторых учебных нагрузок, общего рационального уровня  учебной загруженности и возможного неблагоприятного психогенного их влияния на развитие так называемых "школьных неврозов" широко обсуждается специалистами в области  психического здоровья,  психологами [13]. Обсуждая проблему перегрузки, нельзя не учитывать тот факт, что учебная нагрузка не носит чисто физиологический характер и не может измеряться исключительно в часах, или в объеме материала, хотя сегодня она нормируется в академических часах. То, что интересно - снижает эффект перегрузки, и наоборот, то, что неинтересно - вызывает у учащегося отторжение, может вызвать такой эффект даже при небольших объемах учебного материала. Учебным перегрузкам способствует отсутствие личностной ориентации учебного процесса, а также интенсифицирующие учебную деятельность образовательные технологии. Имеющейся опыт работы по гигиенической экспертизе образовательных программ и технологий позволяет заключить, что вопросы регламентации образовательной нагрузки сегодня должны быть увязаны с теми инновационными педагогическими технологиями, которые могут как усилить, так и ослабить влияние объемных показателей нагрузки.

     Регламентация учебной нагрузки основана на определении  ее соответствия функциональным возможностям учащихся. Критерием этого соответствия является отсутствие  в конце учебного дня таких показателей функционального состояния организма учащихся, которые отражают сильное и выраженное утомление.  В соответствии с современными представлениями в условиях традиционной организации учебного процесса (классно-урочная система преподавания) нормативы дневной учебной нагрузки определяют исходя из продолжительности учебной недели (для учащихся 1-х классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней).     Первый год обучения – особенно труден для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он достаточно долго адаптируется к новым социальным условиям, непривычной деятельности, новым взрослым и сверстникам. Специальное изучение процесса адаптации первоклассников к школе показало, что она продолжается  около 5 месяцев и завершается для большинства детей только в начале второго полугодия. О том, что адаптация организма к школе имеет большую физиологическую стоимость, подтверждают данные о замедлении у первоклассников роста, о  потере у многих их них  массы тела, об увеличение жалоб невротического характера. Наряду с этим в начальный  период  обучения у большинства первоклассников отмечается потребность в дневном сне, и те, у кого есть такая возможность, спят после уроков в школе, хотя многие уже отказались от дневного сна в дошкольном возрасте. Высокая стоимость адаптации детей к школе сказывается и на их состоянии здоровья [17]. По данным медицинских наблюдений острая заболеваемость первоклассников в период  адаптации в 2 раза превышает среднегодовую величину этого показателя у более старших школьников.   Поэтому для более «мягкого» вхождения в непривычную для ребенка среду, требуется особая  организация учебной деятельности, которая должна учитывать возрастные особенности детей, прежде всего недостаточную сформированность центральных тормозных процессов, отсутствие произвольности поведения, быструю утомляемость, недостаточную способность переключать внимание. Начальный период обучения в первом классе предполагает создание благоприятных условий для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Среди целого ряда психолого-педагогических мер, направленных на смягчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит постепенному увеличению учебной нагрузки первоклассников: продолжительность уроков, а также  их количество в начале учебного года должно быть сокращено. Исследованиями гигиенистов показано преимущество,  так называемого «ступенчатого режима» - метода постепенного наращивания учебной нагрузки, когда в сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока по 30-35 минут каждый, в ноябре-декабре четыре 30-35 минутных урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. То есть, на 4-х уроках следует использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса, которые должны быть направлены на снятие статического напряжения. Учитывая, что для детей наиболее утомительно статическое напряжение (сидение за партой), не следует требовать от них соблюдения в течение всего урока неподвижной позы. На большой перемене организуется завтрак, а после третьего урока следует проводить динамическую  паузу, представляющую собой подвижные игры и спортивные развлечения  на свежем воздухе под руководством учителя (в случае плохой погоды  в помещении) длительностью не менее 40 минут. Методика проведения занятий должна находиться в прямой зависимости от времени года. В те дни, когда учебным расписанием предусмотрен урок физкультуры, проведение последующего динамического занятия рекомендуется  строить следующим образом: первые 25-20 минут – самостоятельная  двигательная деятельность детей в виде подвижных игр и занятий, затем в течение 10-15 минут организуются игры средней подвижности [12,16]. 
 

2.3. Недельная динамика работоспособности учащихся.

     Изучение  дневной и недельной динамики работоспособности позволяет утверждать, что в условиях действующего режима занятий и низкой двигательной активности общая учебная нагрузка в наших  школах является чрезмерной для школьников. Она приводит к утомлению даже здоровых детей, но особенно сильно - прилежных и дисциплинированных учащихся. У части детей при такой продолжительности учебных занятий в школе и дома к концу дня и недели функциональное состояние ЦНС находится на грани перенапряжения. Это перенапряжение приводит к возникновению функциональных психоневрологических отклонений, синдрому хронической усталости, который проявляется в чрезмерной раздражительности, нарушении аппетита и сна, повышенной заболеваемости, низкой работоспособности и постоянным ощущением недомогания. Решающим фактором возникновения переутомления, прежде всего, считается неправильно организованное образование. По мнению ученых, обучение неинтересное и малополезное может оказать разрушительное действие на умственные способности детей [15]. Исследования проведенные в 90-е годы показали, что даже при меньших, чем сегодня, учебных нагрузках у большой части учащихся снижается деятельность второй сигнальной системы, уровень умственной работоспособности, ухудшается внимание, память, изменяется острота зрения, удлиняется время простых и сложных условнорефлекторных зрительно - и слухомоторных реакций, возрастает частота случаев последовательного торможения и срывов дифференцированных реакций, уменьшается пульсовое АД и увеличивается период восстановления гемодинамических показателей и др. При этом у части учащихся развивается негативное отношение к учёбе со всеми отсюда вытекающими последствиями для самих детей, школы и государства в целом.

     Проведенное группой исследователей в 2007 году  под научным руководством профессора В.А. Бароненко, изучение умственной работоспособности в динамике дня и недели учащихся младших классов одной из общеобразовательных школ показало, что учебная нагрузка приводит к выраженному умственному утомлению, переутомлению и нарушению недельного биоритма умственной деятельности разной степени выраженности. Характерной чертой для всех учащихся, особенно начальных классов, является дефицит произвольного внимания. В поисках ведущих причин этого состояния нами был проведен анализ содержания недельного расписания уроков учащихся всех вышеупомянутых классов. Результаты свидетельствуют, что в организации ежедневного учебного процесса в течение недели не соблюдены элементарные гигиенические требования, разработанные Минздравом. С целью предупреждения перегрузок учащихся и оптимизации организации образовательного процесса необходимо составлять дневное и недельное школьное расписание уроков с учетом гигиенических требований, разработанных Минздравом, в соответствии с дневной и недельной динамикой умственной работоспособности школьников [15]. В понедельник у учащихся общеобразовательных школ регистрируются низкие показатели умственной работоспособности, увеличенный латентный период зрительно – и слухомоторных реакций, большое количество срывов дифференцировочных реакций.  

Рис 4. Показатели умственной работоспособности школьников 1-4 классов

 

     Во  вторник и среду учащимся свойственны не только более высокий показатель умственной и мышечной работоспособности, но и большая их устойчивость. Четверг и пятница в большинстве случаев оказываются днями сниженной работоспособности и наименьшей ее устойчивости. Суббота – наиболее неблагоприятный учебный день. Работоспособность учащихся бывает низкой. Однако часто в субботу наблюдается повышение эмоциональной настроенности учащихся в связи с предстоящим днем отдыха. Организм, несмотря на утомление, мобилизует все свои ресурсы, что выражается в относительном подъеме умственной работоспособности – явление конечного порыва. Нередко наблюдается двухвершинная недельная кривая работоспособности. Помимо вторника или среды относительный подъем работоспособности проявляется в четверг или в пятницу. Учитывая особенности недельной динамики работоспособности, для занятий в понедельник и субботу следует предусматривать меньшее количество учебных часов и отводить их преимущественно предметам, не требующим от учащихся особого умственного напряжения. В понедельник целесообразно начинать учебный день с занятий физкультурой, помня о низкой работоспособности в этот день и затяжном периоде вхождения в работу. В четверг желательно уменьшить объем учебных занятий и увеличить двигательную активность в условиях открытого воздуха.

     Работоспособность старшеклассников сохраняется на более высоком уровне в конце недели в том случае, если для трудовой деятельности выделяется один день – четверг или два дня – понедельник и четверг. В режиме учебной недели обязательны не менее двух уроков физической культуры [15,17]. 
 
 
 

     2.4. Дневная динамика работоспособности учащихся.

     В первой половине учебных занятий  и большинства учащихся младших  классов работоспособность сохраняется  на относительно высоком уровне, обнаруживая  подъем после первого урока. К  концу третьего урока показатели работоспособности ухудшаются и еще больше снижаются к концу 4-го урока. Т.о. наиболее высокая работоспособность у учащихся младших классов приходится на 1-2-й уроки. Наиболее устойчивая работоспособность в течение учебного дня наблюдается у учащихся начальных классов при проведении уроков математики, чтения и русского языка на первых 3-х часах занятий в следующей их последовательности: русский язык, чтение, математика или математика, чтение, русский язык. Природоведение следует ставить в расписание третьим часом. Дисциплинам с двигательным компонентом (физкультура, музыкальные занятия, ритмика) целесообразно отводить третьи уроки. На 4-м уроке следует планировать такие виды работы, как изобразительное искусство, труд. У учащихся среднего и старшего школьного возраста наиболее высокая работоспособность приходится на 2-3-й уроки [18]. Именно эти уроки следует отводить для занятий по тем предметам, которые требуют от учащихся напряженного внимания. Наиболее резкие изменения функционального состояния центральной нервной системы учащихся этих классов происходят после пятого часа занятий. Шестые часы занятий проходят в условиях сниженной работоспособности. Трудовая деятельность учащихся 1-4 классов наиболее благотворна, когда она выполняется на третьем или четвертом уроках [7].  Благоприятная динамика работоспособности проявляется у младших школьников, если специально выделяются дни для трудовой деятельности. Уроки физической культуры лучше планировать на 4-м уроке. Легкими предметами целесообразно заниматься на 4-м и 5-м уроках. Предметы средней тяжести – ставить в расписание на 1-м и 5-м уроках. Целесообразно чередование точных дисциплин (математика) с гуманитарными и естественными предметами (природоведение) [14]. Итак, дневную динамику работоспособности учащихся можно выразить следующим образом:

Информация о работе Гигиеническая оценка расписания уроков начальных классов СОШ № 37 г. Махачкалы