Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:33, курсовая работа
Цель исследования – гигиеническая оценка школьного расписания уроков начальных классов СОШ №37 г. Махачкалы. Для достижения поставленной цели и подтверждения правомерности выдвинутых предположений в ходе исследования решались следующие задачи:
Выявить влияние учебного расписания на здоровье учащихся и определить современные подходы к его составлению в общеобразовательной школе.
2. Научиться гигиенически правильно оценивать действующее расписание уроков и составлять его в соответствии с гигиеническими требованиями.
ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
ГЛАВА I. Гигиеническая организация образовательного пространства 6 стр.
1.1. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе 6 стр.
1.2. Гигиенические требования к составлению школьного расписания 16 стр.
1.3. Гигиеническая оценка школьного расписания 23 стр.
ГЛАВА II. Гигиенические основы учебного процесса. 25 стр.
2.1. Гигиеническая оценка школьного режима 25 стр.
2.2. Объем учебной нагрузки и продолжительность учебного дня и недели 31 стр.
2.3. Недельная динамика работоспособности учащихся 34 стр.
2.4. Дневная динамика работоспособности учащихся 38 стр.
2.5. Динамика умственной работоспособности учащихся начальных классов школ №37 и ее связь с особенностями организации образовательного процесса. (Результаты собственных исследований) 40 стр.
2.6. Рекомендации по составлению расписания 44 стр.
ВЫВОДЫ 50 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52 стр.
В
состоянии переутомления у
Развитию
переутомления способствуют нарушение
санитарно-гигиенических
В
современной
Правильная организация учебных занятий способствует сохранению здоровья, работоспособности школьника. Вместе с тем, состояние современного образования выявляет негативные тенденции для здоровья учеников, так как увеличиваются и "омолаживаются" отдельные формы патологии от начала к концу школьного этапа образования (дефекты осанки, близорукость, заболевания верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, патология позвоночника и пр.). В их предупреждении важная роль должна отводиться соблюдению возрастного гигиенического регламента в правильном подборе мебели, помещений, одежды, обуви, в достаточном освещении рабочего места, в оптимальных условиях микроклимата жилых и учебных помещений, в питании, закаливании и прочих мероприятиях. Большую роль играют взаимоотношения в семье, в учебном коллективе со сверстниками и педагогами.
Очень
важен оптимальный ритм работы и
отдыха, в том числе активного
отдыха. Физиологическая схема
Таблица 1.
Учебный план средних общеобразовательных школ РФ
Учебные предметы | Количество часов в неделю по классам | ||||||
V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | |
Русский язык | 7 | б | 4 | 3 | 2 | — | — |
Литератора | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 |
Математика | б | б | б | б | б | 4/3 | 4 |
История | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 |
Ознакомление с окружающим миром | — | — | — | — | — | — | 2 |
Обществоведение | — | — | — | — | — | 1 | — |
Природоведение | 1 | — | — | — | — | — | — |
География | — | 2 | 3 | 2 | 2 | 2/1 | — |
Биология | — | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1/2 |
Физика | — | — | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 |
Астрономия | — | — | — | — | — | — | 1 |
Черчение | — | — | 1 | 1 | 1 | — | — |
Химия | — | — | — | 3 | 3/2 | 2 | 2 |
Иностранный язык | 4 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Изобразительное искусство | 1 | 1 | — | — | — | — | — |
Физкультура | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Трудовое обучение | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 |
Начальная военная подготовка | — | — | — | — | — | 2 | 2 |
Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | — | — | — |
Этика и психология семейной жизни | — | — | — | — | 1 | — | — |
Основы информатики и ЭВТ | — | — | — | — | — | 1 | 2 |
Всего | 30 | 30 | 30 | 31 | 32/31 | 32 | 31/32 |
Важная роль должна быть отведена индивидуальному биоритму, который необходимо положить в основу суточного режима жизнедеятельности.
Известно, что в течение суток "пик" работоспособности приходится на 9-12 и 16-18 часов. Допустимо небольшое рассогласование режима дня с биоритмом для тренировки механизмов защиты организма.
При составлении расписания уроков необходимо учитывать динамику работоспособности школьников в течение дня и учебной недели. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 1 и 2 уроках, затем к 3-му и, особенно, к 4-му она снижается. На 5 уроке у младших и на 6 - у старших работоспособность снижается на 50 % по сравнению с первым уроком. Аналогичная динамика работоспособности наблюдается и в течение недели (табл. 2). Вместе с тем следует учитывать и недельную, и месячную, и годовую динамику работоспособности (нарастание утомления к середине и к концу недели, к середине и к концу учебной четверти, к середине и к концу учебного года). В связи с этим на указанных этапах следует менять акценты, несколько снижая учебную нагрузку и увеличивая активный отдых [8,13].
Таблица 2.
Изменение
работоспособности учащихся в течение
недели в баллах
(по М.Н. Шардакову)
|
При
рассмотрении вопросов обучаемости
следует учитывать влияние
Обучение должно ставить трудные, но разрешимые задачи и поэтому способствовать развитию психофизиологических функций.
В
процессе развития меняется форма мышления
от наглядно-действенной через
Деление школьного периода обучения ребенка на 3 этапа (начальный, средний и старший школьный), безусловно, оправдано, но, наш взгляд, необходимо выделить в начальном этапе еще период наибольшего напряжения адаптационных механизмов ребенка (особенного 6-летнего) к условиям систематического обучения (первые полгода или год). Здесь умения педагога в работе с детьми или их отсутствие могут сыграть позитивную или негативную роль, заложить в ребенке интерес или нежелание учиться, а также укрепить базис здоровья или ослабить его.
Важную роль играют и склонность ребенка к обучению, его способности, его готовность, резерв адаптации. Именно поэтому в последние годы практикуется дошкольное тестирование детей (наряду с оценкой здоровья) на определение уровня развития речи, психики, моторики.
Для 6-летних детей следует установить продолжительность уроков до 30 минут и 35 минут соответственно в первом и втором полугодии, а после 2-3 уроков необходимо проводить занятия в виде организованных спортивных игр и развлечений на воздухе. В середине же третьей четверти, наиболее длительной и утомительной, желательно провести недельные каникулы. Возможно, что подобная организация учебной деятельности необходима и для некоторых 7-летних детей [16].
Необходимо постепенно формировать новый жизненный стереотип, школьный режим дня. В среднем адаптация детей к начальной школе длится 3-16 недель. Завершение адаптации характеризуется устойчивым функционированием систем организма и успешной учебной работой.
В
целях обеспечения процесса адаптации
детей к требованиям школы
в 1-х классах должен применяться
"ступенчатый" режим учебных
занятий с постепенным
Для поддержания высокого уровня работоспособности и решения педагогических задач большое значение имеет организация урока, его длительность, сочетание разных видов учебной деятельности.
Гигиенические требования к структуре урока едины для всех классов: введение микропауз в течение занятия, постепенное увеличение нагрузки до максимума к середине урока и снижение к концу, прекращение занятий по звонку [2].
Длительность активного внимания у младших школьников ограничена в большинстве случаев 15-25 минутами, что требует переключения на другой вид деятельности.
Особенно
утомительна для детей
Длительность непрерывного чтения в начальной школе от 8-10 мин (1-2 класс) до 15 минут (3 класс), самостоятельное чтение желательно проводить в начале урока или в середине и чередовать его с пересказом, прослушиванием записей, разговором с педагогом. Для письменной работы оптимальная продолжительность 3-5 минут.
В среднем и старшем школьном возрасте учебная нагрузка возрастает за счет увеличения количества уроков в день и учебных дисциплин, что увеличивает опасность развития переутомления. Для его профилактики наряду с соблюдением всех гигиенических требований следует большое внимание уделить рациональному составлению учебного расписания на каждый день и на неделю. В соответствии с трудностью урока (табл. 3) и динамикой суточной и недельной работоспособности необходимо обратить внимание на сочетание двигательного и статического компонентов в период занятий [1,5].
Таблица 3.
Деление предметов по трудности
Степень трудности | Предметы |
Трудные | Математика, физика, химия, литература, русский язык, иностранный язык |
Средней трудности | История, география, биология, черчение |
Легкие | Труд, физкультура, рисование, пение |
К динамическим урокам относят уроки физкультуры, труда, пения, ритмики, которые способствуют снятию статической нагрузки и профилактике переутомления. Наиболее утомительными в младших классах являются чтение, природоведение, история; в средних - география, история, математика, физика, химия; в старших - литература, география, физика, химия, математика, информатика.
Трудные уроки следует включать в расписание вторыми или третьими, то есть в период высокой работоспособности. Не следует сочетать одинаковые уроки 2-3 раза подряд, даже легкие и динамические, так как монотонная работа особенно утомительна для ребенка. Трудные уроки в расписании необходимо чередовать с легкими, а статические с динамическими. Для учащихся среднего и старшего возраста - предметы естественно-математического и гуманитарного циклов необходимо ставить 2 и 3 в расписании и чередовать. Уроки труда, физического воспитания, начальной военной подготовки, музыки, изобразительного искусства надо ставить в младших классах 3 уроком, в старших – 4-м.
Информация о работе Гигиеническая оценка расписания уроков начальных классов СОШ № 37 г. Махачкалы