Гигиеническая оценка расписания уроков начальных классов СОШ № 37 г. Махачкалы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – гигиеническая оценка школьного расписания уроков начальных классов СОШ №37 г. Махачкалы. Для достижения поставленной цели и подтверждения правомерности выдвинутых предположений в ходе исследования решались следующие задачи:
Выявить влияние учебного расписания на здоровье учащихся и определить современные подходы к его составлению в общеобразовательной школе.
2. Научиться гигиенически правильно оценивать действующее расписание уроков и составлять его в соответствии с гигиеническими требованиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
ГЛАВА I. Гигиеническая организация образовательного пространства 6 стр.
1.1. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе 6 стр.
1.2. Гигиенические требования к составлению школьного расписания 16 стр.
1.3. Гигиеническая оценка школьного расписания 23 стр.
ГЛАВА II. Гигиенические основы учебного процесса. 25 стр.
2.1. Гигиеническая оценка школьного режима 25 стр.
2.2. Объем учебной нагрузки и продолжительность учебного дня и недели 31 стр.
2.3. Недельная динамика работоспособности учащихся 34 стр.
2.4. Дневная динамика работоспособности учащихся 38 стр.
2.5. Динамика умственной работоспособности учащихся начальных классов школ №37 и ее связь с особенностями организации образовательного процесса. (Результаты собственных исследований) 40 стр.
2.6. Рекомендации по составлению расписания 44 стр.
ВЫВОДЫ 50 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52 стр.

Работа содержит 1 файл

дипломная расписание прав.doc

— 416.00 Кб (Скачать)
 

федеральное агентство по образованию

государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

Дагестанский  государственный  Педагогический университет 

                               Факультет_____Биолого-химический__

                               Кафедра_Анатомии, физиологии и гигиены

                               Специальность «Биология»___________

                               Курс__________ 5___________________ 
 

Шапиева Раисат Курбангаджиевна 
 

«Гигиеническая оценка расписания уроков начальных классов СОШ № 37 г. Махачкалы». 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 
 
 
 

    Научный руководитель: к.б.н., доцент

    Махмудова Асият Исагаджиевна 
 
 
 
 

    Работа  допущена к защите ___________

    Заведующей  кафедрой        ___________

    Дата  защиты                         ___________

    Оценка                                  ___________ 
 
 
 
 
 
 

    Махачкала 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

      ВВЕДЕНИЕ 3 стр.

      ГЛАВА I. Гигиеническая организация образовательного пространства 6 стр.

1.1. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе 6 стр.

1.2. Гигиенические требования к составлению  школьного расписания 16 стр.

1.3. Гигиеническая оценка школьного расписания 23 стр.

      ГЛАВА II. Гигиенические основы учебного процесса. 25 стр.

2.1. Гигиеническая оценка школьного  режима 25 стр.

2.2. Объем учебной нагрузки и продолжительность учебного дня и недели 31 стр.

2.3. Недельная динамика работоспособности учащихся 34 стр.

2.4. Дневная динамика работоспособности  учащихся 38 стр.

2.5. Динамика умственной работоспособности учащихся начальных классов школ №37 и ее связь с особенностями организации образовательного процесса. (Результаты собственных исследований) 40 стр.

2.6. Рекомендации по составлению расписания 44 стр.

      ВЫВОДЫ 50 стр.

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 52 стр.

 

ВВЕДЕНИЕ 

          Расписание  уроков регламентирует ритм школьной жизни,

          труд  и отдых учащихся и учителей.

          От  его качества во многом зависит

          эффективность всего образовательного процесса. 
           

     Актуальность  исследования. В условиях модернизации российского образования особо актуальной является проблема сохранения здоровья детей школьного возраста. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в настоящее время формируются теоретико-методологические основы здоровьесберегающей деятельности, совершенствуется ее нормативно-правовая база, реализуются здоровьесберегающие ресурсы образовательных учреждений и системы образования в целом. Как известно, процесс обучения влияет не только на умственную деятельность, но и на здоровье учащихся. Согласно литературным данным, число детей I и II групп здоровья снижается и возрастает количество детей, относящихся к III группе здоровья. Актуальность проблемы обусловлена тем, что в последнее время наблюдаются новые тенденции в организации образовательного процесса. Речь идет о несоответствии учебных нагрузок возрастным индивидуальльным особенностям ребенка, о нерациональности распределения нагрузки в течение дня, недели и учебного года. Вследствие этого наблюдается нарастание степени утомления и увеличение нервно-психических и соматических расстройств.

     Отправной точкой здоровьесберегающей деятельности современной школы является создание гигиенически рациональной организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2. 1178-02)». Значительная роль в создании таких условий принадлежит учебному расписанию. Являясь основным организационным документом общеобразовательной школы, оно определяет характер и продолжительность учебной нагрузки учащихся в школе и дома на протяжении дня, недели. От учебного расписания во многом зависит динамика учебной активности и умственной работоспособности учащихся. А это, в свою очередь, либо предотвращает, либо способствует наступлению таких опасных для здоровья школьников состояний, как утомление и переутомление. Для обеспечения нормального функционирования общеобразовательной школы учебное расписание должно быть составлено с учетом комплекса требований - организационно-педагогических, гигиенических, психолого-педагогических. Однако их многообразие, а также переполненность общеобразовательной школы и ограниченность ее ресурсов не позволяют в полной мере выполнить необходимые требования к составлению учебного расписания. Анализ психолого-педагогической литературы и существующей практики позволяет утверждать, что в современной школе составляется оптимальное учебное расписание, которое создает наилучшие в конкретных обстоятельствах условия для ее нормального функционирования и сохранения здоровья учащихся, но не является идеальным. Как правило, оно не соответствует гигиеническим требованиям и является фактором риска для здоровья учащихся.

     Негативные  для здоровья учащихся последствия  такого учебного расписания часто усугубляются еще и тем, что многие учителя  не видят место своего предмета в  системе учебного дня конкретного  класса, а, следовательно, не учитывают предыдущую и последующую нагрузку учащихся, не анализируют и не прогнозируют динамику их учебной активности и умственной работоспособности на своем уроке, не замечают время наступления утомления.

     Цель  исследования – гигиеническая оценка школьного расписания уроков начальных классов СОШ №37 г. Махачкалы. Для достижения поставленной цели и подтверждения правомерности выдвинутых предположений в ходе исследования решались следующие задачи:

  1. Выявить влияние учебного расписания на здоровье учащихся и определить современные подходы к его составлению в общеобразовательной школе.

     2. Научиться гигиенически правильно  оценивать действующее расписание  уроков и составлять его в  соответствии с гигиеническими  требованиями.

     Материал  и методы исследования. Исследование проводилось в два взаимосвязанных этапа с 2008 по 2010 гг.

     Основной  опытно-экспериментальной базой  явилась средняя общеобразовательная школа № 37 города Махачкалы. Изучены недельные учебные расписания, составлены графики динамики умственной работоспособности. Материалы обработаны методом вариационной статистики с использованием ранговых шкал трудности предметов для младших (Агарков В.И.,1986) и старших школьников (Сивков И.Г.,1975). Результаты исследования по выполнению максимальной часовой (недельной) нагрузки и соблюдению динамики умственной работоспособности сравнивали с требованиями Сан. Пин.2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

 

Глава I. Гигиеническая организация образовательного пространства. 

     Расписание  занятий в образовательном учреждении - это один из важнейших видов  планирования учебно-воспитательной работы и основной организационный документ, определяющий работу коллектива учителей и учащихся, администрации и учреждения в целом. Качество расписания в значительной степени определяет качество учебного процесса.

     Составление расписания регламентируется целым  рядом нормативных документов и  методик. Методические рекомендации по составлению школьного расписания включают в себя не только педагогические, организационные, но и гигиенические требования.

     В совокупности же со сложностью некоторых  вариантов учебных планов (региональный компонент) соблюдение всех предъявляемых  требований при составлении школьного  расписания представляет собой для  завуча сложную и трудоемкую задачу, которая иногда осложняется спецификой школы (школьный компонент; индивидуальные требования учителей к дням и часам работы, особенно со стороны учителей-администраторов и учителей-совместителей; определенные дни и часы проведения занятий; ограниченное число кабинетов; использование технических средств обучения; двухсменная работа школы; наличие трех и более класс-комплектов; перегрузка отдельных учителей и многое другое).

     В то же время, сохраняется главное  требование к расписанию - создание наилучших условий для эффективных занятий учащихся и труда учителей. При этом необходим учет степени профессионального мастерства каждого учителя, стиля и методов его работы, ориентации каждого классного кабинета на те или иные предметы [8]. 

1.1. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе.

     Очень важным гигиеническим принципом  построения режима дня школьника  является рациональная организация  учебно-воспитательного процесса, при  которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребованной обществом личности.

     Успешное  обучение требует устойчивой концентрации возбуждения в коре головного  мозга ребенка. Вместе с тем, относительная  функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного внутреннего торможения наряду с преобладанием возбуждения характерны для детей младшего школьного возраста и требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на здоровье. Образовательная работа требует также длительного сохранения) определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Для предупреждения диспропорции между статическим и динамическим компонентами образовательной части режима дня ребенка (что имеет существенное неблагоприятное значение для здоровья) следует вводить дополнительные виды двигательной активности (физкультминутки и физкультпаузы), гимнастику до начала занятий, подвижные перемены и др. [4].

     Утомление на школьном уроке - естественное следствие  учебной деятельности и играет определенную биологическую роль для организма. Прежде всего, это защита от переутомления, т. е. истощения организма и, кроме  того, утомление стимулирует восстановительные процессы и повышает функциональные возможности организма. О начале развития утомления свидетельствует: снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок и неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций), появление двигательного беспокойства, снижение внимания, нарушение дыхания, сердцебиение, ухудшение самочувствия. Признаки утомления возникают позднее, если школьник находится в благоприятных условиях [6].

     Небольшая двигательная нагрузка снимает указанные  признаки, поэтому включение двигательных пауз в школьный урок является обязательным условием гигиенического нормирования урока и предупреждает развитие переутомления. Это могут быть простейшие упражнения, выполняемые в положении сидя, а лучше - стоя около парты (потягивание, наклоны, приседания, дыхательная гимнастика), чтобы разгрузить утомленные мышцы. Переутомление характеризуется более выраженными и стойкими изменениями в поведении школьника, потерей аппетита, изменением настроения (плаксивость, раздражительность) и снижением успеваемости. Возможны жалобы на боли в области сердца, головную боль, головокружение, слабость, нервные тики [10].

Информация о работе Гигиеническая оценка расписания уроков начальных классов СОШ № 37 г. Махачкалы