Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:33, курсовая работа
Цель исследования – гигиеническая оценка школьного расписания уроков начальных классов СОШ №37 г. Махачкалы. Для достижения поставленной цели и подтверждения правомерности выдвинутых предположений в ходе исследования решались следующие задачи:
Выявить влияние учебного расписания на здоровье учащихся и определить современные подходы к его составлению в общеобразовательной школе.
2. Научиться гигиенически правильно оценивать действующее расписание уроков и составлять его в соответствии с гигиеническими требованиями.
ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
ГЛАВА I. Гигиеническая организация образовательного пространства 6 стр.
1.1. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе 6 стр.
1.2. Гигиенические требования к составлению школьного расписания 16 стр.
1.3. Гигиеническая оценка школьного расписания 23 стр.
ГЛАВА II. Гигиенические основы учебного процесса. 25 стр.
2.1. Гигиеническая оценка школьного режима 25 стр.
2.2. Объем учебной нагрузки и продолжительность учебного дня и недели 31 стр.
2.3. Недельная динамика работоспособности учащихся 34 стр.
2.4. Дневная динамика работоспособности учащихся 38 стр.
2.5. Динамика умственной работоспособности учащихся начальных классов школ №37 и ее связь с особенностями организации образовательного процесса. (Результаты собственных исследований) 40 стр.
2.6. Рекомендации по составлению расписания 44 стр.
ВЫВОДЫ 50 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52 стр.
Таблица 8.
Ранговая
шкала трудности предметов для
старших классов.
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) по классам | |||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
1. | Химия | – | – | 13 | 10 | 12 | 11 | 11 |
2. | Физика | – | – | 8 | 9 | 13 | 12 | 12 |
3. | Геометрия | – | – | 12 | 10 | 8 | 11 | 11 |
4. | Алгебра | – | – | 10 | 9 | 7 | 10 | 10 |
5. | Информатика | 2 | 10 | 4 | 7 | 7 | 6 | 6 |
6. | Экономика | – | – | – | – | 11 | 6 | 6 |
7. | Математика | 10 | 13 | – | – | – | – | – |
8. | Иностранный язык | 9 | 11 | 10 | 8 | 9 | 8 | 8 |
9. | Русский язык | 8 | 12 | 11 | 7 | 6 | 9 | 9 |
10. | Литература | 4 | 6 | 4 | 4 | 7 | 8 | 8 |
11. | Биология | 10 | 8 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
12. | История | 5 | 8 | 6 | 8 | 10 | 5 | 5 |
13. | Обществознание | – | – | – | – | – | 5 | 5 |
14. | География | – | 7 | 6 | 6 | 5 | 3 | 3 |
15. | Природоведение | 7 | 8 | – | – | – | – | – |
16. | Экология | 3 | 3 | 3 | 6 | 1 | 3 | 3 |
17 | Основы безопасной жизнедеятельности (ОБЖ) | 1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
18. | Физкультура | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
19 | ИЗО | 3 | 3 | 1 | 3 | – | – | – |
20 | Черчение | – | – | – | 5 | 4 | – | – |
К
такому распределению недельной
учебной нагрузки следует стремиться
при составлении расписания для
9-11 классов. Для обучающихся в 5-11
классах распределять учебную нагрузку
в недельном цикле следует
таким образом, чтобы ее наибольшая
интенсивность (по сумме баллов за день)
приходилась на вторник и четверг, в то
время как среда была бы несколько облегченным
днем. Расписание составлено неправильно,
когда наибольшее число баллов за день
приходится на крайние дни недели или
когда оно одинаково во все дни недели.
Наибольшая интенсивность нагрузки (количество
баллов за день по сумме всех предметов)
для школьников среднего звена должны
приходиться на вторник и четверг при
несколько облегченной среде. Расписание
уроков составлено неправильно, когда
наибольшее суммарное число баллов за
день приходится на крайние дни учебной
недели, или когда оно одинаково во все
дни недели [13].
1.3. Гигиеническая оценка школьного расписания.
Организация обучения детей и подростков должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими требованиями, соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления. В гигиеническом нормировании ориентируются на средние морфофункциональные данные определенного возрастного периода, то гигиеническая норма не является оптимальной для всех детей данной возрастной группы. В связи с этим, следует учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка, ориентируясь при этом на паспортный и на биологический возраст детей. Возможны два пути оптимизации воздействия учебных занятий на школьников: гигиеническая оптимизация самого учебного процесса, в частности учебного расписания и урока, а также повышение функциональных возможностей учащихся (чем здоровее ребенок, тем легче он адаптируется к условиям учебной среды, тем меньше изменяется его работоспособность в процессе занятий). При гигиенической оценке организации учебно-воспитательного процесса следует руководствоваться требованиями СанПиН 12-79-98, СанПиН 14-46-96; учебным планом учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, согласованным с Министерством здравоохранения РФ [16].
Расписание уроков должно соответствовать учебному плану по количеству еженедельных уроков. Оценка соответствия школьного расписания гигиеническим требованиям проводится с использованием следующих критериев: расписание уроков должно составляться с учетом динамики физиологических функций и умственной работоспособности школьников на протяжении учебного дня и недели. Для гигиенической оценки школьного расписания (1-4 классы) следует пользоваться шкалой трудности уроков. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в 13 отдельных классах (цифровые данные могут изображаться графически). Расписание оценивается положительно в том случае, если образуется кривая с одним подъемом в среду; как «нерациональное» - при наибольшей сумме баллов в понедельник или пятницу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле.
Учебный режим школы должен соответствовать функциональным возможностям учащихся. Объем, содержание и организация учебного процесса должны обеспечивать такое состояние организма, при котором утомление полностью исчезало бы за период отдыха.
Основные критерии оценки уроков с точки зрения функциональных возможностей учащихся – трудность и утомительность. Утомительность характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета – уровнем успеваемости, то есть степенью усвоения учебного материала. Следовательно, при составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени [11].
В
правовом аспекте проблема составления
школьного расписания нашла отражение
в новых гигиенических
Шкала
приемлемости состоит из столбца
«Предметы по рангу», куда вносятся
предметы, ранги которых были получены
по результатам диагностики
Таблица 9.
Примерная шкала приемлемости предметов
Глава II. Гигиенические основы учебного процесса.
2.1. Гигиеническая оценка школьного режима.
Одним из основных условий организации учебного процесса является правильный распорядок школьных занятий, правильное чередование труда и отдыха, разумная последовательность различных видов деятельности.
Соблюдение гигиенически обоснованного школьного режима способствует сохранению здоровья, предупреждает раннее и чрезмерное утомление и переутомление учащихся, облегчает труд учителя и делает его более эффективным. Постоянное соблюдение режима дня дисциплинирует школьников, делает их более прилежными и старательными.
Правильно организованный режим в школе создаёт благоприятные условия для повышения качества учебно-воспитательного процесса, усиления сознательной дисциплины и интереса учащихся к занятиям, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья школьников. Поэтому будущие педагоги должны знать требования, предъявляемые к школьному режиму, и владеть методами организации такого режима в школе, который не вызвал бы у учащихся раннего и сильного утомления.
Неправильно составленный школьный режим содействует развитию ранней усталости, утомления и переутомления, уменьшает эффект каждого урока и ведёт к тому, что дети вынуждены разбираться в новом материале самостоятельно дома. А это, в свою очередь, нарушает домашний режим, уменьшает длительность сна и прогулок, нарушает другие составные части режима дня, что не может не отразиться на состоянии здоровья.
Физиологической основой режима дня является выработка условных рефлексов. Каждая предыдущая деятельность становится условным раздражителем - сигналом последующей деятельности. Например: окончание перемены является сигналом для начала умственной деятельности на уроке. Условным раздражителем является и само время. Привычка начинать уроки всегда в одно и то же время облегчает процесс врабатываемости, способствует сохранению работоспособности на протяжении всего учебного дня.
Основными элементами школьного режима являются:
1.
Продолжительность учебного
2. Правильная организация приёма детей в школу.
3. Распорядок занятий в течение учебного дня и учебной недели.
4.
Продолжительность урока и
5.
Организация перемен между
6.
Обеспечение в помещениях
7.
Правильная организация
8.
Правильная организация и
Важнейшим элементом школьного режима является распорядок занятий в течение учебного дня и недели, т.е. расписание уроков.
Составляя расписание уроков в школе с гигиенических позиций, в первую очередь необходимо учесть соответствие продолжительности учебного дня и учебной недели возрастным возможностям детей и подростков. Величина учебной нагрузки должна быть такой, чтобы были обеспечены нормальная деятельность коры головного мозга учащихся, высокая работоспособность, профилактика раннего утомления и переутомления и охрана здоровья учащихся.
В физиолого-гигиенических исследованиях учебную нагрузку принято измерять тем временем, которое учащиеся проводят за своими рабочими местами в школе и дома во время приготовления домашних заданий. Время работы как интегральный показатель нагрузки, конечно, не совершенен, так как он не отражает её качественной специфики и не характеризует трудности усваиваемого материала. Вместе с тем время работы объективно отражает её длительность и поддаётся точной количественной регистрации.
Другим интегральным показателем нагрузки является здоровье учащихся, которое выступает в качестве главного лимитирующего фактора, определяющего их возможности. Врачи всё больше приходят к выводу, что в основе многих заболеваний школьников лежит низкая реактивность организма, отсутствие резервов здоровья. Сегодня и в младших, и в старших классах организм школьника работает с большой нагрузкой. Проведённые ещё в 80-х годах исследования показали, что в повседневной жизни учащихся имеют место такие факторы риска, как возрастающая учебная нагрузка, сокращение дневного отдыха и ночного сна, ежедневное длительное статическое напряжение, низкая двигательная активность, высокие уровни стрессовых состояний. Рабочая неделя составляла тогда у учащихся: 7-х классов - 39-51 ч.; 8-х классов - 42-54 ч.; 9-10-х классов -54-60 ч. Школьная часть нагрузки составляла: в 1-3-х классах - 24 часа, в 4-ом классе - 27 часов, в 5-7-х классах - 29 часов, в 8-м классе - 30 часов, в 9-10 (11)-х классах - 32 часа. Кроме того, в 7-м классе 1 ч факультатива, в 8-м классе - 2 ч, в 9-10(11)-х классах - 4 ч в неделю. Получается, что только на учебную деятельность из суточного времени бодрствования школьники расходуют: в 7-м классе - 52-68 %, в 8-м классе - 56-72 % и в 9-10(11)-х классах - 69-77 % времени. Анализ базисного и примерных учебных планов, расписаний уроков, а также режима дня учащихся разных школ показывает, что общая и школьная учебная недельная нагрузка значительно выросла по сравнению с 80-ми годами и, естественно, отрицательные последствия в ещё большей степени усугубились.
Информация о работе Гигиеническая оценка расписания уроков начальных классов СОШ № 37 г. Махачкалы