Автор: Света Позднякова, 28 Августа 2010 в 22:21, реферат
История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реализации определенного содержания в определенных условиях, которые, как известно, не остаются постоянными. Изменялось прежде всего число детей: от единиц и десятков школьников в далеком прошлом до обязательного школьного воспитания всех детей сегодня. Поэтому первым критерием для анализа форм воспитания может быть количественный. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые. Число воспитанников в группе (коллективе) колеблется от 5—7 до 25—40, а при массовых формах верхний предел числа не ограничен.
РЕФЕРАТ
Формы
воспитания: проблемы,
классификация выбора.
Содержание:
Введение
1. Понятие формы воспитания, классификация форм воспитания.
2. Классификация форм воспитания.
Заключение
Литература
Введение
История
педагогики знает различные формы
организации воспитательного
Большой энциклопедический словарь дает определение понятия «форма» как способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса.
П.И.Пидкасистый в своем учебнике «Педагогика» дает следующее определение формы воспитания – это варианты, способы организации воспитательного процесса. И.П.Подласый считает, что форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания.
В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация форм воспитания по количеству охватываемых процессом воспитания людей. П.И.Пидкасистый относит к ним: массовые, групповые и индивидуальные. И.П.Подласый добавляет еще микрогрупповые формы. Существует классификация форм воспитания в зависимости от методов воспитания: словесные формы (лекции, диспуты, встречи, устные журналы и т.д.), практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, кружки, трудовые дела и т.д.), наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.).
Сложность, многогранность целей и задач воспитания требует не только богатства содержания воспитывающей деятельности, но и четкости, выразительности ее организационных форм. Недооценка форм, их однотипность снижают интерес детей к деятельности, порождают инфантильность, скуку.
Четкое определение сущности формы трудно уяснить без знания ее функций. Так, М.И. Рожков, Л.В. Байбородова выделяют такие функции форм воспитательной работы, как организаторская (предполагает решение организаторских задач), регулирующая (обеспечивает регулирование отношений между детьми, между детьми и педагогами), информативная (направлена не только на сообщение каких-то новых знаний, но и на актуализацию уже имеющихся у детей).
Что касается классификации форм работы, то следует отметить, что она не универсальна. Это нормально, поскольку каждая из форм неповторима, имеет свое специфическое назначение, своеобразную методику организации и т.п. Поэтому говорят о кратковременных и продолжительных формах; о формах трудовой, эстетической, познавательной и других видов деятельности. Классификация зависит от того, какой признак положен в основу, - временной, деятельностный, способ влияния, результат и т.п.
Самая распространенная - классификация форм воспитательной работы, предложенная B.C. Безруковой, Б.В. Титовой и др. Это - мероприятие, дело, игра. Иная позиция прослеживается в работах И.П.Иванова, И.П. Подласого, Н.Е. Щурковой, которые выделяют следующие формы: воспитательное мероприятие, коллективное творческое дело, праздник, игра. Мы в своей работе опираемся на следующую классификацию форм: воспитательное мероприятие, коллективное творческое дело, праздник, игра, клубное занятие. Остановимся более подробно на сущности каждой формы, их разновидностях.
Установлено,
что эффективность
Их неоспоримое преимущество — возможность очень быстро и прицельно пересматривать формы организации воспитания, оперативно изменять педагогическую тактику при изменении условий.
Однако высокая экономическая
стоимость индивидуального и
микрогруппового воспитания — серьезное
препятствие на пути его широкого распространения.
Большинство современных воспитательных
систем перешло к групповым (коллективным)
формам воспитания, достаточно эффективных
при условии квалифицированного педагогического
руководства.
1.
Понятие формы воспитания,
классификация форм
воспитания.
Согласно А.М.Столяренко, под формами воспитания понимаются внешне выраженные способы организации воспитательного процесса. Классифицировать их можно по разным основаниям:
по числу участвующих в них лиц: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые,
по частным задачам: культурные, спортивные, правовые, военно-патриотические и др.,
по особенностям способов проведения: лекции (по вопросам воспитания), беседы, обсуждения, дискуссии, диспуты, общие собрания, встречи с опытными, знающими и авторитетными людьми, посещение культурных мероприятий (театров, кинофильмов и пр.), индивидуальные поручения, коллективная работа, участие в субботниках и в работе общественных формирований, товарищеская помощь, опека, шефство, кураторство, управление, благотворительность и др.,
по месту проведения: формы воспитания в процессе обучения, образования, труда, внешкольной работы, в быту, при занятиях спортом и др.,
по времени проведения: плановые, профилактические, подведение итогов, отчет, групповая оценка (разбор, характеристика), исправительные и др.
Формы тоже не сами по себе, не по названию, не по внешним признакам становятся воспитывающими. Решающее значение имеет их педагогическая «начинка» — содержание, организация, условия, методика. Они делаются подлинно педагогическими, воспитывающими, когда организуются с полным учетом требований педагогических принципов воспитания, компетентным подбором и применением методов, средств и приемов. В противном случае они оказываются формальными, не затрагивающими умы и чувства их участников, а то и вызывающими внутренний протест, вредными.
Согласно В.Т.Чепикова, методы и средства воспитания получают свою конструкционную и логическую завершенность в организационных формах (формах организации воспитания). Если первые отражают внутреннюю, процессуально-инструментальную сторону воспитания, приводят в действие педагогические механизмы его осуществления, то в организационных формах проявляется внешняя сторона процесса воспитания, которая характеризуется пространственным и временным режимом, оригинальностью конструкции, последовательностью этапов, определенным содержанием и функциональной спецификой.
Поэтому в качестве форм организации воспитания выступают формы организации учебно-познавательной (уроки, экскурсии, предметные кружки, домашняя учебная работа), а также внеучебной деятельности и общения школьников. В педагогической теории описано, а в практике организации воспитательной работы используется большое количество форм организации воспитательной работы. К ним относятся беседы, встречи с выдающимися людьми, утренники, выставки, конкурсы, олимпиады, коллективные творческие дела, игры-путешествия, познавательные игры, собрания, конференции, праздники и др.
Все формы организации внеучебной деятельности и общения учащихся можно объединить в следующие группы:
воспитательные мероприятия;
коллективные творческие дела;
воспитательные игры.
Воспитательные мероприятия имеют своей целью организацию непосредственного воспитательного воздействия на учащихся, которым, как правило, отводится роль зрителей или исполнителей. Одни из этих мероприятий проводятся спонтанно, например, после каких-то событий, другие организуются в музеях, на выставках и поэтому не требуют от учащихся длительной подготовительной работы, в-третьих, используется готовый сценарий. Сегодня в педагогической литературе можно найти описание большого количества таких мероприятий.
Коллективные творческие дела предполагают организацию совместной деятельности учащихся, в основу которой положены какие-то общественные события или события коллективной жизни. Организация в процессе воспитания коллективных творческих дел способствует активизации деятельности школьников, вносите нее дух соревнования и творчества. В их процессе учащиеся начинают осознавать свою принадлежность к коллективу, у них воспитываются такие качества личности, как инициативность, организованность, самостоятельность, взаимопомощь, формируются умения сообща наметить цель предстоящей деятельности, распределить обязанности и организовать выполнение работы, определить степень участия каждого в коллективной деятельности и подвести ее итоги.
Воспитательные игры также предполагают организацию совместной деятельности учащихся. Как форма организации воспитания они могут использоваться не только в учебной (учебно-познавательные игры), но и во внеучебной (игры-путешествия) деятельности. Учебно-познавательные игры и игры-путешествия являются традиционными формами организации воспитания школьников. В последнее время в практике организации воспитательной работы широкое распространение получили такие игры, гак «КВН», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «О, счастливчик» и др. Однако следует заметить, что эти формы организации воспитания, как правило, направлены на организацию досуга учащихся и чаще всего носят развлекательный характер.
Согласно
Р.В.Бордовской, формы воспитания —
это варианты организации конкретного
воспитательного акта. Например: разъяснительная
беседа родителей о правилах поведения
в общественных местах (в школе, музее,
театре, стадионе, в магазине), диспут на
тему «Что важнее для человека — "Я"
или "Мы"?», совместная акция взрослых
и детей по благоустройству своего дома,
озеленению двора.
2.
Классификация форм
воспитания.
Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Поэтому возникает вопрос, как ориентироваться во всем этом многообразии.
Есть
лишь один эффективный путь - это
классификация .
Классификация форм воспитания
Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.
Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Характерные
признаки: созерцательно-исполнительская
позиция детей и
Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.
Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:
когда нужно решить просветительские задачи;
когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности;
когда организаторские функции слишком сложны для детей;
когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;
когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.
Информация о работе Формы воспитания: проблемы, классификация выбора