Проблемы семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 17:08, контрольная работа

Описание работы

Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья - и первая школа чувств, и среда обитания, и защита в бурном житейском море.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 57.74 Кб (Скачать)

Введение.

Сегодня семья выступает как важнейший  фактор развития личности. Здесь ребенок  рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный  опыт. Семья - и первая школа чувств, и среда обитания, и защита в  бурном житейском море.

Особенностью  семейного воспитания является и  тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители  двух, трех, а иногда и четырех  поколений. А это значит -различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.

Семейное  воспитание органично сливается  со всей жизнедеятельностью растущего  человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить  гвоздь) до сложнейших социально - личностно  значимых форм поведения.

Семейное  воспитание имеет также широкий  временной диапазон воздействия: оно  продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Семейный  климат - это жизнь родителей, их отношения, дух семьи. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, - результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи.

семья - главный фактор развития и воспитания личности. Ребенка должны воспитывать  родители, а все социальные институты  могут лишь помочь им в обеспечении  условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать  их в приемлемой форме, полезной для  него самого и общества.

Индивидуальность  ребенка изначально формируется  в семье. Воспитательная работа в  учреждениях образования не может  строиться без учета этого  фактора. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать высокое  достижение планируемых результатов. 
 
 
 
 
 
 
 

О влиянии психологического климата семьи  на воспитание ребенка.

Семья для ребенка – это место  его рождения и основная среда  обитания (материального и духовного). В семье у него есть близкие  люди, которые понимают и принимают  его таким, каков он есть – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий…, он там свой:

Любим тебя без особых причин:

За то, что ты - внук, За то. что ты - сын,

За то, что малыш, За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож…

И эта  любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

(В. Берестов).

Именно  в семье ребенок получает азы  знаний об окружающем мире. Семья –  это определенный морально-психологический  климат, это для ребенка школа  отношений с людьми. Именно в семье  складываются представления ребенка  о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства  любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Однако  парадокс заключается в том, что  эта изначально позитивная для развития гамма чувств может стать как  позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства родительской любви. Недополучивший родительской любви ребенок часто  вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым… Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания… маленький человечек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Семейное  воспитание имеет широкий временной  диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, проходит в  любое время суток, в любое  время года… Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек  испытывает даже тогда, когда он вне  дома: в школе, на работе, на отдыхе в  другом городе, в служебной командировке…

Однако  семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными  факторами семейного, которые приходится учитывать в учебно-воспитательном процессе, следует считать такие:

-неадекватное  воздействие факторов материального  порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального  благополучия над реализацией  духовных потребностей растущего  человека, дисгармония материальных  потребностей и возможностей  их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

-бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

-безнравственность,  наличие аморального стиля и  тона отношений в семье;

-отсутствие  нормального психологического климата  в семье;

-фанатизм  в любых его проявлениях (страсть  к накопительству денег и вещей,  религиозный, политический, музыкальный,  спортивный…);

-безграмотность  в психолого-педагогическом отношении  (отсутствие целенаправленности  воспитания, беспринципность, противоречивость  в применении методов воспитания, физические наказания, причинение  детям тяжелых нравственных страданий…);

-противоправное  поведение взрослых;

-авторитаризм, либо “либерализм”, безнаказанность  и всепрощенчество, которые проявляются  как следующие неправильные формы  воспитания, которые отражаются  на развитии ребенка и его  поведении в школе:

1.Гипоопека  – т.е. безнадзорность, недостаток  внимания, заботы, контроля; родители  заботятся только об удовлетворении  материальных потребностей ребенка,  а фактически он представлен  сам себе. Ребенок ощущает свою  ненужность старшим, он думает, что мешает им жить и они рады от него освободиться.

2.Гиперопека  –т чрезмерная опека и контроль, которые подавляют самостоятельность, чувство ответственности и долга. У слабых, чувствительных детей гиперопека вызывает реакцию бунта и уход ребенка в уличную компанию.

3.”Культ  семьи” – ребенок растет в  чрезмерном обожании и восхищении; такие дети стараются всегда  быть на виду, лидировать, не прилагая  к этому никаких усилий; в конце  концов, попадает в кризисную  ситуацию: с одной стороны, он  продолжает нуждаться в восхищении, а с другой стороны он не  приучен этого добиваться.

4.”Золушка”  – эмоциональное отвержение взрослыми,  которые не хотят себе в  этом признаться; при таком воспитании  формируется чувство вины, неполноценности,  ненужности

5.Жестокие  взаимоотношения (“ежовые рукавицы”)  могут сочетаться с эмоциональным  отвержением и могут проявляться  открыто (срывает зло) и скрытостью  – безразличием друг к другу,  душевной жестокостью. Переживание  ребенком эмоций в этих условиях  способствует развитию эгоизма  и душевной черствости.

6.Повышенная  моральная ответственность –  возлагается родителями на ребенка  за его будущее и будущее  членов его семьи. Это очень  тяготит ребенка и лишает его  радости детства.

7.Маятникоове  воспитание – противоречивое  воспитание – в одной семье  разные поколения отстаивают  свой стиль в воспитании, сочетаются  несовместимые методы воспитания. Такое воспитание вредно и влияет на слабые стороны характера ребенка, способствует душевному дискомфорту.

Несмотря  на то, что каждая семья живет  по своим законам, и мы не в праве диктовать родителям свои условия, тем не менее, помочь родителям осознать свои ошибки, тем более, когда об этом просят, мы должны.

Исходя  из специфики семьи как фактора  развития и воспитания личности ребенка (его позитивных и негативных сторон) должна быть выстроена система принципов, которые социальный педагог может  использовать в воспитательной работе с родителями:

1.Дети  должны расти и воспитываться  в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.

2.Родители  должны понять и принять своего  ребенка таким, каков он есть и способствовать развитию в нем лучшего.

3.Воспитательные  воздействия должны строиться  с учетом возрастных, половых  и индивидуальных особенностей.

4.Диалектическое  единство искреннего, глубокого  уважения к личности и высокой  требовательности к ней должно  быть подложено в основу системы  семейного воспитания.

5.Личность  самих родителей – идеальная  модель для подражания детей.

6.Воспитание  должно строиться с опорой  на положительное в растущем человеке.

7.Все  виды деятельности, организуемые  в семье с целью развития  ребенка, должны быть построены  на игре.

8.Оптимизм  и мажор – основа стиля и  тона общения с детьми в  семье.

Эти принципы, разумеется, могут быть расширены, дополнены, видоизменены. Главное, чтобы они  были, ведь ребенок это наивысшая  ценность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Семья как социальный институт.

Семья как древнейший институт человеческого  общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития, когда человек в одиночку вообще не мог выжить, через большую семью, объединявшую под одной крышей несколько поколений, к «нуклеарной» семье, состоящей только из родителей и детей. Испокон веков существовали традиционные функции семьи. Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки зрения было просто необходимо. Человек без семьи считался обиженным судьбой и Богом. Иметь семью и детей было так же необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться. Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи. Но сочетание традиционного главенства и нравственного авторитета вовсе необязательно. Иногда таким авторитетом был наделен дед или один из сыновей, тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужу, отцу.

Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что  повлекло за собой изменение и  семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность  и независимость, перешла в следующую  фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро); в ее состав входят супруги и их дети. Также изменились и функции семьи. Теперь хозяйственная функция семьи сошла на нет. Сегодня человек без ущерба для здоровья может прожить один. Возникла, окрепла и стала доминирующей новая функция семьи: создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Раньше думать об этом не было особой необходимости, так как семья держалась на иных связях.

Следующее, что отличает современную семью - новая структура. Городская семья, как правило, малочисленна - одно-два поколения. В ней сместился психологический центр: если раньше все держалось на отношениях родственных, самыми крепкими были связи детей и родителей, то теперь - в основном на отношениях супружеских, а родительские отношения (хотя значение их очень велико) отошли на второй план. Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это не просто маленькая группа людей, но такая, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать себя и в то же время находится в тесной связи со всеми членами семьи. Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Ослабление социальных, экономических, а также религиозных и правовых уз, связывающих прежде семью, повысило роль ее психологии.

Психология  семьи - это главным образом психологическая  атмосфера, взаимоотношения, взаимодействия в ней в процессе жизни, базирующиеся на любви, взаимопонимании, взаимоуважении, заботливых отношениях мужа и жены друг к другу и детям. Психологическую  основу семьи составляет любовь - между родителями, родителями и детьми, и составляющие любви - духовная близость, признательность за испытанное счастье, внимание, заботу, совместные годы прожитой счастливо жизни, привычка к поддержке друг друга в трудностях, чувство долга и верности, любовь к детям и общая ответственность за их подготовку к самостоятельной жизни.

Существуют  несколько типов современных  семей. Исследования учеными картины  реально существующих типов семьи  позволили выделить: патриархально-модернизированный, детоцентрический, супружеский, материнский и неполный типы семей.

Информация о работе Проблемы семейного воспитания