Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:34, курсовая работа
Целью работы является анализ состояния современного избирательного процесса в Российской Федерации. А именно, какие, в настоящее время, избирательные системы используются в России, каковы стадии проведения избирательного процесса и проблемы связанные с этими стадиями, а также дать характеристику способом фальсификации выборов.
Введение
Понятие и виды избирательной системы
Мажоритарная избирательная система
Пропорциональная избирательная система
Смешанная избирательная система
Понятие и структура избирательного процесса
Назначение выборов
Регистрация избирателей и составление избирательных списков
Образование избирательных округов и избирательных участков
Формирование избирательных комиссий
Выдвижение и регистрация кандидатов
Предвыборная агитация и информирование населения
Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование
Проблемы фальсификации выборов
Заключение
Содержание
Введение
В демократическом
обществе и государстве важнейшее
значение имеет выборный путь реализации
народовластия. Выборный путь формирования
многих важнейших органов власти,
регулярное проведение свободных и
честных выборов - один из наиболее
ярких показателей
Выборы
представляют собой узаконенную
форму прямого народного
Целью работы
является анализ состояния современного
избирательного процесса в Российской
Федерации. А именно, какие, в настоящее
время, избирательные системы
Работа
состоит из трех глав. В первой главе
«Понятие и виды избирательной системы»,
дана характеристика современным избирательным
системам, а также суть их применения
в современной России. Во второй
– «Понятие и основные этапы избирательного
процесса» рассмотрены основные
этапы проведения выборов и проблемы
связанные с этими этапами. В
третьей – «Проблемы
1.Понятие и виды избирательной системы
Избирательная
система – порядок выборов
органов государственной
Термин
избирательная система
В широком
смысле слова избирательная система
– это упорядоченные
Избирательные системы по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления (а также выборных должностных лиц) устанавливаются федеральными законами, законами субъектов РФ (а по выборам в органы местного самоуправления также уставами муниципальных образований) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», конституциями (уставами) субъектов РФ.
Законодательно
установленная для выборов, какого
либо органа избирательная система
влияет не только на персональный или
партийный ее состав: все этапы
избирательного процесса, начиная от
выдвижения кандидатов в не малой
степени также зависят от того,
каков метод определения
Наиболее
распространенными из применяемых
в мировой практике избирательных
систем являются мажоритарная и пропорциональная
избирательные системы.
Мажоритарная
система (от фр. Majority – «большинство»)
предполагает, что для избрания кандидат
на мандат депутата или на иную выборную
должность должен получить большинство
голосов избирателей в
Самая простая разновидность – это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10% голосов или даже меньше.
Сторонники мажоритарной системы относительного большинства, полагают, что она обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими системами.
Во-первых,
поскольку эта система
Во-вторых, принцип, положенный в основу этой системы прост и понятен: каждый избиратель имеет один голос, и победит кандидат, набравший простое большинство голосов.
В-третьих, мажоритарная система относительного большинства способствует формированию прочных связей между депутатом и избирателями. Последние могут направить жалобу прямо своему депутату. Будучи избранным, от округа, депутат представляет всех избирателей этого округа, а не только тех, кто за него голосовал. Таким образом, интересы всех избирателей представлены в парламенте.
В-четвертых, сторонники мажоритарной системы относительного большинства к одному из основных преимуществ данной системы относят то, что она лучше обеспечивает необходимую для любого государства стабильность и управляемость. Сторонники этой системы подчеркивают, что победившая партия способна выполнить свою предвыборную программу без вмешательства других партий и успешно реализовать обещания, которые она дала избирателям на кануне выборов. Победившая партия получает мандат на выполнение своей программы, и, следовательно, несет всю полноту ответственности за ее реализацию: в случае невыполнения программы на следующих выборах избиратели будут голосовать за другую партию.
Недостатками
мажоритарной системы относительного
большинства считаются
Во-вторых, практически всегда оказывается, что кандидат или победившая партия фактически представляют меньшинство, а не большинство избирателей. Если в округе большое число кандидатов, то, как показывает опыт, победителем может быть кандидат, набравший 10%, а то и меньше голосов избирателей.
В-третьих, критики мажоритарной системы относительного большинства называют еще одно негативное последствие этой системы – это «выборная диктатура» Они утверждают, что одна партия, которая не нуждается в коалициях, получает значительную власть, что может иметь негативные последствия для общества.
Мажоритарная
система абсолютного
В России
на основе мажоритарной системы абсолютного
большинства избираются Президент
РФ, президенты республик в составе
РФ (в частности президент
К преимуществам этой системы относят то, что она дает меньше искажений по сравнению с другими системами, в частности, с мажоритарной системой относительного большинства. Недостаток этой системы связан с тем, что при наличии нескольких кандидатов, редко удается кому-нибудь из них получить более 50%, а, следовательно, возникает необходимость проведения второго тура выборов, что влечет дополнительные финансовые затраты.
При пропорциональной избирательной системе каждая участвующая в выборах партия выдвигает так называемый «партийный список», состоящий из кандидатов от этой партии. Предполагается, что избиратель голосует не за отдельную личность, лидера партии или понравившихся ему кандидатов, а за программу партии (избирательного блока, объединения) - в этом смысл этой системы. На практике это выглядит так: избиратель голосует за так называемый «партийный список». Мандаты между партиями распределяются пропорционально числу голосов, полученных партиями на выборах: чем больше голосов избирателей получит партия, тем больше будет у нее депутатских мест в парламенте. Полученные каждой партией депутатские мандаты распределяются между ее кандидатами в соответствии с очередностью в партийном списке.
В России депутаты Госдумы РФ избирается по пропорциональной системе. Вся страна считается единым федеральным избирательным округом. Право выдвижения списков кандидатов предоставляется зарегистрированным избирательным объединениям и блокам при условии сбора каждым из них 200 тыс. подписей избирателей в поддержку списка. Списки жесткие, т.е. избиратели голосуют за них в целом, никакие предпочтения не допускаются. Кандидаты списка разбиваются на федеральную группу и региональные группы по субъектам федерации. Из распределения депутатских мандатов исключаются избирательные объединения и блоки, списки кандидатов которых получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Главное, что необходимо сделать при подсчете голосов, - это определить так называемую избирательную квоту, то есть число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного депутата от того или иного списка кандидатов, выдвинутых партией. Есть самые разные способы определения квоты. Наиболее простой способ - поделить общее количество поданных голосов на число депутатских мест.
Сторонники
пропорциональной системы к числу
ее достоинств относят следующие. Во-первых,
эта система более точно