Проблемы фальсификации выборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ состояния современного избирательного процесса в Российской Федерации. А именно, какие, в настоящее время, избирательные системы используются в России, каковы стадии проведения избирательного процесса и проблемы связанные с этими стадиями, а также дать характеристику способом фальсификации выборов.

Содержание

Введение
Понятие и виды избирательной системы
Мажоритарная избирательная система
Пропорциональная избирательная система
Смешанная избирательная система
Понятие и структура избирательного процесса
Назначение выборов
Регистрация избирателей и составление избирательных списков
Образование избирательных округов и избирательных участков
Формирование избирательных комиссий
Выдвижение и регистрация кандидатов
Предвыборная агитация и информирование населения
Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование
Проблемы фальсификации выборов
Заключение

Работа содержит 1 файл

Выборы РФ.docx

— 43.30 Кб (Скачать)

Содержание 

  
  1. Введение
  2. Понятие и виды избирательной системы
    1. Мажоритарная избирательная система
    2. Пропорциональная избирательная система
    3. Смешанная избирательная система
  3. Понятие и структура избирательного процесса
    1. Назначение выборов
    2. Регистрация избирателей и составление избирательных списков
    3. Образование избирательных округов и избирательных участков
    4. Формирование избирательных комиссий
    5. Выдвижение и регистрация кандидатов
    6. Предвыборная агитация и информирование населения
    7. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование
  4. Проблемы фальсификации выборов
  5. Заключение

 

  

  Введение

  В демократическом  обществе и государстве важнейшее  значение имеет выборный путь реализации народовластия. Выборный путь формирования многих важнейших органов власти, регулярное проведение свободных и  честных выборов - один из наиболее ярких показателей действительного  демократизма существующего в стране политического строя, главный критерий его легитимности.

  Выборы  представляют собой узаконенную  форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Актуальность данной работы состоит с том, что  именно через выборы граждане оказывают  воздействие на формирование органов  государственной власти и тем  самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной  власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих  же граждан.

  Целью работы является анализ состояния современного избирательного процесса в Российской Федерации. А именно, какие, в настоящее  время, избирательные системы используются в России, каковы стадии проведения избирательного процесса и проблемы связанные с этими стадиями, а  также дать характеристику способом фальсификации выборов.

  Работа  состоит из трех глав. В первой главе  «Понятие и виды избирательной системы», дана характеристика современным избирательным  системам, а также суть их применения в современной России. Во второй – «Понятие и основные этапы избирательного процесса» рассмотрены основные этапы проведения выборов и проблемы связанные с этими этапами. В  третьей – «Проблемы фальсификации  выборов» описаны наиболее распространенные способы фальсификации итогов голосования.

 

  

  1.Понятие  и виды избирательной  системы

  Избирательная система – порядок выборов  органов государственной власти, органов местного самоуправления и  их должностных лиц, избираемых непосредственно  гражданами2. В Российской Федерации гражданами избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ, высшие должностные лица (главы высших исполнительных органов) субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления, возможны выборы глав муниципальных образований, других органов и должностных лиц местного самоуправления.

  Термин  избирательная система используется в широком и узком смысле слова.

  В широком  смысле слова избирательная система  – это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов. Сфера этих отношений  весьма широка. В нее входят вопросы  и определения круга избирателей  и избираемых и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных  органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадии избирательного процесса вплоть до его завершения. В узком  смысле – это определение того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность.

  Избирательные системы по выборам в органы государственной  власти и местного самоуправления (а  также выборных должностных лиц) устанавливаются федеральными законами, законами субъектов РФ (а по выборам  в органы местного самоуправления также  уставами муниципальных образований) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом  «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан РФ», конституциями (уставами) субъектов РФ.

  Законодательно  установленная для выборов, какого либо органа избирательная система  влияет не только на персональный или  партийный ее состав: все этапы  избирательного процесса, начиная от выдвижения кандидатов в не малой  степени также зависят от того, каков метод определения голосования. В Российской Федерации детальные  правила в отношении избирательной  системы установлены конституцией только в отношении выборов главы  государства (президента). Таким образом, федеральный законодатель, равно  как и органы власти субъектов  РФ, муниципальных образований, имеют  возможность самостоятельно определять избирательную систему для формирования представительных органов всех уровней, глав исполнительной власти российских регионов, городов и т.д.

  Наиболее  распространенными из применяемых  в мировой практике избирательных  систем являются мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. 

    1. Мажоритарная  избирательная система
 

  Мажоритарная  система (от фр. Majority – «большинство») предполагает, что для избрания кандидат на мандат депутата или на иную выборную должность должен получить большинство  голосов избирателей в избирательном  округе (при выборах в парламент) или в масштабе всей страны (на президентских  выборах). Применительно к парламентским  выборам вся страна делится на примерно равные по числу избирателей  округа, причем от каждого округа избирается один депутат (хотя могут быть созданы  и многомандатные округа). Эта система  имеет несколько разновидностей. Наиболее распространены две разновидности  – мажоритарная система абсолютного  большинства и мажоритарная система  относительного большинства.

  Самая простая  разновидность – это система  относительного большинства, при которой  избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных  кандидатов. Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется  для избрания. Если кандидатов более  двух десятков, может оказаться избранным  кандидат, за которого подано 10% голосов  или даже меньше.

  Сторонники  мажоритарной системы относительного большинства, полагают, что она обладает целым рядом преимуществ по сравнению  с другими системами.

  Во-первых, поскольку эта система проводится в один тур, то эта система всегда результативна и поэтому экономична. В России же установлен порог явки для избирателей: выборы признаются состоявшимися, если в них приняло  участие не менее 50% избирателей  на выборах Президента РФ и не менее 25% на выборах депутатов Госдумы  РФ.

  Во-вторых, принцип, положенный в основу этой системы  прост и понятен: каждый избиратель имеет один голос, и победит кандидат, набравший простое большинство  голосов.

  В-третьих, мажоритарная система относительного большинства способствует формированию прочных связей между депутатом  и избирателями. Последние могут  направить жалобу прямо своему депутату. Будучи избранным, от округа, депутат  представляет всех избирателей этого  округа, а не только тех, кто за него голосовал. Таким образом, интересы всех избирателей представлены в  парламенте.

  В-четвертых, сторонники мажоритарной системы относительного большинства к одному из основных преимуществ данной системы относят  то, что она лучше обеспечивает необходимую для любого государства  стабильность и управляемость. Сторонники этой системы подчеркивают, что победившая партия способна выполнить свою предвыборную программу без вмешательства  других партий и успешно реализовать  обещания, которые она дала избирателям на кануне выборов. Победившая партия получает мандат на выполнение своей программы, и, следовательно, несет всю полноту ответственности за ее реализацию: в случае невыполнения программы на следующих выборах избиратели будут голосовать за другую партию.

  Недостатками  мажоритарной системы относительного большинства считаются следующие  моменты. Первым и, пожалуй, самым большим  недостатком является то, что в  результате выборов теряются голоса, поданные за других кандидатов. Как  показывает практика до 70% голосов в  каждом округе пропадают: избиратели, проголосовавшие за проигравших  кандидатов (чего они, естественно, не знали в процессе голосования) не как не представлены в парламенте.

  Во-вторых, практически всегда оказывается, что  кандидат или победившая партия фактически представляют меньшинство, а не большинство  избирателей. Если в округе большое  число кандидатов, то, как показывает опыт, победителем может быть кандидат, набравший 10%, а то и меньше голосов  избирателей.

  В-третьих, критики мажоритарной системы относительного большинства называют еще одно негативное последствие этой системы – это  «выборная диктатура» Они утверждают, что одна партия, которая не нуждается  в коалициях, получает значительную власть, что может иметь негативные последствия для общества.

  Мажоритарная  система абсолютного большинства (используется в России, Франции) предусматривает, что для избрания необходимо получить 50% голосов плюс один голос от числа  принявших участие в выборах  избирателей или от числа избирателей  всего округа. Если не кто из кандидатов не набирает абсолютного большинства  голосов, то через некоторое время  проводится второй тур. Победителем во втором туре считается тот, кто наберет больше голосов, чем его соперник. Иногда устанавливается определенный минимум избирателей, явка которых к урнам является условием для того, чтобы выборы считались состоявшимися (например, не менее 50% на выборах президента Республики Татарстан)

  В России на основе мажоритарной системы абсолютного  большинства избираются Президент  РФ, президенты республик в составе  РФ (в частности президент Республики Татарстан), главы исполнительной власти других субъектов РФ, многие региональные парламенты.

  К преимуществам  этой системы относят то, что она  дает меньше искажений по сравнению  с другими системами, в частности, с мажоритарной системой относительного большинства. Недостаток этой системы  связан с тем, что при наличии  нескольких кандидатов, редко удается  кому-нибудь из них получить более 50%, а, следовательно, возникает необходимость  проведения второго тура выборов, что  влечет дополнительные финансовые затраты.

    1. Пропорциональная избирательная система

  При пропорциональной избирательной системе каждая участвующая в выборах партия выдвигает так называемый «партийный список», состоящий из кандидатов от этой партии. Предполагается, что избиратель голосует не за отдельную личность, лидера партии или понравившихся ему кандидатов, а за программу партии (избирательного блока, объединения) - в этом смысл этой системы. На практике это выглядит так: избиратель голосует за так называемый «партийный список». Мандаты между партиями распределяются пропорционально числу голосов, полученных партиями на выборах: чем больше голосов избирателей получит партия, тем больше будет у нее депутатских мест в парламенте. Полученные каждой партией депутатские мандаты распределяются между ее кандидатами в соответствии с очередностью в партийном списке.

  В России депутаты Госдумы РФ избирается по пропорциональной системе. Вся страна считается единым федеральным избирательным округом. Право выдвижения списков кандидатов предоставляется зарегистрированным избирательным объединениям и блокам при условии сбора каждым из них 200 тыс. подписей избирателей в поддержку списка. Списки жесткие, т.е. избиратели голосуют за них в целом, никакие предпочтения не допускаются. Кандидаты списка разбиваются на федеральную группу и региональные группы по субъектам федерации. Из распределения депутатских мандатов исключаются избирательные объединения и блоки, списки кандидатов которых получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

  Главное, что необходимо сделать при подсчете голосов, - это определить так называемую избирательную квоту, то есть число  голосов, необходимое для избрания хотя бы одного депутата от того или  иного списка кандидатов, выдвинутых партией. Есть самые разные способы  определения квоты. Наиболее простой  способ - поделить общее количество поданных голосов на число депутатских  мест.

  Сторонники  пропорциональной системы к числу  ее достоинств относят следующие. Во-первых, эта система более точно отражает расстановку политических сил в  обществе, дает больше возможностей представить  в парламенте весь спектр основных политических сил страны. Если, например, партия получает 20% голосов по стране, то она будет иметь 20% мест в парламенте. Искажений, которые дают мажоритарные системы и, в особенности, мажоритарная система относительно большинства, здесь нет. Голоса избирателей не теряются. Однако, это достоинство  не абсолютно: в тех странах (а  к их числу принадлежит и Россия), где установлен высокий 4 или 5-процентный «заградительный барьер» также  происходит потеря голосов избирателей. Так, на выборах в Госдуму РФ в 1995 году из-за 5% барьера было потеряно половина голосов избирателей, поданных за партии, которые в итоге не прошли в парламент.

Информация о работе Проблемы фальсификации выборов