Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:18, реферат
Метод воспитания (от греческого "методос" – путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Введение
Классификации методов воспитания
Заключение
Список использованной литературы
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
И
СОЦИАЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Реферат по дисциплине: «Педагогика»
Тема:
«Классификация
методов воспитания»
Выполнила студентка:
2 курса, группы 1073
Специальности
«Социальная работа. Психолог»
Кулик А. А.
Преподаватель:
Захарчук Л.Я.
Минск
2011
Содержание
Введение
Классификации методов воспитания
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Метод воспитания (от греческого "методос" – путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Задача
совершенствования методов
Методов и особенно различных версий (модификаций) в педагогической литературе указывается так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогали лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и модификаций.
Классификации методов воспитания
Любая
научная классификация
Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие – представляют лишь теоретический интерес. В большинстве систем методов логические основания классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода.
Можно условно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния.
Методы
прямого педагогического
Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации, такую организацию деятельности, в которые включается ребенок, при этом формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.
По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И.Болдырев, Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королев и др.). В данном случае общий признак "характер метода" включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны метода. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, которая трактует характер методов более обобщенно (Т.А.Ильина, И.Т.Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И.С.Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.
В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г.Щукиной на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов:
По нашему мнению, в педагогической литературе произошла подмена понятий. Методами называют часто формы воспитания (рассказ, беседа) или совокупность методов (формирование общественного мнения).
Методов
на самом деле значительно меньше,
чем то количество, что сегодня
перечисляется в литературе. Воспитание
можно уподобить сочинению
Вслед за М.И.Махмутовым, который определил методы обучения как "бинарные", мы считаем, что по аналогии можно определить также и методы воспитания. Если бинарные методы обучения предполагают выделение парных методов "обучения-учения", то бинарные методы воспитания также предполагают выделение соответствующих пар методов "воспитания-самовоспитания". Каждое действие педагога, направленное на воспитание ученика, призвано вызвать действие ученика, направленное на самовоспитание.
Основная задача педагога - помочь ребенку в его развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка.
Мы считаем, что каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
В дальнейшем мы используем описание сущностных сфер, предложенное в книге О.С.Гребенюка "Педагогика индивидуальности" (Калининград, 1995).
Интеллектуальная
сфера характеризуется
В процессе контакта с педагогом происходит понимание воспитанником тех норм и правил поведения, которые он должен сформировать у себя. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания его значения. Для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения и самоубеждения.
Убеждение предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание учащихся влияют не столько понятия и суждения, сколько их доказательность. Учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их.
Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Внешние воздействия со стороны педагога превращаются во внутренний процесс, что приводит к сформированности мировоззрения.
Убеждение
как метод в воспитательном процессе
реализуется через различные
формы, в частности сегодня
Для реализации метода убеждения педагогу важно знать мнение детей по обсуждаемому вопросу, а также факты и явления, которые их волнуют. Применяя метод убеждения, педагог должен быть уверен, что у детей достаточно знаний для логических рассуждений о предмете убеждения.
Самоубеждение – это метод самовоспитания учащихся, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов на эту проблему. В основе этого формирования – логические доказательства, схему которых составил сам ребенок.
Мотивационная сфера включает всю совокупность потребностей, мотивов и целей человека, которые формируются и развиваются в течение всей его жизни.
Стимулирование – метод, в основе которого лежит формирование у учащихся побуждений деятельности, т.е. определенных мотиваций.
В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание.
Поощрением называют выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.
Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.
Наказание
– это компонент
Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленное может реализоваться в различных формах: по логике естественных последствий, наказания-экспромты, традиционные наказания.
Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.
Нельзя дать каких-либо общих рецептов в решении вопроса о наказании, так как каждый поступок всегда индивидуален. В зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным.
Поощрение
и наказание формируют у