Формирование у учащихся начальных классов навыка решения задач с пропорциональной зависимостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 10:42, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в выявлении эффективных методических приемов, используемых учителем начальных классов, повышающих качество формирования у младших школьников умений и навыков решения текстовых задач с пропорциональной зависимостью.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава I. Обучение младших школьников решению задач с пропорциональной зависимостью

1.1. Текстовая задача и процесс ее решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2. Виды задач с пропорциональной зависимостью в начальном курсе математики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.3. Методические приемы обучения младших школьников решению тестовых задач с пропорциональной зависимостью . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава II. Особенности методической деятельности учителя начальных классов при обучении учащихся решению задач с пропорциональной зависимостью

2.1 Качество умений и навыков учащихся начальных классов решения задач с пропорциональной зависимостью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2 Методическая деятельность учителя при решении младшими школьниками задач с пропорциональной зависимостью различного вида . .

2.3. Анализ особенностей методической деятельности учителя начальных классов при обучении учащихся решению задач с пропорциональной зависимостью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

вкр.doc

— 434.50 Кб (Скачать)

г) выбор  вопроса к задаче;

д) выбор  условия к данному вопросу;

е) выбор  решения к задаче;

ж) объяснение выражений, составленных по данному условию.

      На  последующем этапе исследования мы проверим истинность наших утверждений.

 
 
 
 
    1. Анализ  особенностей методической деятельности учителя  начальных классов  при обучении учащихся решению задач  с пропорциональной зависимостью
 
 

    Наше  исследование было направлено на выявление особенностей методики обучения младших школьников решению текстовых задач с пропорциональной зависимостью.

    В предыдущих параграфах мы описали свою теоретическую и практическую работу над проблемой  поставленной в  исследовании.

    На  первом этапе практического исследования, которым являлся констатирующий эксперимент, мы провели беседу с  учителем класса, а также предложили учащимся контрольную работу, которая  помогла нам выявить уровень  умения учащихся решать задачи с пропорциональной зависимостью. Проанализировав работы учащихся, нами были намечены основные направления деятельности и подобранны соответствующие задания.

    Далее, на этапе формирующего эксперимента, нами была реализована работа, благодаря  которой мы целенаправленно и  систематично воздействовали на учащихся, предлагали им всевозможные упражнения продуктивного характера, непосредственно связанные с решением задач с пропорциональной зависимостью, которые мы успешно решали благодаря разнообразным методическим приемам. В процессе работы наблюдались качественные изменения в умениях учащихся. Более того, увеличился темп выполнения заданий такого рода.

    Судить  о повышении степени качества сформированности у учащихся навыка решения задач с пропорциональной зависимостью, необходимо опираясь на точные данные. Потому, для контроля уровня данного умения, нами были предложены тестовые задания аналогичные тем, что были нами составлены для этапа констатирующего эксперимента. Данная работа состояла из четырех заданий, контролирующих следующие умения:

-  умение  выбирать модель к задаче;

-  умение  анализировать текст задачи;

-  умение  составлять задачу по условному  рисунку или модели;

-  умение  выбирать решение.

      Предлагаем  текст тестовых заданий, подготовленных к этому этапу исследования (см. Приложение № 4).

 

Контрольное тестирование № 2

 
Фамилия, имя: _________________________________________________________  
  1. Выберите  правильную схему к задаче.

    Маша  купила 4 ручки и 6 блокнотов по одинаковой цене. За блокноты она заплатила 60 р. Сколько Маша заплатила за ручки?

    а) в)

 
 
 
 
 
 

    б) г)

 
 
 
 
 
 
 
  1. Заполните таблицу.
 

    За 6 часов рабочий изготавливает 60 деталей. За какое время этот рабочий изготовит 80 деталей, работая на таком же станке?

 
    Выработка в 1 ч Время работы Изготовлено деталей
     
     
       
     
     
       
 
 
 
  1. Составьте задачу по рисунку.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Выберите  правильное решение к задаче.

    В два ларька привезли по одинаковому количеству картофеля. В один ларек привезли 4 мешков по 60 кг в каждом, в другой – несколько ящиков по 40 кг в каждом. Сколько ящиков с картофелем привезли во второй ларек?

    а) 60 · 4 : 40 = 6 (м.)

    б) 60 : 4 · 40 = 600 (м.)

    в) 60 · 40 : 4 = 60 (м.)

      
 

Результаты  исследования приводим в таблице  № 2.

Таблица № 2

Контроль  качества умений учащихся решать задачи с пропорциональной зависимостью

 
    
       Фамилия, имя.    Умение  выбирать модель к задаче.    Умение  анализировать текст задачи    Умение  составлять задачу по условному рисунку  или модели    Умение  выбирать решение
   1    Артем М.    +    +    +    -
   2    Залина  Р.    +    +    -    +
   3    Анастасия К.    +    +    -    +
   4    Артем Х.    +    +    -    +
   5    Есения  К.    +    +    +    +
   6    Елена М.    +    +    -    +
   7    Ксения  К.    +    +    -    +
   8    Дмитрий Б.    +    +    +    +
   9    Николай И.    +    +    -    +
   10    Мария И.    +    +    -    +
   11    Евгения П.    +    +    -    +
   121    Максим  З.    +    +    +    +
   13    Даниил  И.    +    +    -    +
   14    Дария Р.    +    +    +    +
   15    Мария Ш.    +    +    +    +
   16    Арина И.    +    +    -    +
   17    Максим  У.    +    +    -    +
   18    Никита А.    +    +    +    +
   19    Людмила А.    +    +    +    +
   20    Артем П.    +    +    +    +
        Справилось:    20 чел.    20 чел.    8 чел.    19 чел.
        Качество  знаний:    100%    100%    40%    95%
 

      В целом данная работа показала неплохой уровень сформированности у учащихся умения решать задачи с пропорциональной зависимостью. Однако, как мы видим, не все учащиеся смогли составить задачу по условному рисунку. Это хорошо видно на диаграмме.

 

            

 
 

      Если  представить результаты тестирования №1 и №2 в процентном соотношении, то будет видно, что разница результатов.

      Даже  небольшое повышение качества умений решения задач хорошо прослеживается в сводной таблице.

Таблица № 3

Сводная таблица

контроля  качества умений учащихся решать задачи с пропорциональной зависимостью

 
         Умение  выбирать модель к задаче    Умение  анализировать текст задачи    Умение  составлять задачу по условному рисунку  или модели    Умение  выбирать решение
   Контрольное тестирование № 1    96 %    75 %    21 %    42 %
   Контрольное тестирование № 2    100 %    100 %    40 %    95 %
 

      По  нашему мнению, тенденция, наметившаяся к повышению качества знаний и умений учащихся, а также и интереса к решению задач такого сложного вида, доказывают наше предположение, что деятельность учителя должна быть математически грамотной и глубоко продуманной. Только тогда можно достичь положительных результатов в обучении школьников, в том числе и решению задач с пропорциональной зависимостью. 

 
 

 

     Выводы  по II главе

 
 

     Как было описано нами в теоретической  части, проблема формирования у учащихся младших классов навыка решения  задач с пропорциональной зависимостью стоит очень остро в методике математики, поэтому целью нашей работы было с помощью ряда уроков продолжить методическую работу по формированию у учащихся навыка решения задач с пропорциональной зависимостью посредством различных методических приемов и улучшения качества анализа содержания задач.

     В процессе нашей работы над исследуемой  проблемой на практике нами было выявлено то, что учитель не использовал  все возможные виды работ при  решении с учащимися задач  с пропорциональной зависимостью.

     После проведения опытно-практической работы мы можем сделать вывод о том, что использование различных  методических приемов и качественный анализ содержания текста задачи может  способствовать формированию умения решения  задач с пропорциональной зависимостью. Следовательно, учитель должен хорошо владеть

     Таким образом, формировать умение решать задачи с пропорциональной зависимостью

 
 

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         СПИСОК    ЛИТЕРАТУРЫ:

 
    1. Балл Г. А. О психологическом содержании понятия «задача». – Вопросы психологии, 1970, №6  с.8
    2. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах – М.: Просвещение, 1984  с.227
    3. Белошистая А.В. Обучение младших школьников решению задач –М., Айрис Пресс, 2006 с.47
    4. Демидова Т. Е., Тонких А. П. Теория и практика решения текстовых задач – М.: Академия, 2001  с. 127, 234
    5. Зайцева С.А., Румянцева И. Б., Целищева И. И. Методика обучения математике в начальной школе. – М.: Владос, 2008 с.49, 83
    6. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: LINKA-PRESS, 1997 с.253, 264
    7. Колягин Ю.М. Функции задач в обучении математике и развитие мышления школьников/Советская педагогика, 1986, № 6  с. 43
    8. Лавриненко Г.А. Как неучить детей решать задачи? – Саратов, Лицей, 2000
    9. Нуралиева Г.В. Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие для учащихся школьных отделений педагогических училищ. - 2-е изд., испр. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999.
    10. Скаткин Л. Н., Жикалкина Т. К. Обучение решению задач с пропорциональными величинами. – М., 1979
    11. Стойлова Л.П. Математика. - М., Академия, 2008 (278 с.)
    12. Царева С. Е. Обучение решению задач. Начальная школа, 1997, №11, 1998, №1. (14с., 15с.,17с.)
    13. Фридман Л.М.
    14. Шклярова Т.В. Как научить вашего ребенка решать задачи – г.Домодедово, Грамотей, 2004
    15. Эсаулов А. Ф. Психология решения задачи. – М.: Высшая школа, 1972  с.11

Информация о работе Формирование у учащихся начальных классов навыка решения задач с пропорциональной зависимостью