Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 10:42, дипломная работа
Цель работы состоит в выявлении эффективных методических приемов, используемых учителем начальных классов, повышающих качество формирования у младших школьников умений и навыков решения текстовых задач с пропорциональной зависимостью.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава I. Обучение младших школьников решению задач с пропорциональной зависимостью
1.1. Текстовая задача и процесс ее решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Виды задач с пропорциональной зависимостью в начальном курсе математики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Методические приемы обучения младших школьников решению тестовых задач с пропорциональной зависимостью . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава II. Особенности методической деятельности учителя начальных классов при обучении учащихся решению задач с пропорциональной зависимостью
2.1 Качество умений и навыков учащихся начальных классов решения задач с пропорциональной зависимостью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Методическая деятельность учителя при решении младшими школьниками задач с пропорциональной зависимостью различного вида . .
2.3. Анализ особенностей методической деятельности учителя начальных классов при обучении учащихся решению задач с пропорциональной зависимостью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
24 кг помидоров разложили
в 2 ящика, в 4 ящика, в 6
ящиков, в 3 ящика,
в 8 ящиков. Сколько килограммов
помидоров в одном ящике?
Масса одного ящика (кг) | Количество ящиков (ящ.) | Общая
масса
(кг) |
? | 2 | 24 |
? | 4 | 24 |
? | 6 | 24 |
? | 3 | 24 |
? | 8 | 24 |
При анализе данной таблицы выясняется:
1) Какая величина не изменяется?
2) Какие величины изменяются?
3) Как они изменяются?
Зависимость
между количеством ящиков и массой
одного ящика при постоянной общей
массе можно смоделировать с
помощью схемы. Для этого в
тетради ученики могут
Анализ схемы позволит детям осознать зависимость между количеством ящиков и массой одного ящика при постоянной общей массе.
Использование перечисленных нами методических приемов (изменение одного из данных, интерпретация задачи в виде таблицы) при решении простых задач подготовит учащихся к решению составных задач с пропорциональными величинами.
Для того чтобы дети не подходили формально к решению этих задач, необходимо варьировать в их сюжетах постоянную величину. Тогда запись задачи в таблице и ее схематическая интерпретация будут восприниматься ребенком с необходимостью, и активизировать его мыслительную деятельность. В противном случае он будет ориентироваться на образец.
Естественно, такой подход к решению задач с пропорциональными величинами пишут С.А.Зайцева и И.Б.Румянцева, возможен в том случае, «если с самого начала знакомства с задачей велась целенаправленная работа по формированию у младших школьников умений анализировать текст задачи, выявлять в нем математические отношения, устанавливать взаимосвязь между данными и искомыми величинами и соотносить текстовую и схематическую модель задачи» [5].
Кроме этого, авторы советуют «при решении задач на нахождение четвертого пропорционального использовать различные способы ее решения.
1. Способ прямого приведения к единице»[5].
Этот способ состоит в том, что сначала узнают значение единицы одной из пропорциональных величин, затем значение указанного в условии количества. К единице приводят величину, для которой даны оба значения. Рассмотрим на примере.
Задача: На 6 одинаковых платьев израсходовали 30 м ткани. Сколько ткани потребуется на изготовление 3 таких платьев?
В этой задаче известны два значения количества и одно значение общего расхода. При решении способом прямого приведения к единице сначала находим расход на 1 платье:
(30 : 6) ∙ 3 = 15 (м).
В качестве тренировочных учащиеся выполняют творческие задания на составление задач по выражениям, например 84 : 6 ∙ 10, после того как учитель предложит тему, т. е. укажет, о каких величинах пойдет речь.
2. Способ обратного приведения к единице.
Среди задач на нахождение четвертого пропорционального (на тройное правило) встречаются те, которые наиболее рационально решать способом обратного приведения к единице. С ним также следует познакомить детей. Он сводится к нахождению соответствующего значения единицы той величины, для которой в условии указано лишь одно данное (одно значение). Она выявляется при записи в виде таблицы.
Сопоставим
два способа решения одной
и той же задачи.
Производительность | Время работы | Объем работы |
Одинаковая |
6 ч
? |
60 пл.
80 пл. |
Из таблицы видно, что дано одно значение времени, и два числа, обозначающих объем работы, т.е. сшитых детских платьев.
Решая способом обратного приведения к единице нужно узнать, сколько за один час можно сшить таких платьев.
Сравним два способа решения.
Способ прямого приведения к единице | Способ обратного приведения к единице |
360 : 60 = 6 (мин)
480 мин = 8 ч. |
|
Задача: Для засолки 12 кг огурцов разложили в 6 одинаковых банок. Сколько потребуется таких банок, чтобы разложить 24 кг огурцов?
Масса огурцов в 1 банке |
Количество банок |
Масса огурцов |
Одинаковая |
6 |
12 кг |
? |
24 кг |
Ученики могут пытаться решить эту задачу способом обратного приведения к единице: узнать массу огурцов в 1 банке (12 : 6 = 2 (кг)), а затем определить число банок, которое потребуется, чтобы засолить 24 кг (24 : 2 = 12 (б.))
Анализируя условие задачи, учащиеся убеждаются, что нельзя узнать, сколько требуется банок для засола 1 кг огурцов. Дети, более внимательные, вместе с учителем устанавливают зависимость между величинами: с увеличением массы возрастает и количество необходимых банок. Школьники определяют, сколько раз по 12 содержится в 24 кг, т. е. во сколько раз 24 больше 12, значит и банок получится во столько же раз больше.
Решение: 6 ∙ (24 : 12) = 12 (б.)
Проанализируем способ решения задачи на пропорциональное деление на примере следующей задачи.
Задача: Двум семьям нужно уплатить в месяц за газ 70 рублей. В одной семье 4 человека, а в другой 3 человека. Сколько должна уплатить в месяц каждая семья?
В ходе решения этой задачи требуется 70 рублей представить в виде суммы двух слагаемых пропорционально числу людей каждой семьи. После того как будет вычислено, что всего в двух квартирах проживают 3 + 4 = 7 человек, предстоит ответить на следующие вопросы:
Составлены две задачи на нахождение четвертого пропорционального.
Подвести
учащихся к самостоятельному решению
задач на пропорциональное деление
можно через преобразование задач
на нахождение четвертого пропорционального
или в результате составления
задачи по рисунку:
Дети способны предложить, например, такой вариант: «С одной грядки собрали 4 одинаковых ящика огурцов, а с другой 3 таких же ящика. Всего собрали 70 кг огурцов. Сколько огурцов собрали с каждой грядки?»
Решение задачи можно записать в виде выражений:
70 : (4 + 3) ∙ 4
70 : (4 + 3) ∙ 3
Также можно использовать данные способы и при решении задач на нахождение неизвестного по двум разностям.
При решении задач на пропорциональное деление, в содержание которых входят цена, количество, стоимость, приходится сумму двух значений количества предметов распределять прямо пропорционально двум числам. Если в каждом из рассмотренных случаев заменить сумму двух количеств их разностью, можно получить четыре различных вида задач с пропорциональными величинами. Одним из данных в них будет разность двух значений какой-либо из указанных выше величин. Таким образом, мы получили задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.
Покажем на конкретном примере взаимосвязь задач на пропорциональное и деление и задач, имеющих в качестве одного из данных разность двух значений определенной пропорциональной величины.
Задача: Купили 7 м шелка и 5 м шерстяной ткани по одинаковой цене. За всю ткань заплатили 360 рублей. Сколько денег заплатили за шелк и за шерстяную ткань отдельно?
В
беседе целесообразно выяснить, что
в задаче известно, что требуется
узнать, и записать ее текст кратко:
7 м шелка ?
5
м шерстяной ткани ?
Можно и предлагать начертить схему.
Решение записывается в виде выражений:
360 : (7 + 5) ∙ 7
360 : (7 + 5) ∙ 5
Ответ: 210 рублей заплатили за 7 м шелка,
150 рублей заплатили за 5 м шерстяной ткани.
Чтобы установить связь между условием задачи и способом решения, обычно проводится анализ решения.
Используя текст данной задачи, под руководством учителя учащиеся могут составить обратную. Вместо знаков вопроса ставят полученные ответы, число 360 стирают, получают такую запись:
7
м шелка 210 р.
5
м шерстяной ткани 150 р.
Вначале
целесообразно выяснить, почему же за
7 м шелка заплатили больше, чем за 5 м шерстяной
ткани, и на сколько больше. Заносят
данные в таблицу, преобразуют ее и получают
такую:
7
м шелка на 60 рублей больше ?
5
м шерстяной ткани ?
По полученной краткой записи дети составляют задачу: «Купили 7 м шелка и 5 м шерстяной ткани по одинаковой цене. За шелк уплатили на 60 рублей больше, чем за шерстяную ткань. Сколько денег уплатили за шелк и шерстяную ткань отдельно?»
Решение записывается в виде выражений:
60 : (7 – 5) ∙ 7
60 : (7 – 5) ∙ 5
Выяснение того, что обозначает каждое число в этих выражениях необходимо для осознанной работы. Далее учащиеся вычисляют их значения и дают ответ на вопрос задачи.
Следовательно, как мы узнали, для наиболее успешной работы над формированием у младших школьников навыка решения задач с пропорциональной зависимостью целесообразно вести систематическую, целенаправленную методическую деятельность при которой важно применять систему методических приемов.