Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 10:42, дипломная работа
Цель работы состоит в выявлении эффективных методических приемов, используемых учителем начальных классов, повышающих качество формирования у младших школьников умений и навыков решения текстовых задач с пропорциональной зависимостью.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава I. Обучение младших школьников решению задач с пропорциональной зависимостью
1.1. Текстовая задача и процесс ее решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Виды задач с пропорциональной зависимостью в начальном курсе математики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Методические приемы обучения младших школьников решению тестовых задач с пропорциональной зависимостью . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава II. Особенности методической деятельности учителя начальных классов при обучении учащихся решению задач с пропорциональной зависимостью
2.1 Качество умений и навыков учащихся начальных классов решения задач с пропорциональной зависимостью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Методическая деятельность учителя при решении младшими школьниками задач с пропорциональной зависимостью различного вида . .
2.3. Анализ особенностей методической деятельности учителя начальных классов при обучении учащихся решению задач с пропорциональной зависимостью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выводы
к I главе
Таким образом, опираясь на источники, можно смело утверждать, что задачи, решаемые школьниками в младших классах, занимают одну из важнейших ступеней в их обучении. Существует множество различных определений понятию текстовой задачи, огромное количество классификаций и методов их решения.
Итак, текстовая задача – это математическая задача, которая по своей структуре имеет условие и вопрос. Она представляет собой словесную модель ситуации, явления, события, процесса и т. п. Как в любой модели, в текстовой задаче описывается не все событие или явление, а лишь его количественные и функциональные характеристики.
Существуют различные виды
В задачах с пропорциональной зависимостью, включенных в начальный курс математики рассматриваются, в основном, три процесса - купля - продажа, движение и работа. Первый процесс характеризуется такими величинами, как цена, количество, стоимость; второй - скоростью, временем и расстоянием; а третий - производительностью, временем, объемом работы.
При обучении младших школьников решению задач с пропорциональной зависимостью можно выделить три основных вида:
- на
нахождение четвертого
- на пропорциональное деление,
- на
нахождение неизвестного по
Учитель начальных классов должен сформировать навык у учащихся решения задач. Этого требует программа. А для качественного решения этой проблемы необходимо применять наиболее эффективную методику работы. Нами были выявлены следующие условия, помогающие учителю выполнить эту работу наиболее успешно:
- формировать
у школьников знания о задачах,
- вырабатывать
умения разбиения задачи на
составные части, использовать
различные методы решения,
- формировать
умения решать задачи
1) подготовительный,
2) ознакомление с определенным видом задач,
3) закрепление умений;
- познакомить
учащихся подробно с
- использовать в методике обучения решению задач с пропорциональной зависимостью общий подход, который складывается из следующих компонентов:
а) знаний о задачах, структуре задач, процессе и этапах ее решения, методах и способах, приемах решения,
б) умений выполнять каждый из этапов решения любым из методов и способов решения, используя любой из приемов, помогающих решению;
- процесс решения каждой задачи должен состоять из пяти этапов:
1) ознакомление с содержанием задачи,
2) поиск
ее решения (выбор
3) составление плана решения,
4) запись решения и ответа,
5) проверка решения;
-
применять в процессе обучения
решению задач интересующего
нас вида разнообразные
-
вести работу по формированию
навыка решения задач на
Глава II
Особенности
методической деятельности
учителя начальных
классов при обучении
учащихся решению
задач с пропорциональной
зависимостью
2.1 Качество умений и навыков учащихся начальных классов решения задач с пропорциональной зависимостью
ВВЕДЕНИЕ.
Целями нашей опытно - экспериментальной части было:
3. Провести
аналогичное первому
Наша опытно – экспериментальная работа проводилась в 3 «Б» классе школы № 756. В исследовании принимали участие 23 школьника. Данный класс работает по программе «Гармония» и учебнику математики, разработанному Н. Б. Истоминой, так как дети имеют достаточно высокий уровень развития.
На первом этапе
практического исследования нами была
проведена беседа с учителем по вопросам
используемой учителем методики обучения
решению задач с
Для выявления более детального представления об уровне сформированности умения решать задачи с пропорциональной зависимостью у детей данного класса, было проведено контрольное тестирование в виде разнообразных заданий, направленных на решение текстовых задач с пропорциональной зависимостью с помощью различных методических приемов. В процессе выполнения заданий учащиеся демонстрировали следующие умения:
- анализировать текст задачи,
- выполнять модель к тексту задачи, а также уметь ее читать,
-
выбирать модель к задаче
- составлять задачу по модели,
- решать задачу арифметическим методом,
-
выбирать верное решение
Предлагаем
текст данной работы (см. Приложение
№ 1), а результаты исследования приведены
в таблице№ 1(см. Приложение № 2).
Контрольное тестирование № 1
Фамилия,
имя: ______________________________
Ученик купил по одинаковой цене 5 тетрадей в клетку и 3 в линейку. За тетради в клетку он заплатил 40 руб. Сколько стоят тетради в линейку? а) в) б)
г)
В трех
одинаковых ящиках 21 кг апельсинов. Сколько
килограммов апельсинов в 8 таких ящиках?
? ?
70 кг ______________________________
Для засолки 12 кг огурцов разложили в 6 одинаковых банок. Сколько потребуется таких банок, чтобы разложить 24 кг огурцов? а) 24 : (12 : 6) = 12 (б.) б) 24 : 6 · 12 = 48 (б.) в) 12 : 6 · 24 = 48 (б.) |
Контроль качества умения учащихся решать задачи с пропорциональной зависимостью
№ | Фамилия, имя | Умение выбирать модель к задаче | Умение анализировать текст задачи | Умение
составлять задачу по |
Умение выбирать решение |
1 | Анастасия Б. | + | + | - | + |
2 | Артем М. | + | - | + | - |
3 | Залина Р. | + | - | - | - |
4 | Анастасия К. | + | + | - | + |
5 | Артем Х. | + | + | + | - |
6 | Есения К. | + | + | + | - |
7 | Екатерина В. | + | - | - | - |
8 | Елена М. | + | + | - | + |
9 | Ксения К. | + | - | - | + |
10 | Дмитрий Г. | + | + | - | + |
11 | Дмитрий Б. | + | + | - | - |
12 | Николай И. | + | + | - | - |
13 | Александра Л. | + | + | - | - |
14 | Мария И. | + | - | - | + |
15 | Евгения П. | + | - | - | + |
16 | Максим З. | + | + | - | - |
17 | Евгения Ш. | + | + | - | + |
18 | Даниил И. | + | + | - | + |
19 | Дария Р. | + | + | + | + |
20 | Мария Ш. | + | + | - | - |
21 | Арина И. | + | + | - | - |
22 | Максим У. | - | + | - | - |
23 | Никита А. | + | + | - | - |
24 | Людмила А. | + | + | + | - |
Справились: | 23 чел. | 18 чел. | 5 чел. | 10 чел. | |
Качество знаний: | 96% | 75% | 21% | 42% |