Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 10:42, дипломная работа
Цель работы состоит в выявлении эффективных методических приемов, используемых учителем начальных классов, повышающих качество формирования у младших школьников умений и навыков решения текстовых задач с пропорциональной зависимостью.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава I. Обучение младших школьников решению задач с пропорциональной зависимостью
1.1. Текстовая задача и процесс ее решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Виды задач с пропорциональной зависимостью в начальном курсе математики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Методические приемы обучения младших школьников решению тестовых задач с пропорциональной зависимостью . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава II. Особенности методической деятельности учителя начальных классов при обучении учащихся решению задач с пропорциональной зависимостью
2.1 Качество умений и навыков учащихся начальных классов решения задач с пропорциональной зависимостью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Методическая деятельность учителя при решении младшими школьниками задач с пропорциональной зависимостью различного вида . .
2.3. Анализ особенностей методической деятельности учителя начальных классов при обучении учащихся решению задач с пропорциональной зависимостью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
Педагогический
колледж №14
ПЦК физико-математических дисциплин и методики преподавания
Тема:
«Формирование у учащихся начальных классов навыка решения задач с пропорциональной зависимостью»
Васильева
Любовь Андреевна
Научный руководитель:
преподаватель методики математики
Дырив Ольга Федоровна
Рецезент:
преподаватель методики
математического развития
Оценка_____________
Председатель ГАК_____________
Дата защиты « » _________ 2009г.
С
О Д Е Р Ж
А Н И Е
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава I. Обучение младших школьников решению задач с пропорциональной зависимостью
1.1. Текстовая задача и процесс ее решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Виды
задач с пропорциональной
1.3. Методические
приемы обучения младших
Глава II. Особенности методической деятельности учителя начальных классов при обучении учащихся решению задач с пропорциональной зависимостью
2.1 Качество умений и навыков учащихся начальных классов решения задач с пропорциональной зависимостью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Методическая
деятельность учителя при
2.3. Анализ
особенностей методической
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В В Е Д Е Н И Е
Одна из основных целей начального курса математики – формирование умения решать текстовые задачи.
Каких бы образовательных концепций учитель ни придерживался, по каким бы программам и учебникам ни работал, он не может не ставить перед собой цель научить детей решать задачи, причем не только математические, но и орфографические, природоведческие, бытовые и др. Обучение решению задач в той или иной мере происходит при изучении любого предмета.
Текстовые задачи на уроке математики в начальных классах могут быть использованы для самых различных целей: для подготовки к введению новых понятий (в частности, арифметических действий); для ознакомления с новыми понятиями, свойствами понятий; для показа области применимости изучаемых понятий; для углубления и расширения формируемых математических знаний и умений; для формирования вычислительных навыков; для обучения методам и приемам решения задач на разных этапах этого обучения; для многих иных целей.
Проблема исследования – выявить особенности методики обучения младших школьников решению текстовых задач с пропорциональной зависимостью.
Объектом нашего исследования является процесс обучения младших школьников решению текстовых задач с пропорциональной зависимостью.
Предметом исследования являются особенности методической деятельности учителя начальных классов в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач с пропорциональной зависимостью.
Цель работы состоит в выявлении эффективных методических приемов, используемых учителем начальных классов, повышающих качество формирования у младших школьников умений и навыков решения текстовых задач с пропорциональной зависимостью.
Задачи:
В нашем исследовании использовались следующие методы:
Глава I
Обучение младших школьников решению задач
пропорциональной
зависимостью
Термин задача используется в жизни и в науке очень широко. Этим термином обозначаются очень многие и различные понятия. До настоящего времени нет общего определения понятия «задача».
Задача может рассматриваться как с бытовой точки зрения, так и в разных науках: психологии, педагогике, логике и других.
Г.А.Балл, анализируя различные трактовки, дает такую последовательность определений задачи:
Эта последовательность определений не охватывает всех точек зрения на понятие «задача», имеющихся в педагогической литературе.
С точки зрения А.Ф.Эсаулова, задача определяется как «более или менее определенные системы информационных процессов, несогласованное или даже противоречивое отношение, между которыми вызывается потребность в преобразовании» [12].
С позиции А.Ф.Эсаулова задача является «изложением требования «найти» по «данным» вещам другие «искомые» вещи, находящиеся друг к другу и к данным вещам в указанных отношениях». При этом понятие «вещь», «найти», «искомые» определяются не особо.
По характеру требований можно выделить следующие задачи:
Кроме данной классификации существует много других, например по способам решения (арифметические, практические, логические и др.).
Система современных методов и средств обучения математике младших школьников рассматривает, в основном, текстовые задачи, которые занимают одно из ведущих мест в начальной школе.
«Текстовая задача – это математическая задача, в которой есть хотя бы один объект, являющийся реальным предметом. Она представляет собой словесную модель ситуации, явления, события, процесса и т. п. Как в любой модели, в текстовой задаче описывается не все событие или явление, а лишь его количественные и функциональные характеристики.» - это мнение Т.Е.Демидовой, А. П. Тонких [4].
В каждой задаче, утверждают математики, можно выделить:
«1) числовые значения величин, которые называются данными, или известными (их должно быть не меньше двух);
2) некоторую систему функциональных зависимостей в неявной форме, взаимно связывающих искомое с данными и данные между собой;
3) требование или вопрос, на который надо найти ответ.
Числовые значения величин и существующие между ними зависимости, т. е. количественные и качественные характеристики объектов задачи и отношение между ними, называют условием задачи. В задаче обычно не одно, а несколько условий, которые называют элементарными.
Требования могут быть сформулированы как в вопросительной, так и в повествовательной форме, их также может быть несколько. Величину, значения которой требуется найти, называют искомой величиной, а числовые значения искомых величин – искомыми, или не известными.
Систему взаимосвязанных условий и требований называют взыскательной моделью задачи» [4].
В начальных классах ведущую роль играют простые задачи, которые представляют собой частный случай элементарных задач (содержащих только одно основное соотношение), т. к. выполняют функцию формирования математических понятий. В связи с этим, в зависимости от тех понятий, которые рассматриваются в начальном курсе математики, М.А.Бантова и Г.В.Бельтюкова предлагают следующую классификацию простых задач.
Первая группа включает простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий:
Вторая группа включает в себя простые задачи, при решении которых учащиеся усваивают связь между компонентами и результатами арифметических действий. Это простые задачи на нахождение неизвестного компонента сложения, вычитания, умножения и деления (8 видов).
Третья
группа включает простые задачи, при
решении которых раскрываются понятия
разности (6 видов) и кратного отношения
(6 видов).
Также в систему входят сложные задачи (содержащие систему двух и более взаимосвязанных соотношений), называющиеся «составными» [2].
С помощью решения простых задач формируется одно из центральных понятий начального курса математики — понятие об арифметических действиях и ряд других понятий. Умение решать простые задачи является подготовительной ступенью овладения учащимися умением решать составные задачи, так как решение составной задачи сводится к решению ряда простых задач. При решении простых задач происходит первое знакомство с задачей и её составными частями.
Рассмотрим основные вопросы процесса обучения решению текстовых задач. По мнению С.Е.Царевой, «обучение решению задач – это специально организованное взаимодействие учителя и учащихся, цель которого – формирование у учащихся умения решать задачи»[10].
Чтобы раскрыть данный аспект, показать его механизм в действии, необходимо определить те понятия, которыми мы привычно пользуемся в методике.